Париж улица Мари-Роз
Так называется рассказ о годах парижской эмиграции Владимира Ильича Ленина... Читает его заслуженная артистка РСФСР Нина Валериановна Михаловская.
Актриса появляется на эстраде с небольшой книжкой — лирическим дневником Валентина Катаева «Маленькая железная дверь в стене», положенным в основу рассказа, — с книжкой, в которую вложена красная гвоздика. Гвоздика — символ верности великому революционному долгу, символ стойкости и неувядаемой памяти. После концерта, за кулисами, я увидел, как актриса бережно завертывала в целлофан этот скромный искусственный цветок. Поймав мой взгляд, Нина Валериановна сказала: «Это из венка на могиле Анри Барбюса. Я берегу его с 1937 года».
Так я прикоснулся к давней творческой предыстории того, что услышал в этот вечер с концертной эстрады. Зрители не всегда представляют себе, сколько труда, поисков вложено в полтора-два часа пребывания мастера художественного слова на эстраде. Михаловская выступает давно. Еще в начале 30-х годов молодая артистка МХАТ вместе с крупнейшими мастерами прославленного театра исполняла отрывки из «Белых ночей» Достоевского, на что ее в свое время благословил Вл. И. Немирович-Данченко. Затем последовали такие большие работы, как «Повести Белкина», композиции по «Войне и миру», вечер рассказов Чехова... Но, пожалуй, ни одна из прежних программ не рождалась так трудно и вместе с тем так последовательно, как эта. Большая тема зрела постепенно, но с годами все настойчивее требовала законченного художественного воплощения.
Еще в 1934—1935 годах Анри Барбюс много рассказывал Михаловской о Париже, его революционных традициях, о жизни Владимира Ильича в этом городе. В его рассказах ожили дорогие нам места, связанные с пребыванием Ленина на французской земле: маленькая улочка Мари-Роз, Парижская Национальная библиотека, кладбище Пер-Лашез и, разумеется, небольшое селеньице Лонжюмо... В 1937 году, когда Михаловская впервые побывала в Париже с Художественным театром, все услышанное от Барбюса обрело реальный образ. Именно в те годы окончательно окрепло желание рассказать широкой аудитории об одном из интереснейших этапов революционной жизни Ленина. Начались поиски добротного материала, на основе которого можно было бы создать литературную композицию.
И вот — лирический дневник Валентина Катаева «Маленькая железная дверь в стене»: произведение оригинальное, своеобразное по жанру, окрашенное внутренним волнением художника-Именно эта книга стала путеводителем Михаловской во время ее последнего пребывания в Париже. Вместе с незримо присутствовавшим автором бродила актриса по тому Парижу, который связан с именем Владимира Ильича. Нина Валериановна обретала новых друзей, помогавших ей в большой и увлекательной работе. Один из них — директор квартиры-музея на улице Мари-Роз Антуан Лежандр. Его рассказы позволили зримо воссоздать дни, проведенные Владимиром Ильичей и Надеждой Константиновной в старом доме на небольшой парижской улочке.
Одно дело прочитать описание скромного жилища Ильича, другое — увидеть собственными глазами, почувствовать саму атмосферу жизни Ленина в те годы. Тогда маленькая кухонька со старомодной газовой плитой переставала быть просто кухней, а превращалась в нечто большее —в место встреч Ленина с русскими и французскими товарищами, где шли жаркие споры. Небольшой столик Надежды Константиновны переставал быть обычным столом — он становился одновременно и секретариатом Ленина и его подпольным бюро: без всяких секретарей и сотрудников здесь шла в те годы огромная работа.
Эмоциональное восприятие памятных ленинских мест все теснее связывалось с подготовительной работой над текстом композиции. Полтора года кропотливого труда вложено актрисой и режиссером — лауреатом Всероссийского конкурса А. И. Сэм в то, что мы слышим сегодня с эстрады под названием: «Париж, улица Мари-Роз». Авторы композиции понимали всю сложность и, главное, ответственность программы, рождавшейся в стенах мастерской художественного слова Москонцерта. Они не могли ограничиться только текстом Катаева — приходилось подробнее рассказывать о политических и других деятелях, упоминающихся в лирическом дневнике. Начались поиски всего написанного о Ленине времен парижской эмиграции. Очень помогли встречи со старыми большевиками, знавшими Ленина по Парижу, в частности с Т. Ф. Людвинской, бывшим секретарем секции большевиков во французской столице. На помощь пришли и научные сотрудники Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
В результате родилась композиция, о которой группа старых большевиков, прослушавших ее в Музее Революции, могла написать: «Ваша композиция вышла за пределы книги Катаева. Это Ваш большой творческий труд». Творческий труд... Он не только в создании текста композиции. Н. Михаловская понимала, какие сложности возникают перед ней, мастером художественного слова, при чтении произведения, которое можно охарактеризовать как особый вид художественной публицистики. Ведь наряду с лирическими строками Катаева в композиции звучат отрывки из воспоминаний и писем Н. К. Крупской, Т. Ф. Людвинской, С. И. Гопнер и многих других соратников Ильича, менее всего претендующих на художественное мастерство, но необычайно важных для нас. Да и сам жанр «лирического дневника» уже предполагает неоднородность эмоционального накала повествования. Возвышенные лирические строки сочетаются со своеобразными жанровыми картинами (например, посещение дома, в котором некогда размещалась партийная школа в Лонжюмо), иногда даже своего рода краткими «справками» о том или ином персонаже дневника. Эпический строй повествования прерывается строками из стихов.
Все это Создает большие трудности для чтеца. И здесь актриса вместе с режиссером вступила на путь, несколько забытый нашей школой художественного чтения. Я имею в виду творчество А. Закушняка. Именно он в своей книге «Вечера рассказа» писал (и сам воплощал на сцене) о таких формах литературных выступлений на эстраде, которые позволяют «придать исполняемому произведению характер беседы автора со слушателями». Такую форму выступления и предполагает исполнение композиции «Париж, улица Мари-Роз». Своеобразие предлагаемого материала заключается в том, что слушателю необходимо известное время, чтобы «настроиться на волну» и самого жанра композиции и ее исполнения. Рождение образа Ильича — а именно это является основной целью и содержанием композиции — происходит на протяжении всего рассказа. В большинстве случаев это достигается не столько средствами художественного описания, сколько самими фактами, подчас довольно прозаическими, даже протокольно изложенными.
Нина Валериановна Михаловская — достойная представительница школы Художественного театра — естественно, тяготеет к созданию по ходу рассказа портретов, пусть даже мимолетных. Ей дороги любые «бытовые» детали, встречающиеся на страницах лирического дневника. Поэтому так запоминаются и «очаровательные ладони» М. Ф. Андреевой, и фигура безразличного к великой истории нынешнего владельца домика, в котором некогда размещалась партийная школа, и т. п. И тогда вдруг начинаешь ощущать, что такая «бытовая детализация», как, впрочем, и некоторые стихотворные вставки (вероятно, вполне уместные при чтении собственно книги Катаева), как бы вырывают слушателя из общего, обретенного им повествовательно-эмоционального «ключа» всей композиции. Соображения эти, понимая их дискуссионность, я считаю необходимым высказать, ибо Н. Михаловская только приступила к созданию больших художественно-публицистических портретов. У актрисы интересные планы: она намеревается воссоздать образы Инессы Арманд, Марии Федоровны Андреевой... Это закономерное продолжение важной линии в богатом искусстве художественного слова.
Значение работы Н. Михаловской заключается не только в том, что она успешно развивает интересный и нужный жанр художественной публицистики на эстраде. Очень дорого, что компо-сиция «Париж, улица Мари-Роз» посвящена Ильичу. Артистку слушали на вечерах старых большевиков, молодых рабочих, студентов... Выступала она и по радио, Теплый прием, благодарные письма слушателей — не только свидетельство политической важности этой работы, но и признание большого благородного труда и мастерства актрисы. Хотелось бы, чтобы афиша: «Париж, улица Мари-Роз». Читает заслуженная артистка РСФСР Н. В. Михаловская» — значительно чаще появлялась не только на улицах Москвы, но и других городов нашей страны.
В. КЛЮЕВ, кандидат искусствоведения
Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий