Первые двадцать лет
Артисту Саратовской областной филармонии Льву Горелику присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вот уже более двадцати лет имя этого артиста связано с коллективом театра миниатюр «Микро». Горелик создал этот театр, руководит им и выступает в его программах.
Сценические образы Льва Горелика
Поздравляя артиста с почетным званием, мы публикуем статью писателя Виктора Ардова, который все эти годы внимательно следит за творческим путем Льва Горелика и его партнеров. С некоторых пор понятие «театр одного актера» приобрело у нас права гражданства. Кажется, первым эти три слова пустил в обращение замечательный, к сожалению, рано ушедший от нас, артист Владимир Яхонтов. Вслед за ним лучшие наши чтецы воистину «держат площадку» в одиночку. Но это — только в жанре художественного чтения.
А эстрада, требующая по сути своей жанрового разнообразия (недаром ее второе название: варьете — то есть много-жанрие), не терпит того, чтобы только один человек, хотя бы и самый одаренный, претендовал на длительное внимание аудитории. Вот почему гастролер-эстрадник непременно окружен коллективом сотрудников. Здесь так называемый антураж неизбежен. Но это нисколько не умаляет положения или дарования премьера. Наоборот: право главенствовать в коллективе говорит нам о многом. Уроженец города Саратова, Лев Горелик бесспорно принадлежит к числу этих немногих артистов-премьеров. Исполнилось двадцать лет с того дня, когда семнадцатилетний артист стал во главе бригады, впоследствии — пятнадцать лет спустя — выросшей в театр «Микро». Более десяти программ выпущено за два десятилетия. Можно говорить уже о своеобразном стиле этого коллектива...
В спектаклях «Микро» есть пение и танцы, инструментальная музыка и номера оригинального жанра, сценки и монологи, даже световые эффекты и сценическое оформление с сюрпризами (а это нелегко осуществлять, учитывая постоянные разъезды труппы и не слишком богатую оснащенность многих площадок). Все здесь есть. Но на первом месте — Лев Горелик. «Микро» не театр одного актера, а преимущественно одного актера. Горелик пишет репертуар не только для себя, но и для своих партнеров. (Сценки, монологи, интермедии в стихах и прозе, сочиненные артистом, вышли несколько лет назад отдельной книжечкой; ныне готовится второй «том» репертуара малых форм, созданного Гореликом.) Он окончил режиссерские курсы при ГИТИСе в Москве, под руководством В. Плучека, и чаще всего сам ставит спектакль.
Значит ли сказанное, что все стороны творчества Льва Горелика безупречны? Разумеется, нет. Но о недостатках и некоторых просчетах я скажу несколько ниже. Когда Горелик впервые появляется перед зрителями, те, кто ранее не встречался с ним, присматриваются и прислушиваются настороженно. Лет пятнадцать назад и я был в таком положении: впервые я попал на спектакль Горелика в Уфе. В тот раз ни музыка, ни предыгра партнеров не предваряли выхода на авансцену маленького, худенького юноши с буйными черными волосами и озорными темными глазами, которые расположены несколько вкось — как у зайца. Кстати, в наиболее удачных номерах Горелика много лет числится монолог зайчика; вся внешность артиста чем-то напоминает повадки веселого и резвого обитателя лесной опушки... Итак, зрители глядят с некоторым недоверием: еще неизвестно, не потеряем ли мы вечер зря? Но через две-три минуты от этого опасения и следа не остается.
Есть у Горелика редкое свойство: он сам радуется тому, что ему дано весело играть для людей. Артист не может, не желает скрыть этой радости. Такое явное удовольствие от общения со зрителями со стороны артиста хорошо тем, что оно сообщает интонацию всамделишности, детской игры, если хотите, и в то же время — иронии ко всему происходящему на сцене. А при той непременной значительной дозе гиперболы, которая нужна в сатире, без откровенной иронии не обойтись.
Горелику присущ такт, без которого сатирические выступления, да еще в гротесковой форме, просто неуместны. На сцене он не только действующее лицо, но и остроумный комментатор происходящего. А ведь именно в этом — в комментариях к действительности и состоит, на мой взгляд, задача сатирического театра миниатюр. Мы всегда будем оценивать спектакли такого театра по принципу: как много и как точно увидено создателями спектакля в сегодняшней жизни.
Как же Лев Горелик видит мир? Диапазон наблюдений артиста достаточно широк. Экономика и нравы, искусство и культура, международные темы — все мы найдем в программах Саратовского театра, хотя не все это отражено на высшем уровне. В принципе, Горелика надо похвалить за оперативность и стремление быть на уровне. Но необходимо отметить, что в отборе жизненных явлений мы часто наблюдаем в театре «Микро» уже известные темы и решения. Горелик движется как бы вторым эшелоном. Понятно, трудно найти новое, не отраженное в искусстве или литературе явление. Но вовсе отказаться от этого и означает перейти во второй эшелон.
Прошу понять меня правильно: я не рекомендую Саратовскому коллективу и и его руководителю обращаться к «пикантным темам», лежащим на грани дозволенного. Нет. Но мне кажется, что не только отбор тем, но и решение их в сюжете, в приеме подачи — начиная от жанра и кончая тональностью исполнения, оформления, постановки, — все имеет значение. Если бы нужно было одной фразой определить творческую индивидуальность Горелика, я бы отметил способность мгновенных перевоплощений. Он создает эскизно намеченные маски самых различных людей. И драматургия Горелика-автора направлена на то, чтобы дать возможность Горелику-артисту проявить свое умение на несколько минут стать острохарактерным персонажем. Играет ли он в сравнительно большой сцене (или в целой сюите таких сцен), произносит ли всего одну реплику в фельетоне, меняет ли маски в коротких монологах характерных личностей — всюду артист приемами легкого шаржа знакомит нас со своими героями.
Вот тут-то Горелику-исполнителю и помогает Горелик-автор. Перевоплощение ужается лучше или хуже — что тоже естественно. Но текст написан, как правило, достаточно выразительно. Взаимодействие автора, артиста и режиссера рождает успех Горелика. Но иной раз актер слишком скупо намечает облик своего героя. Может быть, Горелик заранее надеется, что «вывезет» текст. Или дает осечку сам метод эскизности: ведь эскизность предполагает сгущение в приемах, а не ослабление игровой, изобразительной стороны образа. Случается, что не удается добиться должной степени типизации, но справедливости ради отметим, что побед у Горелика больше, чем поражений или «ничьих» в созданной им галерее типов. Неоценимую помощь оказывает артисту присущее ему чувство ритма.
В самом деле: если образ карикатурен, условен, то и ритмический рисунок его может быть подчеркнут, заострен, — тут не возникнет разнобоя. А острые ритмы, особенно если их менять, способны многое досказать нам о тех фигурах, что живут в данном ритме. Горелик умело пользуется этой стороной актерской игры. Я говорил уже о стихотворном монологе зайца. Лесного обитателя Горелик изображает без малейших ухищрений. Просто изменилась ритмическая система в поведении артиста. Опасливо перекатываются зрачки, словно наблюдая: нет ли где злых и сильных врагов маленького зверька. Руки превратились в передние лапы и быстро-быстро почесывают несуществующие, но ясно видимые заячьи уши... Даже в артикуляции речи появилось что-то специфически заячье. Конечно, скорее — это заяц мультипликационных фильмов, чем «косой», бегающий по лесу. Но удача автора-артиста-режиссера здесь налицо: перед нами заяц, ошеломленный городскими обычаями; «косой» наивно описывает свои похождения, а это описание — сатирическая оценка того, что повидал и услышал заяц в Саратове...
Среди образов Горелика хочется ещё помянуть старого рыбака, словно сошедшего с известной картины В. Перова. Театр «Микро» растет. Отличный музыкальный ансамбль участвует в спектаклях. Его руководитель В. Арафаилов великолепно ведет музыкальную часть. Да и весь состав небольшого оркестра, как говорится, на высоте. Тому немало помогает композитор А. Катц — тоже саратовец. Постоянно работает с театром «Микро» и саратовский поэт Б. Белов.
Много лет здесь пел А. Толчанов — лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады. Лауреатка того же конкурса Л. Ровницкая вышла победительницей и на соревновании исполнителей советской песни 1966 года. Молодая певица Галина Белаш недавно еще работала инженером на одном из заводов Саратова. Старый мастер эстрады и цирка Г. Говорящий, В. Ковтун — в прошлом артистка драмы, танцоры В. Анпилогова и В. Никифоров и еще несколько артистов входят в коллектив, не только формально, но и по существу сильно помогая своему театру.
Итак, театр Льва Горелика — на правильном пути, успех ему сопутствует. Разумеется, сие не означает, что можно успокоиться на достигнутом. Кстати, Горелик и не успокоился. Он настойчиво ищет новые темы и новые формы. И, на наш взгляд, есть смысл поддержать живое, симпатичное начинание Саратовской филармонии, которой наличие театра «Микро» делает честь: в редких концертных организациях существуют стойкие творческие коллективы, имеющие свое лицо и к тому же большой стаж.
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий