Первый на Волге
Не скрою, что, прочитав афишу, извещавшую ленинградцев о гастролях саратовского сатирического театра «Микро», я подумал: «Ну вот еще один эстрадный концерт, который начнется вступительной песенкой и закончится парадом артистов».
Эта «новая» форма уже стала привычной и, главное, удобной для рекламы. На афише вместо «эстрадный концерт» пишется «спектакль», а для большей убедительности программа подкрепляется звучным названием.
Солист оркестра Л. Соколов
Но, придя в театр, я понял, что ошибся в своих предположениях. То, что показывают саратовцы, соответствует нашему пониманию эстрадного театра, в котором сохраняются элементы смешанного концерта, объединенного смысловыми связками. Программе саратовцев «Зигзаги» ясны идейные позиции и четко определена линия сквозного действия: оружием сатиры ударить по всему тому, что мешает советским людям идти вперед. Утвердить хозяином жизни человека, который «красив своей душой, своим умом, пониманием величия наших задач, своими делами, своим активным участием в борьбе за построение коммунизма» (Н. С. Хрущев). Герои спектакля — наши молодые современники. Их сердца волнует гигантское строительство, рождение новых городов и заводов, колхозов и клубов, появление новых пароходов на красавице Волге... Тепло и задушевно звучат в концерте песни о родном крае, исполняемые лауреатами Всероссийского конкурса артистов эстрады А. Толчановым и Л. Равницкой. «С песней в пути» — так называется сцена-песня композитора А. Таривердиева на слова Б. Белова, интересно решенная режиссером. Популярные волжские мелодии легли в основу инструментальной пьесы композитора Симона Кагана «Ни к чему страдания», с которой начинает выступление эстрадный ансамбль под руководством В. Арафаилоаз.
Танцевальная пара В. Агафонов и Ю. Соснин
Оригинален по замыслу и постановке русский танец, исполняемый молодыми танцорами В. Агафоновым и Ю. Сосниным. Неожиданно и приятно найдено его начало. В виртуозах-ложечниках никто не подозревает лихих танцоров. Наибольшим успехом в программе пользуется молодая певица Людмила Равницкая. В ней редкое на эстраде сочетание замечательного голоса и ярких артистических данных. Она исполняет сложные вокальные произведения и с не меньшим успехом поет в микрофон легкие жанровые песенки. При этом не впадает в сентиментальность. Автор текстов и режиссер программы Лев Горелик выполняет в программе своеобразную роль артиста «сквозного действия». Он выступает в разговорном жанре, в большом и разнообразном сатирическом репертуаре (тут и изобличение лицемера, очковтирателя и осуждение нахала, и издевка над начетчиком).
Хорошо и то, что все участвующие в программе заняты в сценах и миниатюрах, солируют в номерах и в качестве конферансье объявляют выступления своих товарищей.Итак, программа саратовцев удалась. Но она не лишена и недостатков. В частности, не всегда оправданы световые эффекты, которые должны усиливать впечатление от номеров. Если в сцене «С песней в пути» удалось объединить внешнюю форму с содержанием песни, то в ряде других случаев единство не достигнуто. Инструментальному квинтету изменил вкус, когда после свежей и светлой музыкальной фантазии А. Кальварского «Наши современники» исполняется «Восточная мелодия», явно нарушающая общий строй программы. Есть недостатки и в репертуаре Льва Горелика. Прежде всего некоторые сцены не оригинальны: они заимствованы из арсенала устаревших программ, когда-то появившихся на эстраде. Это относится и к миниатюре «Зигзаги тов. Ус-кова» и к монологу «Исповедь Пети Панибратова». Нам кажется, что и количество показанных Л. Гореликом сцен можно было бы несколько сократить. А программу дополнить современной песней и музыкой. Мало представлены оригинальные жанры. Наряду с молодым жонглером Анатолием Еркиным уместно было бы, например, выступление «волжских богатырей» — акробатов.
Однако недостатки не снижают общего хорошего впечатления от программы, важно главное: рожден новый эстрадный театр — первый на Волге, программа которого дает основание верить в его будущее.
Г. ПОЛЯЧЕК
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий