Памяти Михаила Николаевича Туганова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 19:53 | 4.01.2017

Памяти Михаила Николаевича Туганова

Памяти Михаила Николаевича ТугановаНа вечные времена в истории советского цирка вошло имя великолепного мастера советской арены Михаила Николаевича Туганова. Народный артист РСФСР, создатель многих превосходных конных аттракционов. Туганов почти полвека работал в советском цирке, и номера, созданные под его руководством, неизменно вызывали восторг зрителей в нашей стране и за рубежом.

Еще в детстве ученик Владикавказского городского училища Миша Туганов полюбил лошадей. Летние каникулы он проводил у родственников в Северной Осетии. Двоюродный брат Миши — Асланбек — был отличным наездником, победителем многих соревнований. Асланбек, видя, с каким интересом и увлечением Миша переживает все перипетии конных состязаний и игр, стал обучать своего братишку искусству верховой езды.

Жизнь горцев, полная сурового труда, чудесная, романтическая природа, вечерние рассказы у костра о замечательных наездниках, о знаменитых лошадях завораживала маленького горожанина. Он оказался способным и терпеливым учеником. Уже к концу первого лета он ловко скакал на неоседланном коне. Конечно, бывало и так, что непокорный конь сбрасывал начинающего наездника на каменистую землю. Но мальчик вел себя, как настоящий джигит, и упорно продолжал тренироваться.

На следующий год Миша Туганов уже был полноправным участником конных соревнований. В размеренной и довольно однообразной жизни кавказских горных аулов эти соревнования превращались в подлинные народные праздники. Каждый стремился продемонстрировать различные приемы джигитовки, показать наивысшую скорость. По всей линии скачки по обеим сторонам дороги стояли взволнованные зрители. Азартные болельщики заключали пари, предрекая победу одному, поражение другому. В программу таких соревнований включались элементы национальных игр: на всем скаку поднять с земли медный пятак, схватить неожиданно брошенную папаху и, держа ее в руке, примчаться к линии финиша. Судьями были строгие седовласые старцы, в прошлом сами лучшие джигиты... Победителя награждали новой буркой, папахой, в его честь поднимали рог с ароматным вином.

Молодой Туганов не раз выходил победителем в этих соревнованиях.

Шла гражданская война. В начале 1920 года Михаил Туганов добровольцем вступил в Красную Армию. В занятиях под руководством опытных кавалеристов еще больше оттачивалось мастерство наездника.

Демобилизация застала Михаила Туганова в Ростове-на-Дону. И здесь счастливый случай свел его со знаменитым джигитом Алибеком Кантемировым. слава о котором гремела по всему Кавказу. С неподражаемой лихостью и мастерством Алибек демонстрировал в цирке целую серию сложнейших трюков. Михаил Туганов раньше даже‘не представлял, что верховая езда может быть такой эффектной и увлекательной, что ее можно довести до такого виртуозного искусства.

После окончания представления Туганов, набравшись храбрости, пошел за кулисы. И эта встреча решила судьбу Михаила.

Произошло то. о чем молодой красноармеец не смел и мечтать — Кантемиров предложил ему выступать вместе в конном дуэте. Об этом периоде своей жизни Туганов впоследствии всегда вспоминал с чувством огромной благодарности.

С Кантемировым Туганов проработал несколько лет. А потом создал собственный номер и в качестве партнера пригласил своего брата Абрека, тоже первоклассного наездника. Но вместе они проработали всего два года. Однажды во время репетиции лошадь Абрека поскользнулась, и он упал, сломав позвоночник.

Нужно было искать новых партнеров Михаил поехал в Северную Осетию. В аулах он собрал наездников-горцев и создал с ними конный аттракцион В горах Кавказа. Это было представление, состоящее из множества оригинальных трюков, связанных сюжетно. Один из них был особенно хорош: в сцене погони похитители ранили коня Туганова. Раненый конь падал. Джигит перевязывал коню «раненую» ногу, и лошадь покидала манеж, осторожно ступая на трех ногах и вытянув вперед «раненую». В цирке долго не смолкали бурные аплодисменты...

Началась война. Верные патриотическому долгу, конники под руководством Туганова прямо из Московского цирка, на своих конях выехали в Действующую армию.

Много славных боевых дел было на счету бывших цирковых артистов. Однажды капитану Туганову было приказано доставить важное донесение командиру соединения, действовавшего неподалеку от города Вереи. Обстановка на этом участке была очень напряженной, вести о положении частей неоднократно менялись, телефонная связь была нарушена Туганов отправлен с донесением. Подъезжая к небольшой деревне, он и не подозревал, что она занята гитлеровцами. Появление советского кавалериста настолько ошеломило их, что они даже не сразу схватились за оружие. Но этих нескольких секунд было достаточно, чтобы наездник на всем скаку осадил коня, поднял его на дыбы и, развернувшись, помчался прочь из деревни. Очнувшись от замешательства, гитлеровцы начали палить по смельчаку. Несколько пуль просвистело около Туганова, в трех местах была прострелена бурка... И тут ему в голову пришла спасительная мысль — использовать свой коронный трюк. На полном карьере он вдруг схватился и грудь и сделал обрыв, то есть всем корпусом откинулся назад, закрепившись ногами в стременах, а его голова и руки волочились по земле. Прекрасно тренированный КОНЬ СЛОВНО понял, что хозяину грозит смертельная опасность, — он прибавил ходу и на глазах у гитлеровцев умчал всадника из деревни. Вот как бывает! Удачно примененный цирковой трюк спас жизнь наезднику.

Сражаясь в рядах кавалерийского корпуса, казачий ансамбль понес большие потерн. Одиннадцать наездников погибли в боях, многие были ранены. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, сформировало кавалерийский ансамбль песни и пляски, включив в него цирковых наездников, а также талантливых певцов и танцоров из самодеятельности. И всегда, в походе и на привалах артисты ансамбля были самыми желанными и любимыми гостями воинов.

Маршал Советского Союза Рокоссовский в приказе войскам 1-го Белорусского фронта 9 октября 1944 года отметил: «Донской казачий ансамбль 2-го Гвардейского кавалерийского краснознаменного корпуса за время Отечественной войны прошел славный героический путь... В боях против немецко-фашистских захватчиков под Москвой, на Смоленщине и Белоруссии участники ансамбля проявили геройство и отвагу, па что многие из них были удостоены правительственных наград».

Этот приказ — бесценная реликвия — хранится в Ленинградском музее цирка.

Краснознаменный кавалерийский корпус и его Казачий ансамбль вместе с частями 1-го Белорусского фронта вступил в поверженный Берлин. Участники ансамбля выступали на ступенях разрушенного рейхстага. Хор казаков исполнял победную песню. Величественная мелодия впервые звучала в гитлеровском логове. С волнением слушали песню воины Красной Армии, штурмовавшие Берлин. Долго гремели аплодисменты под сводами рейхстага, когда прозвучали последние аккорды.

Мечта казака сбылась: наши кавалеристы в те победные дни поили своих коней и в Шпрее и в Эльбе.

Кончилась война. Демобилизовавшись, Туганов принялся за формирование нового состава ансамбля. Он поставил конное представление под названием «На Дону», программу «Конный цирк», демонстрировавшуюся в Париже, организовал новый национальный коллектив «Иристон».

В начале шестидесятых годов Михаил Николаевич Туганов ушел на пенсию. Свой конный аттракцион он передал дочери Дзерассе, работавшей с отцом и ставшей прекрасной наездницей. Но до самых последних дней жизни Михаил Николаевич не порывал связи с цирком — цирк по-прежнему оставался содержанием всей его жизни. В программе Московского цирка на Цветном бульваре «Отцы и дети» знаменитый джигит, народный артист РСФСР, кавалер нескольких орденов и многих медалей, выходил на манеж вместе со своей дочерью Дзерассой и внучкой Ниной, которая тоже работает в цирке. Славная династия замечательных артистов Тугановых продолжается.

В мае этого года советский цирк постигла тяжелая утрата — Михаила Николаевича не стало. В скорбном молчании стояли на манеже у гроба артиста его товарищи и ученики. Молодой артист держал под уздцы двух лошадей — они тоже провожали в последний путь своего друга.


М. Долгополов

оставить комментарий


 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования