Пасынки Терпсихоры
Народный танец! Многоцветная россыпь национальных плясок, которыми так богата народная хореография.
Знаменитые белорусские – «Лявониха», «Крыжачок», «Бульба» «Юрочка». Какое богатство красок и эмоций, какой благодарный материал! Здесь есть о чем говорить, о чем писать. Но прежде чем рассказать, что можно увидеть на эстрадных концертах Белорусской филармонии и как представлен там народный танец, придется сделать небольшое отступление и поговорить о том, как
ТРУДНО БЫТЬ АРТИСТОМ БАЛЕТА ЭСТРАДЫ
Трудно не только потому что артисту все время приходиться разъезжать и из-за различных организационных неполадок далеко не всегда удается выполнить «норму концертов». Трудно и потому, что танцовщики эстрады, предоставленные сами себе, должны быть одновременно исполнителями, либреттистами, постановщиками, художниками и так далее. Понятно, не каждый артист может ответить всем этим требованиям. Рассчитывать на помощь известных мастеров эстрадного танца, которых у нас не так уж много, почти не приходится. Остается один выход: запастись изрядной суммой денег и обращаться за помощью к постановщику, часто не имеющему ни таланта, ни мастерства, ни вкуса. Таким путем на эстраду проникают пляски нередко псевдонародные, выкроенные по одному шаблону: «русские переплясы», «венгерские чардаши» и особенно часто — ставшие сейчас модными — «кубинские», «мексиканские» и другие «салонно-экзотические» танцы, которые состоят лишь в очень отдаленном родстве с фольклором этих стран. Невозможность часто обновлять репертуар приводит к тому, что на эстраде, призванной откликаться на злобу дня, обыгрываются устаревшие уже темы: высмеиваются моды, давно вышедшие из обихода, пародируются танцы, уже никем не танцуемые.
Обидно было видеть такое и на белорусской эстраде, где среди артистов балета есть квалифицированные и опытные танцовщицы и танцовщики: 3. Гапарова, Г. Эстерлейн, И. и А. Кудрявцевы, Е. Волчек, В. Терещенко, заслуженный артист республики Ю. Слепнев и другие, которые сумели бы точно передать национальный колорит любой народной пляски. Трудно быть балетным артистом на эстраде! Очевидно, поэтому на конкурс эстрадных исполнителей, объявленный Белорусской филармонией в сентябре 1963 года, не было подано ни одного заявления. А новые молодые силы белорусской эстраде очень нужны. Однако ничего не делается для того, чтобы их привлечь и подготовить. На конкурсный просмотр артисты балета должны прийти уже с готовыми номерами. Школы для артистов эстрады в Белоруссии нет. А где брать эстрадные номера выпускникам хореографического училища, подготовленным для работы в театре? Фактически получается, что молодежь приглашают войти в закрытую дверь.
Но нельзя во всем винить только Белорусскую филармонию. Было бы преувеличением сказать, что здесь дело обстоит хуже, чем везде. Нет, здесь даже кое-что делается, чтобы как-то помочь артистам эстрады. Для консультации танцевальных номеров приглашается большой знаток народного танца главный балетмейстер Государственного ансамбля БССР А. Опанасенко. Художественный руководитель филармонии пытается изыскать средства, чтобы взять в штат хореографа-балетмейстера, который мог бы отрабатывать номера, давать тренажные уроки артистам. Все это хорошо. Но отдельные улучшения здесь не спасут. Было бы справедливым уравнять в правах артистов балета эстрады с артистами других видов хореографического искусства, чтобы они перестали чувствовать себя «пасынками Терпсихоры». Только создав артистам балета эстрады условия для настоящей творческой работы, можно требовать от них высокоидейный и художественный репертуар, периодическое его обновление и пропаганду подлинно национальной хореографии.
Ну а пока... Пока из россыпи белорусских народных плясок на сцену попадают только крупинки. Из общего количества танцевальных номеров — более двадцати, — исполняемых артистами республиканской филармонии, всего лишь четыре белорусские — народные. Все они более или менее удачно поставлены самими артистами. Успешно справились, например, с этой задачей И. и А. Кудрявцевы, которые в достаточно яркой и доходчивой форме танца показывают, как скромная и веселая девушка дает отпор слишком бойкому «ухажеру» или как колхозный механизатор обучает свою подругу работе на тракторе. Артисты задумали поставить еще один белорусский номер на историко-революционную тему. Удачных национальных номеров в репертуаре балетных артистов могло бы быть значительно больше, если бы к постановке их привлекались люди, хорошо знающие народный белорусский танец и специфику эстрады. О том, что в республике нет балетмейстеров, работающих в области эстрадного танца, мне не раз приходилось слышать от артистов, ездивших для постановки своих номеров в Москву, Ленинград и другие города страны. Но согласиться с этим утверждением нельзя.
ПОСТАНОВЩИКИ ЕСТЬ В БЕЛОРУССИИ
Я не буду сейчас говорить о балетмейстерах Театра оперы и балета, Ансамбля танца и других крупных танцевальных коллективов. Не буду говорить и о старейших белорусских мастерах эстрадного танца В. Михедо и Н. Гильзенце, способных оказать значительную помощь в постановке эстрадных номеров. Но, к сожалению, мало привлекаются к созданию эстрадных танцев люди, накопившие опыт в этой области. «Белорусский шуточный танец» и «Русская пляска», созданные заслуженным артистом БССР Г, Мартыновым, «Спортивный танец», поставленный Г. Мартыновым и Э. Пинно, «Кубинский танец», созданный И. Дорониной, и некоторые другие номера свидетельствуют о том, что у этих постановщиков есть «порох в пороховницах» и что они могут создать еще немало интересных и ярких номеров, в которых профессионализм и знание национального фольклора будут сочетаться с балетмейстерской выдумкой и изобретательностью. Постановки их смогли бы обогатить репертуар не только эстрадных танцовщиков, но и концертные программы артистов Белорусского театра оперы и балета — постоянного поставщика танцевальных номеров на эстрадные площадки.
Эти программы, особенно по части народного и национального белорусского танца, давно уже требуют обновления. Многие концертные номера буквально десятилетиями не сходят со сцены. Например, цыганский танец, созданный более двух десятилетий назад старейшими мастерами белорусской хореографии А. Николаевой и С. Дречиным, превратился в своеобразную эстафету поколений. А белорусских народных танцев в концертных программах почти нет. Конечно, нелегко создать хороший эстрадный номер на национальном, в частности, на белорусском, материале. Для этого, безусловно, нужны высокая квалификация, мастерство, богатая фантазия. Трудно, но не невозможно! Лишнее доказательство тому — примеры из практики Ансамбля танца и других профессиональных и самодеятельных танцевальных коллективов республики. Многие созданные ими номера свидетельствуют о том, что
БЕЛОРУССКИЙ ТАНЕЦ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ЭСТРАДЕ.
...На зеленой, залитой солнцем лужайке резвятся веселые молодые бычки — танцовщики. Они гоняются друг за другом, озорничают (и вместе с тем исполняют сложные интересные трюки). Появляется маленький строгий пастушок, и моментально воцаряется спокойствие. Но пастушок молод так же, как и бычки. И вот они уже веселятся снова, теперь все вместе... Этот колоритный номер, поставленный А. Опанасенко на основе народного танца «Бычки», привлекает своей жизнерадостностью, яркостью, теплым юмором. Недаром народная артистка РСФСР С. Мессерер назвала его «маленьким шедевром», который может украсить эстрадную программу. По мотивам народного танца «Козочки» один из старейших белорусских хореографов И. Хворост поставил забавный концертный номер для учеников хореографического училища. Народные танцы, которые смело могут быть включены в любую эстрадную программу, есть и в репертуаре профессиональных и самодеятельных коллективов республики: Государственного ансамбля песни и танца, Брестского народного молодежного ансамбля танца, народных ансамблей Тракторного завода, Политехнического института и т. д. К сожалению, руководители этих коллективов еще недостаточно работают над сольным парным белорусским танцем, более удобным для исполнения на эстраде,
А вообще надо признать, что пока у белорусских хореографов в области эстрадного танца больше планов, чем свершений, больше предстоит им сделать, чем уже сделано. Безусловно, им необходима для решения многих организационных вопросов помощь Министерства культуры БССР. И может быть, в отдельных случаях — Министерства культуры СССР. Но и самим мастерам эстрадного танца надо работать, пробовать, искать.
Юлия ЧУРКО, научный сотрудник Института искусствоведения БССР
Журнал Советский цирк. Март 1965
оставить комментарий