Первое собрание секции цирковой акробатики
Добиваться пи рекордов, установленных спортсменами-акробатами? Или искать свои резервы, систематизируя и творчески перерабатывая богатейший опыт, накопленный в цирке? Что сделать, чтобы цирковая акробатика продолжала оставаться для зрителей одним из самых увлекательных и интересных зрелищ?
Как готовить будущих артистов-акробатов? Именно эти вопросы оказались в центре внимания участников первого творческого обсуждения секции акробатики при ЦДРИ. Тема была определена так: «Акробатика — пути развития и перспективы». Открыл конференцию доктор искусствоведения профессор Ю. Дмитриев. Он указал на отсутствие во многих акробатических номерах образности, эстетического начала, без которых цирк превращается в ремесленничество. Эту же мысль продолжил в своем вступительном слове художественный руководитель ГУЦЭИ заслуженный артист РСФСР Л. Шляпин. Он выразил сожаление, что до сих пор в цирке не родилась наука об акробатике, в то время как в спорте создан Научно-методический центр, проводятся исследования, эксперименты, которые становятся достоянием масс.
В прениях выступили: Е. Воронцов из мастерской оригинального жанра Москонцерта, главный режиссер Московского цирка народный артист РСФСР М. Местечкин, в прошлом известный акробат, руководитель номера «Икарийские игры», а ныне режиссер Московского цирка на Цветном бульваре В. Плинер, заслуженный артист РСФСР М. Птицын, журналист, один из составителей цирковой энциклопедии Р. Славский, заслуженный деятель искусств РСФСР педагог и режиссер Всесоюзной дирекции Н. Степанов, бывший акробат, ныне преподаватель ГУЦЭИ И. Фридман и режиссер цирка заслуженный артист Молдавской ССР В. Херц.
Многие выступавшие говорили о том, что одним из самых серьезных вопросов является вопрос о подготовке кадров. Некоторые считают, что начинать подготовку будущих артистов целесообразнее не с четырнадцати лет, а в более раннем возрасте, как это делается в спорте. В то время, когда спортсмены уже достигают значительных результатов, в училище акробаты еще делают первые шаги. А дети младшего возраста принимаются в училище и цирк в весьма ограниченном количестве.
В связи с проблемой подготовки кадров участники обсуждения говорили также об улучшении преподавания акробатики в училище, предлагали увеличить количество репетиционных часов.
В словах артистов и педагогов звучала обоснованная тревога, вызванная тем, что методика преподавания одного и того же прыжка у разных преподавателей совершенно различна. Это, конечно, недопустимо. Поэтому важнейшей задачей является разработка научной методологии акробатики. Работа эта очень серьезная, требующая усилия многих заинтересованных людей.
Очень взволнованно говорили выступавшие о том, что в настоящее время достижения в спортивной акробатике выше, чем в цирковой.
Безусловно, тут нужно призадуматься, потому что хоть у спорта и искусства задачи разные, но средства выражения подчас одинаковые. Вообще-то в процессе обсуждения сложились две точки зрения. Представители первой считают, что действительно спортивная акробатика значительно опередила цирковую. Представители второй (и их большинство) делают вывод, что для уныния нет места. И хотя состояние акробатики в цирке оставляет желать лучшего, причина отставания не только в том, что спортсмены демонстрируют какие-то сложные элементы, а артисты нет. Конечно, хотелось бы и на арене видеть такие же высокие достижения, но в цирке очень важны образное начало и высокий артистизм.
И потому правы были и Ю. Дмитриев, и М. Местечкин, и В. Херц, когда напомнили, что главная задача артистов-акробатов заключается в том, чтобы создавать произведения искусства.
Итак, эстетическая ценность номера, композиционная чистота и цельность, образность, оригинальность подачи — вот за что должны бороться и артисты и режиссеры, вот по какому пути должна развиваться цирковая акробатика. Но, к сожалению, если говорить начистоту, то художников в цирке еще не очень много.
Участники обсуждения в своих выступлениях говорили о правомерности применения в прыжковой акробатике амортизирующей дорожки. И, несмотря на высказанные сомнения, не явится ли использование дорожки отходом от чистой акробатики; большинство присутствующих признали, что если эта дорожка помогает сделать прыжок более высоким, более красивым для зрителей, то в цирке не должно стоять вопроса: быть или не быть?
В процессе творческого обсуждения были подняты серьезные вопросы, для решения которых требуется и время и коллективный труд тех, кому не безразлична судьба цирковой акробатики.
И надо надеяться, что работа акробатической секции, созданной при Центральном Доме работников искусств, сумеет оказать влияние на дальнейшее развитие цирковой акробатики.
С. ТИГАШЕВА
оставить комментарий