Песне - окрыленность
Давно известно, что легче дать обещание, чем сдержать его. Вот и мне пришлось воочию убедиться в этом, когда я согласился написать для журнала «Советская эстрада и цирк» статью о песне.
АНДРЕЙ ПЕТРОВ, композитор
Думалось, моя давняя любовь к песне и некоторый творческий опыт в этом жанре помогут справиться с такой задачей. Но, оказывается, можно любить песни и даже сочинять их, не подозревая, что разобраться в том круге явлений, который охватывает понятие «Современная песня», довольно трудно. Отчасти в этом повинны музыковеды. Как ни парадоксально, но наши музыкальные критики значительно успешнее освещают насущные проблемы сложных форм и жанров {как, скажем, опера, балет, симфония, оратория), чем форм куда более скромных — в частности, песни. Между тем ее кажущаяся простота обманчива. Это хорошо знают те немногие композиторы, кому посчастливилось «простую» песню преподнести слушателям как подлинное произведение искусства.
Будучи практиком, я не рискую ни последовательно раскрыть перед читателем картину современной советской песни, ни делать какие-либо обобщающие выводы. Но проблема этого, по существу весьма трудного, жанра очень волнует меня. Вот почему я надеюсь, что высказанные здесь соображения в какой-то степени могут быть интересны и широкому читателю и специалисту.
Едва ли не в каждом из периодов развития советской песни раздавались голоса, сетовавшие на неблагополучие песенного жанра. В одном случае это могло быть излишнее увлечение лирической темой, в другом — преобладание какой-либо одной ритмической формулы (например, вальса) и т. д. Таким образом, песенный жанр не раз и не два упрекали в узости, однобокости.
Думается, что такого рода упреки неизбежны и вот почему. Во все времена песня — наиболее активный из всех музыкальных жанров — мобильно откликается на самые различные явления жизни. И если учесть, что «отклики» эти одновременно идут как по линии профессиональной, так и по самодеятельной, то позволительно образное сравнение, что песни растут, как грибы. Вполне естественно, что при интенсивности и быстроте этих откликов подавляющее большинство авторов подчас не имеет возможности творчески вжиться в образное содержание песни. Разумеется, великолепное произведение может появиться и «с ходу», но единичные удачи еще ни о чем не говорят. Дело, по-моему, в том, что осмысление всех положительных и отрицательных тенденций происходит как раз позже самого песенного «разлива».
Но как бы критически ни относиться к нынешней «песенной продукции» в целом, нельзя не отметить одну основную тенденцию, положительно отличающую современные песни от песен более раннего времени, скажем, эпохи 30-х годов. Тогда (да и отчасти в 40-е годы) жанр резко разделялся на лирический и гражданский. Сегодня мы наблюдаем взаимопроникновение и взаимообогащение двух этих направлений.
Вряд ли, например, могла бы появиться в прежние времена песня А. Островского — Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце», где тема мира — тема огромного гражданского звучания — передана не через лозунг или плакат, а отражена в плане личной (здесь — ребячьей) судьбы. И другие лучшие песни сегодняшних дней, посвященные гражданской теме, одухотворены художественно-поэтическим началом.
Если вспомнить многие лирические песни прошлых лет, то круг их тем и образов вращался преимущественно вокруг девушек у околицы, парней с гармошкой, веток черемухи или сирени. Эти песни были рассчитаны на слушателей, видимо, не очень интеллектуальных, раз герои таких песен «выписывались» людьми несколько ограниченными. Таким образом, вторую положительную тенденцию современной нам песни я вижу в том, что их авторы, обращаясь к самой широкой, массовой аудитории, представляют ее себе значительно более интеллигентной, духовно возросшей.
Но сразу же хочу обратить внимание на одно обстоятельство. Говоря о новых песнях, адресованных интеллектуальной и, безусловно, массовой аудитории, я вижу эту положительную тенденцию скорее всего в поэтическом тексте, но не везде и не всегда — в музыке. Нельзя забывать, что наряду с музыкантами-мастерами (в частности, А. Пахмутовой, А. Островским, Э. Колмановским, А. Бабаджаняном, О. Фельцманом, М. Фрадкиным) сегодня существует большая группа авторов иной профессиональной «ориентации». Это — Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Визбор, Ю. Ким и другие. Во многом именно Б. Окуджава стал родоначальником современного умного, тонкого текста песни, едва ли не он первый ввел в этот непритязательный жанр философскую тему. Между тем о их музыке этого, к сожалению, не скажешь. Музыка Н. Матвеевой, к примеру, редко подымается до уровня ее же самобытных и возвышенных стихов.
Позволю себе небольшое отступление от темы разговора. Так, по-видимому, исторически сложилось, что литературная культура и образованность народа у нас пока еще выше музыкальной. Чем же иначе объяснить, что даже основной «потребитель» песни — наша молодежь старшеклассники, студенчество, да и не только студенчество), отлично понимающая, что такое рифма хорошая и рифма плоская, со знанием дела разбирающая поэзию Блока, Есенина, Маяковского, Рождественского, Вознесенского и Евтушенко, бывает нередко нетребовательна к музыке песен? А ведь как часто популярными становятся песни, музыкальная образность которых явно грешит против хорошего вкуса, песен, по теме сегодняшних, но основная музыкальная интонация которых звучит как нелепый анахронизм, как более чем странная реминисценция прошлых стилей.
Подобное явление вызывает тревогу, ибо оно налицо в творчестве даже некоторых композиторов-профессионалов. Как ни странно, но самый мобильный жанр музыки, самый чуткий на все новое в жизни советских людей, оказывается наиболее консервативным в выборе выразительных средств. Бывает, что в песнях, рожденных сегодня, представлен целый букет интонаций и мелодических оборотов, истоки которых относят нас порой так далеко назад, что диву даешься. Причем, каждый такой случай ассоциируется вовсе не с лучшими песенными образцами того времени. Удивляет обилие песен, бытовая зазем-ленность которых готова подавить любые ростки свежего, нового. Вероятно, многим писать так проще: сбыт этой продукции (тем или иным путем) обеспечивается, а окрыленность, романтика песни — этим, мол, пусть занимаются смельчаки.
Убежден, что в наших современных песнях обязательно должен присутствовать поиск новых интонаций, новых мелодических форм.
Ревизии может быть подвергнута, по-моему, и сама форма старого куплета, столь традиционная для песни, но ревизии бережной и, безусловно, творческой. Возможно, это в известной степени и спорно, но форма старого куплета, когда на одну и ту же музыку поются разные слова, представляется мне сегодня несколько примитивной, сковывающей фантазию композитора. Может быть, где-то следовало бы варьировать сопровождение каждого куплета — для подчеркивания определенного настроения, логического развития образа в тексте. Разве это не способствовало бы углублению смысла песни, не вносило бы в нее разнообразие, свежесть? Или стремление к «ломке» самой куплетной формы, когда в песню вводится речитатив, когда вся ее музыкальная ткань словно бы стремится к песне-балладе, песне-романсу, — разве это не один из правомерных путей обновления жанра, крепко связавшего свою судьбу с героем — современником, умным, волевым, романтичным?!
Несколько слов о ритмической стороне дела, роль которой в песне особенно велика. В определенные эпохи главенствовали ритмы вальса и марша. Они остались и сегодня, но на вооружение песенников пришли еще и новые для нас зарубежные ритмы: ча-ча-ча, самба, твист, босса-нова, медленный рок-эн-ролл. Проникновение этих ритмов я нахожу вполне естественным и отнюдь не страшным. Важно только, чтобы, впитывая исполнительские и творческие тенденции зарубежной музыкальной культуры, современная советская песня не снижала своей идейной направленности, оставаясь верной лучшим традициям любимого народом жанра. При наличии этих основополагающих моментов нечего бояться, что песня написана, допустим, в ритме твиста. Иначе говоря, эти «заводные» ритмы, которыми сейчас так увлечена молодежь, не должны стать самоцелью.
Затронув вопрос о популярности, я хочу оговориться, что речь пойдет не о сомнительной популярности, выпадающей на долю иных песен. Мы, профессионалы (композиторы и музыкальные критики), обрушиваем на такую песню лишь словесный поток, оперируя при этом малоубедительными для широкого круга любителей понятиями, как «пошлость», «вульгарность» и т. д. Право же, бряцая таким оружием, мы, по существу, не только не компрометируем «крамольную» песню, а скорее способствуем ее популяризации. Вероятно, методы борьбы с пошлостью и вульгарностью в песенном творчестве должны быть иными.
Меня в данном случае волнует истинная, а не мнимая популярность композитора. Случается, что, завоевав известность у массового слушателя, композитор после этого словно только и делает, что разрабатывает раз найденную им золотоносную жилу. Но поначалу свежие краски очень скоро начинают блекнуть, тускнеть. Отсюда и перепевы когда-то удачно найденных музыкальных образов, интонаций. Я убежден, что композитор, которого любят и ценят, который дорожит своей популярностью и доверием слушателей, должен вести их вперед, в неизведанное.
И еще очень важным представляется мне вопрос своей темы. И. Дунаевский, В. Соловьев-Седой и другие наши мастера дороги нам не только неповторимым творческим почерком, музыкальной индивидуальностью, но и своей гражданской темой. Это же отличает и лучшие песни А. Пахмутовой, Э. Колмановского, А. Островского и некоторых других. Сочинение таких песен, как «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Песня о тревожной молодости», «Девчонки танцуют на палубе» и «Геологи» в творчестве А. Пахмутовой — далеко не случайность. Композитор-гражданин должен найти в многообразии жизненных явлений самую близкую себе тему и сделать ее ведущей, главной, своей. И именно такой, «пахмутовской» стала для слушателей тема молодежи, ее романтических порывов, устремлений в неведомые и трудные дали. Разумеется, подобная приверженность одной теме вовсе не должна означать для композитора наложения пут самоограничения. Разве не знаем мы «другой» ту же Пахмутову? Но есть, к большому сожалению, немало композиторов, не только не задумывающихся над своей темой, но удивительно легко и бездумно сочиняющих: вчера — в стиле, допустим, Соловьева-Седого, а сегодня — в манере американского твиста; иначе говоря, композиторов, вовсе не обеспокоенных отсутствием творческой индивидуальности.
Мы много говорим о судьбе песни, о ее путях к сердцам слушателей, но бываем подчас весьма неразборчивы в выборе ее исполнителей. Между тем каждая песня требует своего толкования. Не обязательно одного, но обязательно своего. У нас же сплошь да рядом одну и ту же песню можно услышать в исполнении артиста и артистки, певца с голосом и певца «безглосого» («микрофонного»). Но в искусстве эстрадной песни — свои закономерности. А об этом либо забывают, либо попросту не знают. Иначе говоря, я хотел бы подчеркнуть, как важен для исполнителя (а следовательно, и для автора песни) не просто хороший, высокохудожественный, а именно свой репертуар.
В этом плане я отдаю предпочтение Э. Хилю. У него не только своя манера пения, свой актерский облик, но и свой репертуар. Он не боится включать в программу произведения малоизвестных авторов, если их песни отвечают его творческим устремлениям. Хочу добавить, что Э. Хиль еще и потому идеальный для меня эстрадный исполнитель, что, обладая хорошим голосом, он превосходен и в серьезной камерной литературе — в песнях и романсах Бетховена, Шуберта, Шумана, Мусоргского, Кабалевского, Свиридова. Выходит, «филармония» ничуть не мешает «эстраде», а, наоборот, при наличии подлинного таланта обогащает ее.
Коснусь вопроса инструментовки песен. Давно стало привычным исполнение песен на эстраде в сопровождении инструментального ансамбля. И вот тут-то зачастую наблюдаешь такое, что никак несовместимо с настоящим искусством. Если композитор ограничился клавиром (преимущественно голос и фортепьяно), то дальше, увы, каждый руководитель эстрадного ансамбля поступает, как бог на душу положит. Дело доходит до того, что можно и не узнать оригинала в слишком вольной и свободной инструментовке иного «соавтора». Чаще всего любую такую песню оркеструют стандартно, на один и тот же состав. Но разве в искусстве музыки может быть такая нивелировка? Разве у определенной эстрадной песни не должна быть своя определенная инструментовка? Возможно, что в одном случае для аккомпанемента необходим симфонический оркестр, а в другом — только гитара.
В связи с этим я вспоминаю первоначальную партитуру Подмосковных вечеров» В. Соловьева-Седого: соло мужского голоса — женский хор а cappella — небольшой инструментальный ансамбль. По мысли автора, немалое значение здесь придавалось ансамблю женских голосов, И можно не сомневаться, что мгновенно возникшая широчайшая популярность этого чудесного произведения во многом обязана именно такой его вокально-инструментальной редакции, сразу же обеспечившей художественно совершенное звучание песни.
Какой же вывод? А вывод один: композитор должен сам писать первый вариант, который явился бы своеобразным эталоном для последующих оркестровых версий песни. Тогда (при наличии разнообразия в инструментальных ансамблях) не будет столь «диких» отклонений от оригинала, какие приходится слышать до сих пор.
Не стану повторять прописных истин о том, что песню у нас любят и ценят и что сегодня она все решительнее завоевывает симпатии даже тех возрастных категорий, которые раньше считались «непесенными». Нужно ли специально говорить о том, какую огромную эстетическую пользу приносят фестивали и смотры песен в нашей стране. Можно только пожелать, чтобы к 50-летию Советской власти — знаменательной годовщине в жизни нашего государства — мы провели у себя Международный музыкальный фестиваль социалистических стран, где бы в творческом соревновании встретились лучшие песни мира.
...Я написал все это под впечатлением XXIII съезда КПСС, быть делегатом которого мне выпала великая честь. На съезде много внимания уделялось идеологии, литературе и искусству, их огромной роли в построении коммунизма.
Песня — один из ведущих и самых доступных жанров музыкального искусства. Арсенал ее образов и выразительных средств неисчерпаем. И в осуществлении грандиозных планов, намеченных XXIII съездом Коммунистической партии Советского Союза, творческий труд каждого композитора-песенника представляется мне столь же почетным и плодотворным, как труд ученого, рабочего, колхозника.
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий