В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Первые двадцать лет

Сценические образы Льва ГореликаАртисту Саратовской областной филармонии Льву Горелику присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вот уже более двадцати лет имя этого артиста связано с коллективом театра миниатюр «Микро». Горелик создал этот театр, руководит им и выступает в его программах.

Сценические образы Льва Горелика

Поздравляя артиста с почетным званием, мы публикуем статью писателя Виктора Ардова, который все эти годы внимательно следит за творческим  путем Льва Горелика и его партнеров. С некоторых пор понятие «театр одно­го актера» приобрело у нас права гражданства. Кажется, первым эти три слова пустил в обращение замечательный, к сожалению, рано ушедший от нас, артист Владимир Яхонтов. Вслед за ним лучшие наши чтецы воистину «держат площадку» в одиночку. Но это — только в жанре художественного чтения.

А эстрада, требующая по сути своей жанрового разнообразия (недаром ее вто­рое название: варьете — то есть много-жанрие), не терпит того, чтобы только один человек, хотя бы и самый ода­ренный, претендовал на длительное внимание аудитории. Вот почему гастро­лер-эстрадник непременно окружен кол­лективом сотрудников. Здесь так назы­ваемый антураж неизбежен. Но это нисколько не умаляет положения или дарования премьера. Наоборот: право главенствовать в коллективе говорит нам о многом. Уроженец города Саратова, Лев Горелик бесспорно принадлежит к числу этих немногих артистов-премьеров. Исполнилось двадцать лет с того дня, когда семнадцатилетний артист стал во главе бригады, впоследствии — пятнад­цать лет спустя — выросшей в театр «Микро». Более десяти программ выпу­щено за два десятилетия. Можно говорить уже о своеобразном стиле этого коллектива...

В спектаклях «Микро» есть пение и танцы, инструментальная музыка и номера оригинального жанра, сценки и мо­нологи, даже световые эффекты и сце­ническое оформление с сюрпризами (а это нелегко осуществлять, учитывая по­стоянные разъезды труппы и не слиш­ком богатую оснащенность многих пло­щадок). Все здесь есть. Но на первом месте — Лев Горелик. «Микро» не театр одного актера, а преимущественно одного актера. Горелик пишет репертуар не только для себя, но и для своих партнеров. (Сценки, монологи, интермедии в стихах и прозе, сочиненные артистом, вышли несколько лет назад отдельной книжеч­кой; ныне готовится второй «том» репер­туара малых форм, созданного Горели­ком.) Он окончил режиссерские курсы при ГИТИСе в Москве, под руководством В. Плучека, и чаще всего сам ставит спектакль.

Значит ли сказанное, что все стороны творчества Льва Горелика безупречны? Разумеется, нет. Но о недостатках и не­которых просчетах я скажу несколько ниже. Когда Горелик впервые появляется перед зрителями, те, кто ранее не встречался с ним, присматриваются и прислу­шиваются настороженно. Лет пятнадцать назад и я был в таком положении: впер­вые я попал на спектакль Горелика в Уфе. В тот раз ни музыка, ни предыгра партнеров не предваряли выхода на авансцену маленького, худенького юно­ши с буйными черными волосами и озорными темными глазами, которые расположены несколько вкось — как у зайца. Кстати, в наиболее удачных но­мерах Горелика много лет числится мо­нолог зайчика; вся внешность артиста чем-то напоминает повадки веселого и резвого обитателя лесной опушки... Итак, зрители глядят с некоторым недо­верием: еще неизвестно, не потеряем ли мы вечер зря? Но через две-три минуты от этого опасения и следа не остается.

Есть у Горелика редкое свойство: он сам радуется тому, что ему дано весело играть для людей. Артист не может, не желает скрыть этой радости. Такое явное удовольствие от общения со зрителями со стороны артиста хорошо тем, что оно сообщает интонацию всамделишности, детской игры, если хо­тите, и в то же время — иронии ко всему происходящему на сцене. А при той не­пременной значительной дозе гиперболы, которая нужна в сатире, без откровенной иронии не обойтись.

Горелику присущ такт, без которого сатирические выступления, да еще в гро­тесковой форме, просто неуместны. На сцене он не только действующее лицо, но и остроумный комментатор происходя­щего. А ведь именно в этом — в коммен­тариях к действительности и состоит, на мой взгляд, задача сатирического театра миниатюр. Мы всегда будем оценивать спектакли такого театра по принципу: как много и как точно увидено создате­лями спектакля в сегодняшней жизни.

Как же Лев Горелик видит мир? Диа­пазон наблюдений артиста достаточно широк. Экономика и нравы, искусство и культура, международные темы — все мы найдем в программах Саратовского театра, хотя не все это отражено на выс­шем уровне. В принципе, Горелика надо похвалить за оперативность и стремление быть на уровне. Но необходимо отметить, что в отборе жизненных явлений мы часто наблюдаем в театре «Микро» уже извест­ные темы и решения. Горелик движется как бы вторым эшелоном. Понятно, труд­но найти новое, не отраженное в искус­стве или литературе явление. Но вовсе отказаться от этого и означает перейти во второй эшелон.

Прошу понять меня правильно: я не рекомендую Саратовскому коллективу и и его руководителю обращаться к «пи­кантным темам», лежащим на грани доз­воленного. Нет. Но мне кажется, что не только отбор тем, но и решение их в сю­жете, в приеме подачи — начиная от жанра и кончая тональностью исполне­ния, оформления, постановки, — все име­ет значение. Если бы нужно было одной фразой определить творческую индивидуальность Горелика, я бы отметил способ­ность мгновенных перевоплощений. Он создает эскизно намеченные маски са­мых различных людей. И драматургия Горелика-автора направлена на то, что­бы дать возможность Горелику-артисту проявить свое умение на несколько ми­нут стать острохарактерным персона­жем. Играет ли он в сравнительно боль­шой сцене (или в целой сюите таких сцен), произносит ли всего одну реплику в фельетоне, меняет ли маски в корот­ких монологах характерных личностей — всюду артист приемами легкого шаржа знакомит нас со своими героями.

Вот тут-то Горелику-исполнителю и помогает Горелик-автор. Перевоплощение ужается лучше или хуже — что тоже естественно. Но текст написан, как пра­вило, достаточно выразительно. Взаимо­действие автора, артиста и режиссера рождает успех Горелика. Но иной раз актер слишком скупо на­мечает облик своего героя. Может быть, Горелик заранее надеется, что «вывезет» текст. Или дает осечку сам метод эскиз­ности: ведь эскизность предполагает сгу­щение в приемах, а не ослабление игро­вой, изобразительной стороны образа. Случается, что не удается добиться долж­ной степени типизации, но справедли­вости ради отметим, что побед у Горели­ка больше, чем поражений или «ничьих» в созданной им галерее типов. Неоцени­мую помощь оказывает артисту прису­щее ему чувство ритма.

В самом деле: если образ карикату­рен, условен, то и ритмический рисунок его может быть подчеркнут, заострен, — тут не возникнет разнобоя. А острые ритмы, особенно если их менять, способ­ны многое досказать нам о тех фигурах, что живут в данном ритме. Горелик уме­ло пользуется этой стороной актерской игры. Я говорил уже о стихотворном монологе зайца. Лесного обитателя Горе­лик изображает без малейших ухищре­ний. Просто изменилась ритмическая система в поведении артиста. Опасливо перекатываются зрачки, словно наблю­дая: нет ли где злых и сильных врагов маленького зверька. Руки превратились в передние лапы и быстро-быстро поче­сывают несуществующие, но ясно види­мые заячьи уши... Даже в артикуляции речи появилось что-то специфически заячье. Конечно, скорее — это заяц мультипликационных фильмов, чем «ко­сой», бегающий по лесу. Но удача авто­ра-артиста-режиссера здесь налицо: пе­ред нами заяц, ошеломленный городски­ми обычаями; «косой» наивно описывает свои похождения, а это описание — са­тирическая оценка того, что повидал и услышал заяц в Саратове...

Среди образов Горелика хочется ещё помянуть старого рыбака, словно сошед­шего с известной картины В. Перова. Театр «Микро» растет. Отличный му­зыкальный ансамбль участвует в спектаклях. Его руководитель В. Арафаилов великолепно ведет музыкальную часть. Да и весь состав небольшого оркестра, как говорится, на высоте. Тому немало помогает композитор А. Катц — тоже саратовец. Постоянно работает с театром «Микро» и саратовский поэт Б. Белов.

Много лет здесь пел А. Толчанов — лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады. Лауреатка того же конкур­са Л. Ровницкая вышла победительницей и на соревновании исполнителей совет­ской песни 1966 года. Молодая певица Галина Белаш недавно еще работала ин­женером на одном из заводов Саратова. Старый мастер эстрады и цирка Г. Говорящий, В. Ковтун — в прошлом артистка драмы, танцоры В. Анпилогова и В. Никифоров и еще несколько арти­стов входят в коллектив, не только фор­мально, но и по существу сильно помо­гая своему театру.

Итак, театр Льва Горелика — на пра­вильном пути, успех ему сопутствует. Разумеется, сие не означает, что можно успокоиться на достигнутом. Кстати, Го­релик и не успокоился. Он настойчиво ищет новые темы и новые формы. И, на наш взгляд, есть смысл поддержать жи­вое, симпатичное начинание Саратов­ской филармонии, которой наличие те­атра «Микро» делает честь: в редких концертных организациях существуют стойкие творческие коллективы, имею­щие свое лицо и к тому же большой стаж.


Журнал Советский цирк. Май 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100