Первые советские эстрадные концерты - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Первые советские эстрадные концерты

Первые советские праздники представляли собой грандиозные, синтетические с точки зрения слияния различных форм искусства, культуры и быта мероприятия.

Они включали в себя демонстрацию, митинг, военный парад, сопровождавшиеся пением революционных песен, декламацией, звучанием духовых и иных оркестров. На праздниках, прямо на улицах города, рождались новые песни, сочинялись стихи, возникали неожиданные формы художественного и архитектурного сопровождения шествий. Это был и беспрецедентный по своим масштабам массовый театр, включавший самые различные формы музыкальной и иной самодеятельности масс.

Многое изменилось с тех пор: рождались новые жанры, стили, способы и манеры исполнения. Но память о первых советских концертах не должна исчезать в бурном потоке сегодняшней эстрадной жизни.

Марсово поле, со своей серой трибуной на заднем плане, с глыбами гранита и купами земли над могилами жертв революции, с красными знаменами на высоких столбах, полное народа, с линиями броневиков и отдельными автомобилями, с которых пропускают демонстрацию представители коммуны, под ясным весенним небом, в котором кружатся птицы и аэропланы, представляет зрелище величественное... Идут и идут толпы рабочих, изможденных, но торжественно и мужественно настроенных. Веют тысячи знамен, плакаты вещают великие слова, горящие в каждом из наших сердец... Я еду по митингам и концертам. Легко праздновать, когда все спорится и судьба гладит нас по головке. Но то, что мы — голодный Петроград, полуосажденный, с врагами, таящимися внутри него, мы — несущие на плечах своих такое бремя страданий — гордо и торжественно празднуем, это по чести — настоящая заслуга... Я вижу бледных, исхудалых женщин, прачек, швей и т. д., трудовые лица, много солдатских шинелей... И дальше идет прекрасный литературно-музыкальный концерт, каждую ноту которого они слушают с трогательным вниманием, которым давно уже пленены сердца всех артистов, имевших счастье выступать перед ними. И то же на фондовой бирже, где на симфонический концерт собрались тысячи две народу...». Документальные записки А. В. Луначарского рисуют нам волнующую картину первого советского праздника Первомая 1918 года в Петрограде*. Записки эти любопытны, в частности, и тем, что содержат упоминание о первых советских концертах.

* Луначарский А. В. Первое мая 1918 года (Эскизы из записной книжки) — «Пламя», 1918, № 7, с. 2—4.

Массовый праздник становился очагом новой пролетарской культуры. Особую роль в этом сыграли концерты с участием профессиональных артистов, проводимые в дни праздников.

Совершенно уникальным событием, способным вызвать у нашего современника одновременно удивление и восхищение, стало исполнение 1 мая 1918 года в одном из залов Зимнего дворца «Реквиема» Моцарта Государственной капеллой и оркестром под управлением известного дирижера Коутса. Луначарский был участником этого события, и поэтому вновь обратимся к его впечатлениям: «Я сказал несколько слов о «Реквиеме» вообще, о Моцарте и о том, как мы воспринимаем теперь вопросы смерти, суда над личностью и ее триумфа в историческом торжестве идей человечности. Я не могу не говорить торжественно, видя это море голов и предчувствуя уже несомненную по глубине заупокойную поэму Моцарта. Мы поминаем жертвы революции поистине достойным образом. Благоговейно играют и поют артисты. Благоговейно внемлет толпа. Маленький мальчик в первом ряду слушателей, вообразив, что он в церкви, опустился на колени и так простоял все полтора часа. Обнажив головы, народ внемлет задумчиво и серьезно...

Из зала одна дверь, но по окончании концерта, медленно и осторожно, в прекрасном порядке расходятся все и удостаивают меня уже на улице выражением благодарности, как наградили они громом аплодисментов артистов-исполнителей...»

Первый Первомай Советского государства неожиданно высветил специфическую на первый взгляд проблему вовлечения в революционное празднество классической музыки. Событие, о котором сообщает Луначарский, представляется сколь уникальным, столь и закономерным. Казалось бы, невозможное: голод, война, разруха — и безоговорочное преклонение перед музыкой Моцарта, глубокое, истинное понимание этой музыки людьми, которые раньше, быть может, и не слышали о Моцарте и тем более не имели никакого слухового опыта восприятия такой музыки. Знаменательный момент, отразивший со свойственной историческому моменту высшей простотой главную идею революционной культуры: любовь рабочего к свободе позвала его к красоте. Об этом мечтали большевики. Об этом еще в 1904 году писал журнал «Правда», говоря о том, что политическая программа русской социал-демократии дополняется «эстетической программой широкого всенародного искусства», и что эта программа непременно даст свои результаты. Рабочие, крестьяне, солдаты, принявшие классическую музыку открытым сердцем, невольно доказали тем самым, что веками накопленные человечеством культурные и эстетические ценности не антитетичны социалистической революции, что эти ценности не являются привилегией «особых» классов и могут, а главное, должны стать достоянием каждого.

Достоин внимания сам факт исполнения столь серьезной музыки именно в праздничный день, более того — в день первого пролетарского праздника. Он свидетельствует о том, что музыкальная классика наряду с революционными песнями оказалась вершинным выражением тех чувств, которые наполняли освободившийся народ в день его торжества.

Концерт в Зимнем дворце был хотя и не совсем обычным, но в то же время одним из немногих культурно-политических мероприятий, проводимых в первые годы после победы Октябрьской революции в дни празднования дат Красного календаря. Наиболее распространенной формой праздничной культуры был тогда концерт-митинг. Особенностью митингов-концертов было то, что в музыкальном отношении они были основаны на коллективном исполнении революционных и народных песен. Впрочем, революционные песни нередко чередовались с исполнением специально приглашенными артистами произведений русской и зарубежной музыкальной классики. Так было уже, в частности, при проведении Первого мая 1918 года в Петрограде.

Однако чаще всего собственно музыкальная программа выделялась в отдельные концерты и мероприятия. Газеты того времени пестрят сообщениями о проведении различного рода концертов — как смешанных (декламация, балет, музыка, пантомима, цирк), так и чисто музыкальных, включающих произведения классической и народной музыки. Газета «Известия» от 30 апреля 1918 года сообщает: «Театрально-музыкальная комиссия организует в день Первого мая спектакли в Большом и Советском театре из лучших артистических сил; везде в районах будут устроены симфонические концерты и балетные спектакли». О масштабах участия концертных программ в массовых революционных праздниках можно судить по опубликованному в «Правде» (от 30 апреля 1919 года) плану празднования 1 Мая в Москве. Вот некоторые выдержки из этого плана.

«1. Тверской бульвар — Государственный оркестр под управлением Любимова (от 6 до 7,5 часов). Балетное выступление. Декламация.

2. Пречистенский бульвар. Балетное выступление (от 6 до 7,5 часов). Декламация. Оркестр под управлением Любимова.

3. Театральная площадь. Великорусский оркестр (Оркестр русских народных инструментов.— В. Л.) под управлением Соколова. Литературно-музыкальное выступление (от 8 часов).

4. Лубянская площадь. Литературно-музыкальное выступление. Оркестр духовой музыки.

5. Красные ворота. Духовой оркестр. Литературно-музыкальные выступления.

6. Триумфальные ворота. Литературно-музыкальные выступления. Великорусский оркестр...».

Концерты, кроме того, проводились в рамках праздника в закрытых помещениях и залах. Так, в тот же день Первого мая в Рабочем дворце выступил Государственный хор Чеснокова. В театре «Колизей» состоялся концерт симфонического оркестра, после которого оркестр духовой музыки исполнил революционные песни. Программа концерта в зале Дома союзов для служащих включала декламацию в исполнении артистов театра Корнилова, пение (артист Большого театра Бидищев), скрипичную музыку («свободный художник» Данилов), ансамблевую вокальную музыку (вокальный квартет братьев Ширяевых из Большого театра). Аналогичные концерты с привлечением множества артистов состоялись в Славянском базаре, Никитском театре, кинотеатрах «Уран», «Форум», Петровских казармах и многих других местах. Кроме того, устраивались так называемые летучие концерты. «Правда» сообщает, например, что «в четыре с половиной часа группа из студийцев Городской драматической студии, небольшого хора и оркестра домр на четырех-пяти повозках (...) направилась в рабочие районы, где устраивались концерты-летучки». («Правда» 1919, 1 мая). Концертные бригады выезжали на платформах, агитпоездах. Они направлялись на площади, улицы, вокзалы, где обслуживали массы людей в местах наибольшего скопления. Только в Петрограде 1 мая 1920 года по городу курсировало свыше сорока платформ с концертными бригадами и оркестрами. В Москве в этот день «ЦЕНТРАГИТ» организовал два агитпоезда. Поезда были разукрашены зеленью, плакатами, лозунгами. В одном вагоне разместился духовой оркестр, в другом — артисты, в третьем агитаторы раздавали литературу. Останавливаясь в разных точках города, поезда такого рода устраивали концерты...

«Все участвующие в Первомайском субботнике будут иметь возможность посетить бесплатные спектакли и концерты, устраиваемые как в центре, так и в районах, — пишет «Правда» уже в связи с Первомаем 1920 года. — Программы концертов в день Первого мая построены по общей идее Бодрости, Труда, Победы и Весны...» («Правда», 1920, 1 мая). Обращаем внимание на слово «все». Совершенно очевидно, что без революционного энтузиазма целой армии артистов и музыкантов охватить искусством всех трудящихся, участвовавших в Коммунистическом субботнике, было бы просто невозможно. К чести художественной интеллигенции того времени, она всемерно стремилась идти навстречу потребностям народа в праздновании знаменательных дат. Если пролетариат выносил на праздник свои песни и гимны, то артисты театров и оркестров, исполнители на отдельных инструментах отдавали празднику свое богатство — классическое искусство, составляющее их «профессиональный капитал». Именно благодаря им на первых послереволюционных праздниках зазвучала и стала знакомой широким массам трудящихся классическая музыка. Праздник принял эту музыку, и уже в первые годы после Октября можно наблюдать непротиворечивое сочетание в условиях новой культуры массовой революционной песни и музыки классической, созвучной идее обновления.

Обычным было явление, когда люди, пройдя в праздничной демонстрации с рабочими песнями революции, шли на концерты классической и народной музыки. Да и сами концерты включали в свои программы музыку различных жанров — от революционной песни до классического романса. Вот как выглядела, например, программа одного из концертов 1 мая 1920 года:

«Ада Негри — «Привет вам». Слонов — «Дубинушка», Бородин — «Песнь темного леса», Образович — «Сдвиг», Серов — «Застонало сине море», Александров — из цикла «Восстание», Римский-Корсаков — «Заиграйте, мои гусельки», Мусоргский — «Богатырские ворота»...»

По поводу другого концерта «Правда» (1920, 1 мая) сообщает: «...Т. Толстой пропел революционные песни: «Марсельезу», «На баррикады». Очень гармонировали с Майским праздником романсы, исполненные артисткой Никитиной: «Весенние воды», «Весенние ночи», «Подснежник»...»

В дни праздников можно было побывать на симфоническом концерте и услышать на улицах и площадях революционные песни и гимны, проходя мимо могил борцов за свободу, петь траурные песни памяти погибших за рабочее дело и останавливаться около импровизированных сцен, с которых звучали произведения Бородина и Мусоргского, Глюка и Вагнера, Моцарта и Чайковского...

Первые советские концерты носили во многом, быть может, экспериментальный характер. Ведь опыт советской концертной жизни только начинал складываться. Сказывалось отсутствие четкого представления о том, какая она должна быть, новая музыка, какие ее формы в наибольшей степени могли способствовать росту культуры масс. Но массовый энтузиазм «армии искусств» во многом искупал отсутствие опыта, порой создавая новые, необычные формы бытования музыки на улицах, площадях, импровизированных открытых концертах. Тот факт, что эти концерты хотя и составлялись в основном из произведений классической музыки, но были предназначены для самой широчайшей аудитории, позволяет назвать эти концерты эстрадными в самом высоком понимании этого слова.

 

В. ЛЕНЗОН, кандидат искусствоведения

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования