Песни цыган
Они не спешили на эстраду, хотя весь их творческий путь, да и сама жизнь, связаны c песней. На эстраду Роза Джелакаева и Петр Деметр пришли чуть более десяти лет назад зрелыми мастерами.
Публикa хорошо знала к тому моменту этих исполнителей цыганской песни, так как раньше их Имена были среди тех, кто играл глaвные роли в театре «Ромэн». Там, на сцене единственного в мире драматического цыганского театра, и сложился дуэт.
На фото. Поет РОЗА ДЖЕЛАКАЕВА
Ну a если вспомнить o том, что было еще раньше, то мы должны представить себе тринадцатилетнюю девочку-циркачку, которая все свободные вечера проводила в театре «Роман». Это быка Роза Джелaкаева. Первый в жизни ее спектакль на профессиональной сцене был чистой импровизацией, которую не могли предугадать ни режиссер, ни актеры, ни зрители. Было это так. Однажды во время представления спектакля «Цыганка Аза» — чуть ли не в кульминационный момент — на сцену ворвалась вихрем девочка, одетая по-цыгански: в красных сапожках и c платочком не плечах. Она c кулаками накинулась на артиста Сергея Золотарева, который играл вожака табора и «всех притеснял» — так, что девочке из зрительного зала, начинающей юной артистке, показалось совершенно необходимым «защитить обиженных». Она настолько вписалась в действие, что зачарованная всем происходящим знаменитая Ляля Черная попросила девочку остаться в театре после спектакля.
Так состоялось первое прослушивание, a затем начался путь к первым настоящим ролям. Путь весьма непростой не только потому, что это путь певицы, но и потому, что, как выяснилось, незадолго до своего появления в театре Роза... сбежала из табора. B ее жилах бурлила кровь бродячей aктрисы, танцевавшей на свадьбах в глуши Средней Азии, понимавшей все тонкости чисто театрального уличного гадания. Тем более что и мама Розы, Вера Васильевна Жемчужная, была бродячей актрисой. Она-то и открыла дочери мир песни. Было это в годы войны, когда, оказавшись в эвакуации в Горьком, Роза вместе c мамой часто выступала в госпиталях. Традиционно по-цыгански вздымая руки к солнцу, она пела в такт маминому пению. Не знала она тогда, что пройдут годы и на просмотре актеров в театр придет Ольга Лепешинская. И скажет Розе затаив дыхание: «Вы — настоящая танцовщица. И настоящая актриса. Не знала Роза, что вскоре после этого признания где-то в глуши на одной из отдаленных строек, где окажется на гастролях, сломает ногу и этот нелепый случай лишит ее возможности танцевать.
Для настоящего актера невозможность танцевать на эстраде не означает паузу Роза вместе c Петром Деметром стала искать свой новый творческий лик. И тут однажды произошел интересный случай. После концерта пришла за кулисы зрительница, молодая девушка, и сказала «Почему 6ы вам не собирать цыганские песни? Ведь они y всех народов разные» Ушел танец, но вспыхнули и трепетно замерли в дуэте два голоса. И зримыми емкими стали образы природы, из которых будто соткана мелодия.
И появилось на первом плане что-то волшебное, сказочное, как, например, в песне болгарских цыган:
«Звезды водят хоровод,
По-цыгански лес поет...»
На фото. ПЕТР ДЕМЕТР. Фото A. ШИБАНОВА
Узнали мы венгерские, югославские, индийские, польские, чешские, французские молдавские песни, написанные неизвестными авторами-цыганами. Впервые на советской эстраде появились песни, объединенные в концертных программах и на пластинках общей темой: «Песни цыган стран мира». Они рассказывают o пути народа, исколесившего по тряским дорогам в кибитках весь мир, о его трудностях и утратах, печалях и радостях и o счастье быть рядом c теми, кто любит цыганскую песню.
Вспыхнул на сцене праздник эстрaды. И отправились мы вместе с артистами в удивительный мир, название которому — цыганская песня. Tыcячу лет скитались цыгане, и рассыпались по всему свету песни, обогатившие творческую палитру Деметра и Джелакаевой, которые начали свой поиск эстрадного спектакля чуть не тридцать лет назад. Сначала цирк, затем сцена драматического театра — и вдруг ни c того ни c сего — эстрада, куда ушли они, создав свой дуэт... Казалось бы, так много найдено: и таборные песни, и старинные, и народные. Наконец, песни цыган стран мира... Казалось бы, найден наконец свой удивительный стиль, не похожий ни на чей, несмотря на такое многообразие стилей на эстраде в наше время. Казалось бы, их имена обрели завидную популярность и фотографии их украшали витрины современных зданий Праги, Хельсинки и Белграда...
Но Роза и Петр настойчиво, не жалея себя, искали новое. И вдруг... Это всегда бывает вдруг, но сейчас речь идет o молодой еще актрисе, всегда смеющейся, ироничной, видящей человека насквозь, a главное, талантливой... Этот материал уже готовился к печати, когда мы узнали o смерти Розы. Она ушла c несбывшейся мечтой — сыграть эстрадную Кармен, чистую, глубокую натуру, чтобы зритель увидел на сцене ту личность, которой не хватает порой в окружающей нас жизни. И не осталось почти записей в фондах ЦТ. Только фильм «Снова слышу голос твой», поставленный Г. Бабушкиным. И небольшая, но памятная роль в «Фитиле», и эпизодические роли в «Братьях Карамазовых» и в недавнем кинофильме «человек c другой стороны».
Ну и пластинки, которых не найти.
Теперь это, увы, история. Маленькая, но яркая страничка истории советской эстрады. И песня из репертуара Вари Паниной, прозвучавшая на последнем совместном концерте Розы и Петра, но так и не записанная ни для радио, ни для новой пластинки, готовящейся сейчас к выпуску, стала автобиографичной:
«Отцвели уж давно хризантемы в саду,
A любовь все живет в моем сердце больном...»
...И все-таки жизнь продолжается.
И актеру не дано права обнаруживать свою личную драму перед зрителем. Нет больше дуэта Розы и Петра. И бесшабашно, a может быть, изображая беспомощность человека перед трагедией, выходит Петр в зрительный зал. Подчеркнуто oдин. Фиксируя каждый свой жест в пучке яркого света и как бы отстраняясь от этого света, пряча свое «публичное одиночество». Он выходит в зал, пока не поднят еще занавес. В одной рук — гитара, в другой — микрофон. И наше путешествие в мир цыганской песни продолжается. Вместе c Петром Деметром и солистами цыганских хоров прошлого века, о которых рассказывает артист. Теперь узнаем мы историю цыганской песни в России и слышим рассказ o печальной любви Аполлона Григорьева — русского поэта, влюбленного в женщину, похожую на цыганку. Так неожиданно выплывает подтекст (точнее, конкретное содержание) песни «Цыганская венгерка».
Рассказывая со сцены o судьбе цыганской песни и романса, Петр выcтупает и как их пoпуляризатор. Мы идем вместе c песней и по улицам старой Москвы, где встречается то дядя Гиляй, то сам Лев Николаевич. И здесь Петру Деметру удалось найти уже чисто режиссeрские приeмы театра эстрады. То это «штриховые», минутные дорисовки действия на втором плане (тут трио «Рама» — ВяЧеслав Морозов и Марина и Маргарита Чарские удачно создают фон), то это неожиданные мизансцены. Ну, скажем, когда конферансье Виктор Гетманов, в жилетке и c салфеточкой наперевес, да еще c услужливостью то ли фaмусовского Петрушки, то ли служителя одного из московских ресторанов, предлагает «цыганский хор послушать да откушать квасу».
A затем в оцепенении слушает этот нагрянувший на него хор (песня «Соколовский хор y «Ярд») и сам «от неожиданности» начинает подпевать.
...Но вот другой пласт концерта. Молчат музыкальные инструменты. зал и сцену окутала тишина. лишь микрофон помогает воспроизвeсти эхо, голос из «пустоты», из несуществующего далека: «Вернись! Солнце черным покатится вниз, если ты не вернешься...» Так без музыкального сопровождения, пели цыганские певцы в далекую старину. Но, будто «схлестывая времена», взмывает скрипка, и пение переходит в трагический плач, плач — в хохот, неестественный, отчужденный. Это песня венгерских цыган, которая особенно дорога Петру Деметру. Ведь изначальное, домашнее воспитание Петр получил от дядюшек, a те — от своего отца Ишвана, который в десять лет в конце прошлого века пришел из Венгрии в Россию c табором пешком, да так и остался в Москве.
Отца своего Петр не помнит. Григорий Иванович погиб во время Великой Отечественной войны. A Петр родился в поезде. Ехал он рядом с ранеными, отправлявшимися в тыл. И очень скоро после рождения сына Любовь Ивановна вместе со скромными, военного времени, подарками новорожденному получила похоронку — известие o гибели мужа.
Теперь, лишь сорок лет спустя, приходит осмысление собственного детства. К 40-летию Победы над фашизмом Деметр написал песню «Обелиск», использовав мотив народной песни об отце:
«Расскажу о кузнеце,
O моем родном отце...»
Эта песня-биография выражает, однако, судьбу народа:
«Не погиб наш древний род,
B жилах кровь твоя течет...»
Конечно, теперь, когда для Петра Деметра началась пора особенно трудного поиска, он мог бы всю программу сделать обнаженно «биографичной». И в моноспектакле дать осмысление всей собственной жизни, поднять эстрадное представление до философского монолога. Но Деметр не пошел на это. Он отважился на один, быть может, отчаянный шаг, когда впервые вышел на сцену после смерти Розы и спел перед двумя микрофонами «Ямщик, не гони лошадей». Зрительным зал вздрогнул... Но вот прорвался в знакомой песне крик: «Ямщик, погоняй лошадей!» — c несвойственной Деметру ожесточенной хрипотой в голосе. И песня неожиданно для такой ситуации и самого исполнения приняла окраску жизнеутверждающую. И в ту минуту началась для Пeтра Деметра битва c самим собой. Быть может, потому что осмелился на еще один дерзкий шаг — спеть лучшие песни из общего c Розой репертуара. Но песни были исполнены в новой аранжировке новой пластике. Кроме того, он ввел в программу несколько задорных песен с юмористическим текстом — они помогли создать шоу и приблизить зрителя к сцене, не знающей рампы. Программа «Песни цыган стран мира» продолжает свой поиск. Несмело, робко Петр пробует свои силы как автор, песни его пользуются большим успехом y зрителя — «Омуты», «Росинка»...
Не так давно журнал «Курьер ЮНЕСКО» целый номер посвятил истории культуры цыган, a в прошлом году в нашей стране вышел сборник цыганских сказок. K тому же в шести номерах журнала «Тeатр» опубликованы воспоминания Ром-Лебедева. Но в данном случае хотелось бы сказать не просто o волне увлечения цыганской песней. Мне хотелось рассказать o необычной судьбе актеров, о трудном их пути на эстраду. И главное, o борьбе артиста c самим собой в столь жестоких обстоятельствах. Хочется верить, что мы увидим еще и новые программы Петра Деметра. И c каждым выходом его на сцену будем узнавать любовь артиста к зрителям и щедрость его сердца. Это то, что завещала ему Роза Джелакаева.
О. ВОЛОДЕЕВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.
оставить комментарий