Первый камень цирка на Цветном бульваре
— Поймите, ведь это же цирк! И очень важно, кто его будет строить и как долго! — говорил директор цирка на Цветном бульваре Юрий Владимирович Никулин. Ему казалось, что все зависит от того, сумеет ли он объяснить, убедить.
— Люди уже полтора года ждут... Они пишут, спрашивают. Своим бездействием мы отнимаем у них частичку радости. А на Цветном бульваре за забором все еще пустая яма, воронка. Я всегда отворачиваюсь, когда проезжаю мимо этого забора...
— У нас все еще донулевой цикл...
Директор цирка вел нескончаемые диалоги с инстанциями высокими и самыми высокими. И наконец — день закладки первого камня. Ворота забора открылись, и все увидели котлован, заполненный бетонными блоками.
Заместитель министра культуры СССР П. И. Шабанов поздравляет<финских и советских строителей, представителей фирм, администрацию цирка, артистов с праздником закладки первого камня. Через девятнадцать месяцев цирк должен быть построен и открыт. И зрители увидят премьеру на новой арене.
Полномочный министр, торговый советник посольства Финляндии в СССР Пекка Ойнонен от имени правительства Финляндии приветствовал всех, кто собрался на митинге. Он сказал, что строительство цирка — не первая работа финских строителей в СССР, и взаимное желание дальнейшего расширения и развития деловых связей пока превышают конкретные возможности для осуществления таких совместных работ.
Его речь переводят на русский язык.
А финские строители поставили несколько вагончиков (такие всегда бывают на территории стройки) один на другой, и создалось полное впечатление, что строители слушают и смотрят сверху, с балконов высокого светлого дома позади котлована.
Музыка. Букеты цветов. Кажется, в воздухе появилось что-то неуловимое. Тень улыбки. Строится не просто здание, а ( цирк. И здесь даже официальный митинг не может быть слишком серьезным.
— Товарищи, если вы замерзли, не волнуйтесь, осталось всего три выступления, — у директора отличное настроение.
Сегодня ритм работы в котловане нарушен, замер строительный кран. Мо с этого дня уже как будто тихонько прослушивается биение пульса цирка. Теперь уже можно представлять себе и будущую премьеру.
Директор фирмы «Инстрой» В/О «Союзвнешстройимпорт» И. С. Кудряшов, заместитель начальника Главмоспромстроя Я. К. Саркисов, генеральный директор фирмы «Полар-Ракеннусосакеюхтиэ» Харри Хинтикка говорят об объеме работ, о гарантии их высокого качества, приводят цифры, технические данные. Но главным действующим лицом каждого выступления все-таки незримо был цирк. Нужно воспроизвести не только фасад прежнего здания и его арену, но, все это чувствовали, возродить или, вернее, сохранить его живой дух, его веселый характер. Ведь дом тоже имеет свой характер.
— Премьера будет как раз к семидесятилетию советского цирка, — сказала народная артистка СССР Ирина Бугримова. — И выступить на премьере будет большой честью для артистов.
Какой она будет, премьера? Может быть, день закладки первого камня можно считать ее черновым наброском? Ведь все необходимые слагаемые цирковой премьеры были налицо: и артисты, стоящие около котлована, строители на балкончиках, как зрители в амфитеатре, а толпа за забором, как очередь в кассу. И звонкая медь труб — это играл военный оркестр, и воздушные шарики, и маленькая слониха Даша, которая пришла из Театра зверей имени Дурова и тоже участвовала в торжестве. И цветы, и даже знаменитый клоун — душа спектакля — Юрий Никулин, который старался сделать этот день веселым и радостным.
Премьера... До нее еще девятнадцать месяцев. Хотя малыш-цирк будет заметно подрастать с каждым днем.
Кульминационный момент — капсулу с грамотой, где записано, что первый камень заложен 19 октября 1987 года, закладывают в этот символический камень. Директор цирка, надев строительную каску, берет в руки мастерок.
— И мне дайте мастерок!
— Мне тоже!
Мастерок переходит из рук в руки.
Слониха Даша тоже размахивала мастерком. Музыка играла. Летели цветные шары. Все улыбались. Какая-то девушка, протиснувшись вперед, воткнула в незагустевший цемент цветы.
Потом телеоператоры закончили работу. Оркестр смолк. Подняв воротники, люди постепенно расходились в холодный осенний день. А три белые хризантемы неподвижно возвышались над первым камнем: казалось, они прислушиваются. И в воздухе над опустевшей площадкой как будто осталось еще что-то неуловимое. Это была нежная улыбка цирка.
Овена РУМЯНЦЕВА
оставить комментарий