Первый в стране клуб фокусников
Всего лишь год прошел в того майского дня, когда в Московском Доме культуры имени В. П. Чкалова впервые собрались артисты оригинального жанра. Собрались, чтобы организовать первый в нашей стране клуб фокусников.
И вот клуб заканчивает свой первый сезон. Событий он принес немало: были и интересные творческие встречи, и семинары по секциям, и, конечно, концерты. О создании клуба узнали многие читатели нашего журнала. В своих письмах они просят подробнее рассказать о его деятельности.
Письма наших читателей мы передали журналисту Ю. КОГТЕВУ, побывавшему на очередной встрече Московского клуба фокусников.

ВЛАДИМИР РУДНЕВ
Заседание в Каминном зале Центрального Дома работников искусств, на которое я получил приглашение, началось при закрытых дверях. Обычно Московский клуб фокусников гостеприимно раскрывает двери и перед известными артистами и перед начинающими любителями. Но эта встреча была не совсем обычной. Артисты делились со своими коллегами некоторыми профессиональными тайнами и, по вполне понятным причинам, доступ пришлось ограничить: разве можно с успехом показывать трюк, секрет которого всем известен?..
На небольшую площадку, служившую импровизированной сценой, выходили артисты Московской областной филармонии Юрий Крюков и Николай Дмитриев из Тулы, почетный член индийского магического клуба Николай Концов из Воронежа и другие. Несколько неуловимых пассов — и выступающий дает короткий комментарий. Долго объяснять технику трюка не нужно, его понимают с полуслова.
Обмен опытом — одна из основных целей клуба. Принято считать, что иллюзионисты хорошо умеют хранить свои профессиональные секреты. На заседании мне пришлось убедиться в обратном: его участники откровенно рассказывали о своих номерах.
— Конечно, любой артист мечтает придумать совершенно новый, неповторимый трюк, иначе он не был бы артистом, — сказал мне в перерыве председатель МКФ, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване артист Москонцерта Владимир Руднев. — Но для того, чтобы придумать что-то свежее, оригинальное, необходимо знать и уметь все, что умеют твои коллеги. В клубе мы занимаемся как «повторением пройденного», так и созданием новых номеров.
Все началось в тот вечер, когда Владимир и его жена Лариса, тоже артистка, пригласили на чашку чая своих друзей иллюзионистов. Обсудили новости, показали «домашние» фокусы с монетами, картами, платками... А потом начали вспоминать о коллегах, об их «коронных» трюках. И оказалось, что не такая уж это редкая профессия — фокусник, что ее представители живут во многих городах нашей страны.
Так родилась идея — собрать всех иллюзионистов на встречу в Москву. Несколько месяцев ушло на переписку, рассылку анкет. Адреса узнавали через новых знакомых. И в мае прошлого года в Москве состоялась первая встреча фокусников (тогда же и у клуба появился свой почтовый адрес: 103050 Москва, абонементный ящик МКФ, Рудневу). Два дня продолжались доклады, семинары, заседания. Два дня в фойе Дома культуры имени В. П. Чкалова артисты знакомились друг с другом, демонстрировали свое искусство. Слет завершился, как и было задумано, гала-концертом, в котором приняли участие маги и волшебники, факиры и чародеи, манипуляторы и чревовещатели... Это был настоящий праздник чудес!

Фокусники изобретатели ЕВГЕНИЯ и ИМАНТ БРИЕДИТИСЫ
Самая многочисленная секция клуба объединила манипуляторов. Представителей этого искусства любят за внешнюю простоту и наглядность трюков. Никаких сложных приспособлений: фокусы основаны на ловкости рук, проворности пальцев, гибкости суставов. В руках манипулятора с поразительной быстротой появляются и исчезают шарики, карты, платки... Чтобы добиться такой ловкости, необходима ежедневная тренировка. И, конечно, знание техники «вольта» — быстрого и точного перемещения предмета в руках. Возглавляют секцию сразу двое артистов — уже упоминавшийся Николай Концов и лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады Владимир Данилин из Перми.
Непростым искусством внятно говорить, не разжимая губ и сохраняя неподвижное лицо, как всегда, блеснули на слете члены секции вентрологии, которой руководит Владимир Переводчиков из Кемерова. В этой же секции собрались артисты, достигшие поистине удивительных успехов в развитии памяти и технике счета. На глазах у зрителей специалисты в области ментальной магии или психологических опытов перемножали в уме многозначные числа, запоминали и затем без запинки воспроизводили в любом порядке целые страницы текста и колонки цифр.
Но самый пристальный интерес, без сомнения, вызвала секция по созданию новых трюков. Искусство иллюзиона уходит своими корнями в глубь веков. Многие номера из репертуара современных иллюзионистов с незапамятных времен показывали индийские факиры и фокусники. И хотя отточенное мастерство всегда вызывает восхищение публики, согласитесь, не так уж приятно во время концерта услышать реплику соседа по зрительному залу: «А этот номер я, кажется, уже где-то видел...»
Древнему как мир оригинальному жанру поможет наука — считает руководитель секции Анатолий Карташкин. Анатолий — не профессиональный артист, он ученый, преподаватель одного из московских вузов. Еще в школе увлекся иллюзией и сейчас успешно «совмещает» звание кандидата технических наук со званием лауреата Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся.
— Даже московский гала-концерт не смог дать полного представления обо всем разнообразии иллюзионного искусства, — рассказывает Анатолий. — За рамками программы остались и большие иллюзионные аттракционы и так называемая микромагия, то есть манипулирование миниатюрными предметами типа монет, спичек, иголок... В основе и тех и других трюков иногда содержатся остроумные технические идеи.
Вот, скажем, номер «говорящая голова», который многим знаком по аттракциону Игоря Кио. «Ключ» к нему, как известно, кроется в системе зеркал, расположенных под углом друг к другу. Или не менее известный фокус с сундуком, как бы прирастающим к полу каждый раз, когда поднять его пытается кто-то из зала. В его основе — обычный электромагнит, расположенный под полом.
Эти примеры общеизвестны, но вот минувшим летом в Лозанне прошел XV конгресс ФИСМ — Международной федерации магических обществ. Там был показан в действии аппарат, с помощью которого любой зритель может «парить» над сценой на высоте 10—15 сантиметров. Стоит такой аппарат очень дорого, ведь в его конструкции нашли применение последние достижения оптики, механики, электроники. А с помощью другого прибора можно проделать широко известный трюк с «распиливанием», но в качестве ассистента пригласить... любого желающего из зала!
Поле для приложения фантазии в иллюзионе поистине безгранично. У нас, к сожалению, до недавнего времени изобретение новых трюков не было в особом почете. Пока зарегистрировано лишь два патента на оригинальные трюки. Но ведь умелое применение техники в фокусах приводит к необыкновенным эффектам! Возьмем, скажем, такой номер: артист демонстрирует залу, что в руках у него ничего нет. Затем медленно сближает руки. И вдруг между его пальцами начинают проскакивать ослепительные искры! Этот простой фокус основан на знании химии и физики.
Не говорю уже о «магических» игрушках, так широко распространенных за рубежом. «Магнитные» карты, летающие шарики, «взрывающиеся» мыльницы, опрокидывающиеся рюмки, прыгающие
блюдца, наполненные водой сосуды, из которых невозможно напиться, — мало ли придумано приспособлений, с помощью которых каждый в домашних условиях может показать несколько забавных фокусов!..
В новой секции собрались инженеры, ученые, студенты — все, кто намерен приложить свои знания и опыт к искусству фокуса. Но, как оказалось, создание новых трюков может стать не только увлекательным досугом.
— Не знаю человека, который не любил бы раскрывать тайны, — продолжает свой рассказ Анатолий. — Но еще интереснее придумывать их! Уверен, что это не менее творческое занятие, чем, скажем, сочинение научно-фантастических или детективных рассказов. А главное, и там и тут, по моему мнению, сюжет строится по сходным законам.
Занятия в секции не только не отвлекают от основной работы, но даже помогают ей. Например, я по роду своей деятельности имею дело с компьютерами, решаю комплексные задачи с применением теории вероятности и статистики, теории «искусственного интеллекта». Разработка фокусов, как оказалось, имеет немало общего с этими задачами. Ведь известен круг эффектов, которые могут поразить воображение зрителя. Как правило, это разнообразные появления и исчезновения, прохождения через предметы, отгадывание информации. И эмоциональное воздействие этих эффектов строится по вполне определенным законам.
Начинающим «теоретикам» иллюзиона Анатолий обычно дает ленточку и монету и просит придумать любой фокус или хотя бы эффектный трюк. И человек сразу же призывает на помощь «динамическое» воображение, старается представить себе эти предметы, их взаимное перемещение в пространстве. Иными словами, развивает пространственное мышление. Или такая задача, которая также предлагается новичкам: иллюзионист показал зеленый шарик, затем взмахнул рукой — шарик стал желтым. Как он достиг такого эффекта? Секрет прост: одна оболочка вложена в другую, и достаточно прикоснуться к внешнему шарику острием иголки, спрятанным в руке артиста, как зеленый шарик мгновенно лопается, а желтый остается. Кажется, элементарно, но для того, чтобы придумать такой номер, нужна фантазия.
Применение техники в иллюзионе только начинается. Интересно работают артисты Рязанской филармонии Евгения и Имант Бриедитисы. Они выходят к зрителям, и на сцене возникают, словно из глубин вселенной, космические аппараты, звучит «звездная» музыка... В новой программе, возможно, будут использованы лазер, радиоуправление. Конечно, избыток техники иногда мешает воспринимать фокус как маленькое чудо. Тут нужно знать меру. Как и в любом другом жанре, главный «секрет» иллюзиониста кроется в его артистизме. Но если артистизм присутствует, техника поможет выявить его ярче.
Официальной датой рождения секции новых трюков стало 28 ноября прошлого года. Эта дата выбрана не случайно: она, как утверждает Анатолий, обладает «магическим» свойством. Записанная цифрами, дата может быть прочитана в любом направлении: 28.11.82. .
И еще одно приятное событие произошло недавно: был избран первый из числа зарубежных артистов почетный член Московского клуба фокусников. Им стал известный артист из ГДР, автор многих учебных пособий и книг по истории жанра Йохан Цмек. Побывав в Москве, он не только провел семинар с советскими коллегами, но и дал для них прекрасный концерт.
С болгарскими иллюзионистами встретился член клуба Олег Катаманин. Олег — метростроевец и в Болгарии бывает как консультант на сооружении Софийского метро. Но, давно увлекаясь фокусами, встретился с ветераном болгарского иллюзиона «мистером Сенко», привез афиши, плакаты, фотографии и, конечно, новые трюки, подаренные коллегами.
Тем временем встреча в Каминном зале продолжалась. Ее участники заняли свои места за столиками. Начался концерт, но в нем не было привычного деления на зрителей и артистов. Фокусы показывали все.
Был здесь инженер-судостроитель из Ленинграда Юрий Обрезков, продемонстрировавший редкое искусство виртуозной манипуляции с картами. Грузинский артист Зураб Вадачкория пришел на встречу в солдатской форме: в настоящее время он проходит военную службу. Показали придуманный ими трюк с апельсинами ученики московской школы Екатерина и Дмитрий Куликовы, оба занимаются в студии иллюзионного искусства при Доме культуры имени В. П. Чкалова, оба — члены секции по созданию новых трюков. С новой программой выступила и Самая молодая артистка оригинального жанра Москонцерта Наталия Перфильева.
Начало новому клубу положено. Пока в его составе около двухсот членов — профессионалов и любителей. Клуб открыт для всех, кто избрал своим занятием чудеса!
Ю. КОГТЕВ
оставить комментарий