В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 11:16 | 30.05.2010
Взрослеющий цирк … Раздумья после фестиваля

Пятый фестиваль в Перми .  М. ЗапашныйВ Перми с огромным успехом прошел Пятый фестиваль-конкурс любительских коллективов имени Мстислава Запашного.  Минуло  какое-то время,  и можно спокойно, без страстей и излишних эмоций взглянуть на прошедшее событие. А в том, что этот  фестиваль становится заметным явлением в культурном пространстве России – сомневаться не приходится. Более 250 участников из самых разных регионов России и СНГ - от Сибири до Татарстана, от Урала до Крыма. Три дня конкурсных баталий. Жюри отсмотрело боле сотни номеров, представляющих многие  цирковые жанры - от  воздушной гимнастики до скакалок, от эквилибра до эксцентрики.

Комментарий  председателя жюри, заслуженного работника культуры Российской Федерации,  кандидата  педагогических наук директора Государственного училища циркового и эстрадного искусства  Валентины Михайловны Савиной:

 «Цирк - это праздник, а наш фестиваль - это демонстрация  народной любви к этому высокому виду искусства. Пермский фестиваль из года в год подтверждает, что в любительских коллективах идет серьезная работа с детьми и подростками. Там самоотверженно занимаются, а без энтузиазма руководителей невозможно было бы достигнуть таких высоких результатов. Мы наблюдаем явный  рост, новые работы, представленные на конкурс, качественно выше и по решению номеров, и по их исполнению.  Разумеется, не все дети станут профессиональными артистами, но это и не главная цель. Главное, что у  детей есть желание  быть  похожими на знаменитых цирковых артистов, есть желание совершенствовать  свое  тело, укреплять свой дух, закалять свой характер. А талант - он всегда  будет замечен и отмечен. По итогам конкурса жюри присудило десть призовых мест, но никто из приехавших на конкурс  не остался незамеченным.  Таков  принцип Пермского фестиваля.

Детский цирк «взрослеет» на глазах. Конкурсные выступления  становятся  все ближе к  профессиональным, - усложняются трюки, совершенствуется техника исполнения, появляются попытки выстроить драматургию номера. И тут встает вопрос о руководителях студий, их  творческий рост надобно поддерживать не только раз в два года на фестивалях.

Практически мнения «судейской коллегии» почти всегда совпадали (что говорит о профессионализме и объективности членов жюри). Высказывались  и особые мнения. Некоторые из членов жюри  сетовали на музыкальное оформление, частенько не совпадающее  по стилю  с  происходящим  на манеже. Эта работа «не в такт» особенно  раздражала заслуженного артиста России Евгения Манцырина.  Работа в  качестве дирижера циркового оркестра и преподавателя музыкального колледжа позволяет ему делать  замечания по подбору музыкального сопровождения номера. В конечном итоге неправильный подбор музыки утяжеляет номер, а иногда и вовсе  «забивает» исполнителей. Так что разговор о музыке - это не мелочь и не пустяк. Тем более, что изменения  в этом направлении пока  незначительные.

Говорили о костюмах. Порадовало, что как правило, костюмы на манеже  соответствовали «духу» номера, но  иногда все же   возникали претензии  к внешнему облику юных артистов. С тем,  что костюмчик «должен сидеть» согласны все, но не у всех руководителей хватает вкуса. Нельзя допускать слепого подражания взрослым цирковым нарядам, ведь на манеже – дети и значит, одежда должна соответствовать возрасту, и в тоже время  быть в «образе», соответствовать по всем параметрам. А это  тоже часть подготовки к конкурсной программе.  Отлично смотрелись костюмы у пермской «Грации», удачно нашли сценический образ и тюменцы для номера со скакалками.

- Хотелось бы видеть на манеже более яркие, праздничные костюмы, - таково мнение  члена жюри заслуженного  артиста Грузии Гии Эрадзе.

Сам артист на манеже выглядит как король. Так ведь и называется его шоу королевским, может быть поэтому его оценка чуть завышена. А впрочем, внешний вид артиста – часть цирковой культуры, и об этом забывать не стоит.

Но руководители разводят руками - коллективы, как правило, шьют костюмы на родительские  средства, и это ограничивает возможности юных артистов.

В редких случаях коллективы имеют постоянных спонсоров. Это либо  предприятия, находящиеся «в зоне»  действия коллективов или администрации районов, городов.  Между тем,  детские коллективы сами не имеют возможности зарабатывать деньги (да и не стоит их к этому приучать, не дай Бог), так что без поддержки им приходится туго.

Вообще, спонсорство в любительском цирке -  явление  редкое. С этим столкнулись и организаторы фестиваля. По  мнению директора Пермского цирка Сергея Стефанова - проведение подобных фестивалей должно проходить на средства государства, потому что  подобного рода мероприятия  имеют огромное воспитательное значении.  В зрительном зале яблоку негде было упасть - школы, детские дома, учреждения дополнительного образования - вот  основные категории  зрителей, а их в дни фестиваля было 13 тысяч. Цифра, согласитесь, внушительная.  Их аплодисменты - это не только признание успеха маленьких артистов, но и выражение восторга перед прекрасным искусством цирка. Детям свойственно подражать своим сверстникам,  так что  может быть,  в любительские коллективы придет новое пополнение,  а на улицах станет меньше  праздных подростков. В качестве положительного примера можно  назвать коллектив из города Березники,  в котором  занимается более сорока мальчишек, увлеченных современными спортивными играми. 

При вручении призов прозвучали названия многих  пермских фирм и конкретных личностей,  поучаствовавших в фестивале, но кто бы знал, каких  титанических  усилий   потребовалось  оргкомитету и директору Пермского цирка, чтобы получить поддержку от спонсоров. Нельзя не упомянуть народного артиста России Владимира Данилина, который  уже не первый год выделяет личные средства для призового фонда. Нынче это сумма составила 50 тысяч рублей  и была вручена.

Иногда помощь приходит нежданно-негаданно. Так нынче, благодаря  руководителю аттракциона «Пять континентов» фестиваль получил в свое распоряжение мощную современную световую и звуковую аппаратуру, что позволило  создать яркую атмосферу праздника на уровне современных технических средств.   

Что же касается организационных  проблем фестиваля, то огромную помощь оказал Пермский  институт искусства и культуры. Большой отряд студентов под руководством заслуженного работника культуры Р.Ф,  проректора  института Валентиной  Стефановой (она выступила в качестве режиссера-постановщика) участвовал во всех мероприятиях фестиваля - от открытия до закрытия.  Это позволило провести  торжественные церемонии и сам ход фестиваля на высоком профессиональном уровне - четко по организации,  ярко по зрелищности и с огромным вниманием и дружелюбиям к гостям и участникам фестиваля.

- Одна из особенностей Пермского фестиваля - в мастер-классах, - считает доцент института Стефанова. - Подобные творческие лаборатории,  на мой взгляд,  чрезвычайно полезны и  пользуются огромной популярностью.

Некоторые руководители коллективов признавались, что эта сторона фестиваля привлекает их не меньше, чем само выступление. Увидеть работу коллег из других городов, получить разбор собственного выступления  и понять, как и в каком направлении следует двигаться дальше, - такова программа мастер-классов. Они проходят после конкурсных дней фестиваля и являются своего рода подведением итогов. Для зрителей  и детей-артистов  важна парадная часть - награды, а для руководителей, не менее важным является именно разбор «полетов», в котором активное участие принимают члены жюри и сами руководители коллективов.

Анализ программы говорит о забвении некоторых жанров  и чрезмерном увлечении другими. Два года назад было много «скакалок», но были клоуны и дрессура собачек. Нынче много воздушной гимнастики и эквилибра, но нет ни клоунады, ни дрессуры.  Еще одно замечание. На улицах городов множество лихих велосипедистов-фигуристов, очень популярен сноуборд, распространены всякого рода спортивные танцы, однако  в конкурсной программе этих номеров не было.  А между тем, все эти увлечения  характерны для ХХI века.

Хочу высказать свое личное мнение и по поводу подсчета  балов. Не всегда «чистая» арифметика может правильно определить лучших. У нас тоже были споры. Но слава Богу, здравый смысл победил и удалось найти решение, не оставив никого из  лучших  артистов без наград…. Наверное пришло время что-то поменять в системе подсчета и подведении итогов. Кстати, этот же вывод  напрашивался и во время пермского балетного конкурса «Арабеск-2010», когда  благодаря формальному подсчету балов «за чертой» лауреатов осталась талантливая молодая балерина…Неплохо бы ввести в  программу  фестиваля и отдельный конкурс для руководителей любительских цирковых  коллективов - это был бы громадный стимул в их работе с маленькими артистами.

Время есть - до нового фестиваля-конкурса  два года. Пора начинать подготовку.

Татьяна Чернова

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100