Памяти Георгия Семеновича Венецианова
В июне 1965 года умер главный режиссер Ленинградского цирка заслуженный деятель искусств РСФСР Георгий Семенович Венецианов. И все, кто встречался с ним на цирковой арене, тяжело восприняли эту утрату.
Венецианов прожил хорошую жизнь. Гардемарин, потом молодой офицер, он сразу после Октября отдал себя целиком служению революции. Воевал в качестве командира Красного Флота во время гражданской войны. А демобилизовавшись, окончил драматическую школу и служил как актер в театрах Ленинграда, Пензы, Пскова и других городов. Тогда же Венецианов начинает писать пьесы. Лучшая из них — «Джума Машид» — о борьбе народа Индии против колониализма была поставлена в ряде театров, в том числе в Москве в театре бывший «Корш». Позже эту пьесу вместе с поэтом А. Жаровым Венецианов переработал в пантомиму «Индия в огне», с успехом шедшую на ленинградской и московской аренах. Тогда-то Георгий Семенович начинает серьезно увлекаться цирковым искусством. Этому помогает его работа в качестве заведующего литературной частью Ленинградского мюзик-холла, программа которого в значительной мере состояла из цирковых номеров.
В годы Великой Отечественной воины Венецианов возвращается на флот, — он начальник строевой части Военно-морской медицинской академии. С 1946 года он становится художественным руководителем Ленинградского цирка. Сколько артистов с благодарностью вспоминают беседы этого умного, высокообразованного режиссера о конкретном номере, о развитии циркового искусства, о новаторстве советского цирка. Сколько мастеров обязаны его советам. Он ставил целые представления, отдельные номера, пантомимы, привлекал к работе в цирке писателей, художников, инженеров, ученых. Особое внимание Венецианов обращал на клоунов, добиваясь того, чтобы у них был оригинальный репертуар, на музыкальных эксцентриков, организовав для них студню, и на артистов, выступающих с лошадьми. Он был сторонником лучших образцов классического цирка. И не только говорил о них, но и как режиссер стремился их поддерживать и развивать.
Смерть взяла этого честного, талантливого, образованного, творческого, умного и доброго человека. Но все то лучшее, что сделал Венецианов в цирке, останется навсегда. Мастера манежа будут помнить Георгия Семеновича, отдавшего им все, что у него было. И если теперь наш цирк стал лучшим в мире, а этом значительная доля и творческого труда Г. С. Венецианова.
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий