В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Парный эквилибр

Трюки парного эквилибра значительно сложнее, чем ручного. Их можно выполнять с катушкой, шаром и вольностоящей лестницей. В номерах парного эквилибра исполнители делятся на нижнего и верхнего*.

*Очень подробно этот цирковой жанр  освещен в книге В. Запашного «Вольтижная акробатика», М., «Искусство», 1960.

Нижний должен уметь, держа на себе верхнего, твердо и уверенно стоять на катушке, шаре или вольностоящей лестнице. Верхний должен уметь хорошо «входить» на плечи нижнего, стоять ногами на его голове, выполнять стойку на голове у партнера и т. п.

Прежде чем переходить к трюкам с реквизитом, необходимо хорошо освоить их в партере. Готовиться к выступлениям в паре можно начинать одновременно с освоением баланса на катушке, шаре и т. п. Причем каждый исполнитель тренируется в соответствии со своими индивидуальными способностями. Нижний осваивает сохранение равновесия, стоя на аппаратуре, а верхний тренирует стойку на обеих руках, одной руке и стойки на голове без участия рук. Для парных выступлений верхнему необходимо прежде всего освоить входы на плечи нижнего. Мы расскажем о тех входах, которые применяют при парном эквилибре с реквизитом.

Первый вариант входа. Нижний встает позади верхнего на расстоянии полушага от него. Верхний отводит руки назад, нижний берет его за кисти рук простым хватом.

Исполнители немного приседают, верхний отталкивается ногами и в группировке выходит вверх на прямые руки нижнего. Нижний, подхватив толчок верхнего, поднимает его вверх и, выпрямив руки, ставит верхнего себе на плечи (рис. 171). Отпустив руки верхнего, нижний придерживает его за икры ног ниже колен. При этом нижнему следует отвести локти в стороны назад до предела, а голову плотно прижать к ногам верхнего, создавая упор для него.

Верхний в момент взлета держит руки выпрямленными в локтях. Встав на плечи нижнего, он соединяет пятки вместе, носки разводит в стороны, несколько присогнутыми в коленях ногами упирается в голову нижнего. Чтобы вернуться в исходное положение, верхний должен присесть и дать нижнему прямые руки. Нижний, согнув руки, опускает верхнего в исходное положение. Такой вход верхнего на плечи нижнего можно выполнять, стоя на катушке и на шаре.

Второй вариант входа. Нижний встает позади верхнего и берет его за кисти рук также простым хватом. Сделав толчок, верхний, держа руки прямыми, сгибает ноги перед собой под прямым углом и, немного разведя их, садится на плечи нижнего (рис. 172). Чтобы встать на плечи нижнего, верхний берется правой рукой за руку нижнего, левую руку кладет на его голову и, опираясь на руки, ставит на плечи нижнего сначала левую ногу, а затем правую.

Парный эквилибр

Разогнув корпус, он встает на плечи нижнего. Нижний подает верхнему прямую правую руку. Голову нижнему следует держать напряженно, чтобы верхний мог опираться на нее. Как только верхний поставит левую ногу на плечо нижнего, нижний должен захватить ее левой рукой под коленом. То же самое ему надо-сделать и тогда, когда верхний поставит на его плечо правую ногу. Если верхний будет стоять на плечах нижнего уверенно, нижний может не держать его. При этом верхнему, чтобы не потерять равновесия, следует упираться ногами о голову нижнего, а нижнему можно руки развести в стороны (рис. 173).

Третий вариант входа. Верхний встает рядом с нижним лицом к нему, немного расставив ноги. Нижний берется правой рукой за правую руку верхнего. Верхний кладет левую руку на голову нижнего и, опираясь на нее, выходит на левое плечо нижнего (рис. 174). Нижний, присев и просунув левую руку между ногами верхнего, поднимает его и сажает к себе на левое плечо. Чтобы встать на плечи нижнего, верхний берется за правую руку нижнего, опираясь на нее, а левой рукой опирается на голову нижнего. Правая рука нижнего должна быть выпрямленной и напряженной. Левую руку нижний подставляет под левую ступню верхнего и, поднимая ее, помогает верхнему встать на плечи. Возвращаясь в исходное положение, верхний должен стараться не делать резких движений, иначе упражнение нельзя будет выполнять, стоя на катушке, шаре и т. п. Если нижний стоит на вольностоящей лестнице, то верхний может выйти к нему на плечи, выполняя только последний вариант входа. В этом случае верхний влезает по ступенькам лесенки до самого верха и встает лицом к партнеру. Затем он переходит на его плечи. Но нижний может подниматься вверх по лесенке с уже сидящим на его плечах партнером. Хорошо освоив входы верхнего на плечи нижнего в партере, партнеры могут переходить к тренировкам с аппаратурой. Если нижний стоит на катушке, то верхний может входить к нему на плечи, применив любой вариант входа, но предварительно встав на ту же катушку, на которой стоит нижний. Причем, если верхний должен встать спиной к нижнему, то нижний берет верхнего за талию, а верхний, придерживаясь руками за руки около кистей нижнего, подпрыгивает и встает на катушку. При другом варианте выхода верхний, проделав те же движения, должен встать лицом к нижнему, стоящему на катушке.

Парный эквилибрВ том случае, когда нижний стоит на шаре, вход на его плечи верхним осуществляется так же, как если бы нижний стоял на катушке. Верхний, вскочив на шар, на котором стоит нижний, приближается к нему вплотную спиной или лицом в зависимости от варианта входа. Из отдельных освоенных трюков можно создать номер парных эквилибристов, выступающих с аппаратурой. Для выполнения таких трюков нижний   обязательно должен надевать шапочку. Ее можно сделать из старой фетровой шляпы или специально сшить.

Прежде всего, верхний должен научиться с плеч нижнего подниматься на его голову и стоять ногами на голове нижнего. Чтобы выполнить этот трюк, нижний подает верхнему выпрямленные руки. Верхний, опираясь них, ставит правую ногу на голову нижнего так, чтобы внутренняя сторона ступни пришлась около центральной линии нижнего, мысленно проведенной от носа по черепной коробке до позвоночника. Затем верхний ставит левую ногу вплотную к правой и, отпустив руки нижнего, выпрямляется. Верхний должен стоять на голове нижнего, не расслабляя корпуса и не сгибая ног в коленях. Чтобы нижний мог уверенно держать верхнего, верхний должен носками ног опираться на переднюю часть головы нижнего (рис. 175).

Для возвращения в исходное положение партнеры должны проделать все движения в обратной последовательности, то есть, упираясь на руки нижнего, верхний снимает ноги с головы нижнего и ставит их на его плечи и т. д. Освоив этот трюк, верхний может попробовать стоять на голове у партнера на одной ноге. Для этого ступню правой ноги следует поставить по центру воображаемой линии головы нижнего (рис. 176). Стоя на голове у партнера на одной ноге, верхний может свободную ногу отвести назад или вынести вперед, согнув ее в колене и вытянув носок. Если в качестве верхнего исполнителя выступает девушка, то она может сделать арабеск (рис. 177).

Более сложно выполнять стойку на руках на голове у партнера. Для этого верхний, выйдя на плечи нижнего, кладет кисти рук на его голову по центру. Чтобы руки не скользили, большой палец одной руки следует положить поверх большого пальца другой руки (рис. 178). Нижний руками придерживает руки верхнего около локтей, помогая ему в момент выхода в стойку. Если выход верхнего в стойку на голову нижнего выполняется в партере, то нижний в момент толчка верхнего, также в темп, слегка приседает и производит толчок, облегчая верхнему выход в стойку. Если трюк выполняется на какой-либо аппаратуре, то нижний не может произвести толчка ногами и верхний должен выходить в стойку без помощи нижнего (рис. 179).

Парный эквилибр

Освоив стойку на обеих руках на голове нижнего, можно переходить к стойке на одной руке на голове партнера. Для этого верхний должен войти на плечи нижнего и положить кисть правой руки на его голову. Нижнему следует держать голову прямо, не поднимая и не опуская ее. Это обязательное условие выполнения всех стоек на его голове. Верхний левой рукой упирается на прямую левую руку нижнего, а нижний правой рукой придерживает верхнего за локоть правой руки. Верхний, оттолкнувшись от плеч нижнего (нижний по возможности помогает ему), выходит в стойку. Отпустив левую руку нижнего, верхний вначале отводит левую руку в сторону, а затем подводит к своему корпусу. Нижний, освободив руки, разводит их в стороны ладонями вниз, сохраняя равновесие. Верхний должен стоять не расслабляя мышц и самостоятельно не балансировать, полностью доверив осуществление равновесия нижнему (рис. 180).

При возвращении в исходное положение партнеры должны проделать все движения в обратной последовательности. Парные эквилибристы демонстрируют и стойку верхнего головой на голове нижнего. Для этого партнеры, подойдя лицом друг к другу и подняв руки на уровень ширины плеч, захватывают кистями предплечье друг друга выше локтей. Причем руки нижнего должны оказаться внутри рук верхнего. По команде нижнего партнеры немного разводят руки в стороны и вверх и одновременно оба слегка приседают. Затем верхний, резко отталкиваясь ногами от пола, выходит вверх, слегка наклонив корпус в сторону нижнего. Нижний в момент толчка верхнего выпрямляется, облегчая движения верхнего, и поднимает руки над головой.




Парный эквилибр

Верхний, держа ноги сгруппированными, ведет спину вверх до вертикального положения, опираясь о предплечья нижнего кистями рук. Голову ему следует держать так же, как при выполнении стойки на кистях. Затем верхний мягко, без рывков выпрямляет ноги с отведенными носками вверх. Для лучшей ориентировки нижний во время выхода верхнего в вертикальное положение отклоняет голову назад, следя за положением корпуса верхнего. В тот момент, когда верхний будет находиться над головой нижнего, нижний выпрямляет руки, а верхний нагибает голову. Нижний опускает верхнего головой на свою голову. Верхний, почувствовав упор о голову нижнего, слегка разводит ноги в стороны и опускает их под углом 90° (рис. 181). Нижний постепенно, без рывков переводит руки, не отрывая их от рук верхнего, с его предплечий на запястья. Верхний, закрепив корпус, целиком подчиняется нижнему, который осуществляет общее равновесие. Нижний, установив равновесие, отпускает руки верхнего и разводит руки в стороны. Баланс в данном случае осуществляется за счет упора передней частью головы (ближе ко лбу) обоих исполнителей. Партнеры, хорошо освоившие эту стойку, могут выполнять ее не толь ко с разведенными ногами верхнего. Верхний может быть и сгруппированным, с вытянутыми вверх ногами и руками, прислоненными к корпусу (рис. 182).

Хорошо освоив трюк, партнеры переходят к демонстрации его на катушке (рис. 183) и на шаре (рис.. 184). Например, верхний, выйдя на плечи партнера, стоящего на катушке, выполняет у него на голове стойку на обеих руках (рис. 185). Такую же стойку можно выполнять и с партнером, стоящим на шаре (рис. 186). Кроме того, верхний может стоять обеими ногами на голове нижнего, балансирующего на катушке и на шаре, или на одной ноге, или на одной руке (рис. 187—192).

Парный эквилибр

Эти же трюки можно выполнять и на вольностоящей лестнице (рис. 193—197). Для работы в паре лестницу следует делать невысокой, ступеней на шесть. Выполнять трюки следует так же, как и в партере, но с особой осторожностью. При возвращении в исходное положение все движения следует, как обычно, выполнять в обратной последовательности, но опять-таки очень осторожно. Вновь освоенные трюки следует вводить в номер для выступления, добавляя их к репертуару или заменяя ими более слабые. Разобранные выше трюки сложны для выполнения в паре на аппаратуре. В первое время их тренировок необходимо применять подвесную лонжу. Освоившие эти трюки партнеры становятся эквилибристами высокого класса.

Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100