В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Пасынки Терпсихоры

Народный танец! Многоцветная россыпь национальных плясок, которыми так богата народная хореография.

Знаменитые белорусские – «Лявониха», «Крыжачок», «Бульба» «Юрочка». Какое богатство красок и эмоций, какой благодарный материал! Здесь есть о чем говорить, о чем писать. Но прежде чем рассказать, что можно увидеть на эстрадных концертах Белорусской филармонии и как представлен там народный танец, придется сделать небольшое отступление и поговорить о том, как

ТРУДНО БЫТЬ АРТИСТОМ БАЛЕТА ЭСТРАДЫ

Трудно не только потому что артисту все время приходиться разъезжать и из-за различных   организационных неполадок далеко не всегда удается выполнить «норму концертов». Трудно и потому, что танцовщики эстрады, предоставленные сами себе, должны быть одновре­менно исполнителями, либреттистами, постановщиками, художниками и так далее. Понятно, не каждый артист может ответить всем этим требова­ниям. Рассчитывать на помощь изве­стных мастеров эстрадного танца, которых у нас не так уж много, поч­ти не приходится. Остается один выход: запастись изрядной суммой денег и обращаться за помощью к постановщику, часто не имеющему ни таланта, ни мастерства, ни вкуса. Таким путем на эстраду проникают пляски нередко псевдонародные, вы­кроенные по одному шаблону: «рус­ские переплясы», «венгерские чарда­ши» и особенно часто — ставшие сейчас модными — «кубинские», «мексиканские» и другие «салонно-экзотические» танцы, которые состо­ят лишь в очень отдаленном родстве с фольклором этих стран. Невоз­можность часто обновлять репертуар приводит к тому, что на эстраде, призванной откликаться на злобу дня, обыгрываются устаревшие уже темы: высмеиваются моды, давно вышед­шие из обихода, пародируются тан­цы, уже никем не танцуемые.

Обидно было видеть такое и на белорусской эстраде, где среди ар­тистов балета есть квалифицирован­ные и опытные танцовщицы и тан­цовщики: 3. Гапарова, Г. Эстерлейн, И. и А. Кудрявцевы, Е. Волчек, В. Те­рещенко, заслуженный артист рес­публики Ю. Слепнев и другие, кото­рые сумели бы точно передать на­циональный колорит любой народ­ной пляски. Трудно быть балетным артистом на эстраде! Очевидно, поэтому на конкурс эстрадных исполнителей, объявленный Белорусской филармо­нией в сентябре 1963 года, не было подано ни одного заявления. А но­вые молодые силы белорусской эстраде очень нужны. Однако ничего не делается для того, чтобы их при­влечь и подготовить. На конкурсный просмотр артисты балета должны прийти уже с готовыми номерами. Школы для артистов эстрады в Бе­лоруссии нет. А где брать эстрадные номера выпускникам хореографиче­ского училища, подготовленным для работы в театре? Фактически полу­чается, что молодежь приглашают войти в закрытую дверь.

Но нельзя во всем винить только Белорусскую филармонию. Было бы преувеличением сказать, что здесь дело обстоит хуже, чем везде. Нет, здесь даже кое-что делается, чтобы как-то помочь артистам эстрады. Для консультации танцевальных но­меров приглашается большой знаток народного танца главный балетмей­стер Государственного ансамбля БССР А. Опанасенко. Художествен­ный руководитель филармонии пы­тается изыскать средства, чтобы взять в штат хореографа-балетмей­стера, который мог бы отрабатывать номера, давать тренажные уроки ар­тистам. Все это хорошо. Но отдель­ные улучшения здесь не спасут. Было бы справедливым уравнять в правах артистов балета эстрады с артистами других видов хореографического ис­кусства, чтобы они перестали чувст­вовать себя «пасынками Терпсихо­ры». Только создав артистам балета эстрады условия для настоящей творческой работы, можно требовать от них высокоидейный и художест­венный репертуар, периодическое его обновление и пропаганду под­линно национальной хореографии.

Ну а пока... Пока из россыпи бе­лорусских народных плясок на сцену попадают только крупинки. Из обще­го количества танцевальных номе­ров — более двадцати, — исполняе­мых артистами республиканской фи­лармонии, всего лишь четыре бело­русские — народные.  Все они более или менее удачно поставлены сами­ми артистами. Успешно справились, например, с этой задачей И. и А. Куд­рявцевы, которые в достаточно яр­кой и доходчивой форме танца показывают, как скромная и веселая девушка дает отпор слишком бойко­му «ухажеру» или как колхозный ме­ханизатор обучает свою подругу работе на тракторе. Артисты задума­ли поставить еще один белорусский номер на историко-революционную тему. Удачных национальных номеров в репертуаре балетных артистов мог­ло бы быть значительно больше, ес­ли бы к постановке их привлекались люди, хорошо знающие народный белорусский танец и специфику эст­рады. О том, что в республике нет балетмейстеров, работающих в обла­сти эстрадного танца, мне не раз приходилось слышать от артистов, ездивших для постановки своих но­меров в Москву, Ленинград и другие города страны. Но согласиться с этим утверждением нельзя.

ПОСТАНОВЩИКИ ЕСТЬ В БЕЛОРУССИИ

Я не буду сейчас говорить о ба­летмейстерах Театра оперы и балета, Ансамбля танца и других крупных танцевальных  коллективов.  Не  буду говорить и о старейших белорусских мастерах эстрадного танца В. Михедо и Н. Гильзенце, способных оказать значительную помощь в постановке эстрадных номеров. Но, к сожале­нию, мало привлекаются к созданию эстрадных танцев люди, накопившие опыт в этой области. «Белорусский шуточный танец» и «Русская пляска», созданные заслуженным артистом БССР Г, Мартыновым, «Спортивный танец», поставленный Г. Мартыновым и Э. Пинно, «Кубинский танец», соз­данный И. Дорониной, и некоторые другие номера свидетельствуют о том, что у этих постановщиков есть «порох в пороховницах» и что они могут создать еще немало интерес­ных и ярких номеров, в которых про­фессионализм и знание национально­го фольклора будут сочетаться с ба­летмейстерской выдумкой и изобре­тательностью. Постановки их смогли бы обогатить репертуар не только эстрадных танцовщиков, но и кон­цертные программы артистов Бело­русского театра оперы и балета — постоянного поставщика танцеваль­ных номеров на эстрадные пло­щадки.

Эти программы, особенно по ча­сти народного и национального бе­лорусского танца, давно уже требуют обновления. Многие концертные номера буквально десятилетиями не сходят со сцены. Например, цыган­ский танец, созданный более двух десятилетий назад старейшими ма­стерами белорусской хореографии А. Николаевой и С. Дречиным, пре­вратился в своеобразную эстафету поколений. А белорусских народных танцев в концертных программах почти нет. Конечно, нелегко создать хоро­ший эстрадный номер на националь­ном, в частности, на белорусском, материале. Для этого, безусловно, нужны высокая квалификация, ма­стерство, богатая фантазия. Трудно, но не невозможно! Лишнее доказа­тельство тому — примеры из практи­ки Ансамбля танца и других профес­сиональных и самодеятельных танцевальных коллективов республики. Многие созданные ими номера свидетельствуют о том, что

БЕЛОРУССКИЙ ТАНЕЦ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ЭСТРАДЕ.

...На зеленой, залитой солнцем лужайке резвятся веселые молодые бычки — танцовщики. Они гоняются друг за другом, озорничают (и вме­сте с тем исполняют сложные инте­ресные трюки). Появляется малень­кий строгий пастушок, и моменталь­но воцаряется спокойствие. Но па­стушок молод так же, как и бычки. И вот они уже веселятся снова, те­перь все вместе... Этот колоритный номер, постав­ленный А. Опанасенко на основе на­родного танца «Бычки», привлекает своей жизнерадостностью, яркостью, теплым юмором. Недаром народная артистка РСФСР С. Мессерер назва­ла его «маленьким шедевром», кото­рый может украсить эстрадную про­грамму. По мотивам народного тан­ца «Козочки» один из старейших белорусских хореографов И. Хворост поставил забавный концертный но­мер для учеников хореографическо­го училища. Народные танцы, кото­рые смело могут быть включены в любую эстрадную программу, есть и в репертуаре профессиональных и самодеятельных коллективов респуб­лики: Государственного ансамбля песни и танца, Брестского народного молодежного ансамбля танца, на­родных ансамблей Тракторного за­вода, Политехнического института и т. д. К сожалению, руководители этих коллективов еще недостаточно работают над сольным парным белорусским танцем, более удобным для исполнения на эстраде,

А вообще надо признать, что по­ка у белорусских хореографов в об­ласти эстрадного танца больше пла­нов, чем свершений, больше пред­стоит им сделать, чем уже сделано. Безусловно, им необходима для ре­шения многих организационных во­просов помощь Министерства куль­туры БССР. И может быть, в отдель­ных случаях — Министерства культу­ры СССР. Но и самим мастерам эстрадного танца надо работать, про­бовать, искать.


Юлия ЧУРКО, научный сотрудник Института искусствоведения БССР

Журнал Советский цирк. Март 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100