Песня над Россией
«Песня над Россией», патетический концерт — так значится на афише этой эстрадной программы. Поначалу слово «патетический» несколько настораживает: подлинная патетика, к сожалению, далеко не часто присутствует в наших эстрадных представлениях. Нередко, вопреки, может быть, намерениям исполнителей, она подменяется мелодраматизмом, трескучей и потому малоубедительной декламацией...
И вот начинается программа концерта «Песня над Россией». Занавес не открывается — его нет. На сцене Большой аудитории Политехнического музея застыли фигуры простых и вместе с тем легендарных людей, штурмовавших Зимний, подавлявших кронштадтский мятеж, защищавших молодую Советскую страну от интервенции.
Их трое. Матрос в форменке, перехлестнутой пулеметными лентами, рабочий-красногвардеец в сатиновой косоворотке, с алым бантом на груди, красноармеец в буденовке. Три человека, как бы шагнувших через десятилетия, герои, ставшие символом нашей революции, ее плакатным воплощением. Мощные строки стихов Владимира Маяковского о земле, «которую завоевал и полуживую вынянчил», подчеркивают аккорды оратории Григория Свиридова. Взволнованная и яркая патетика, прозвучавшая в самом начале концерта, становится основной эмоциональной краской эстрадного представления. Уже с первых минут зрителей властно захватывает гражданственный настрой программы, ее публицистическая страстность.
Коллектив артистов Мосэстрады, выступающих в этом представлении, невелик: чтец Николай Грачев, певцы Александр Комиссаров и Вячеслав Осипов, пианистка Зинаида Привальская. Двухчасовая программа, исполняемая ими, очень насыщенна и многообразна. В ней исполняются произведения П. Чайковского и Д. Шостаковича, И. Дунаевского и Г. Свиридова, В. Мурадели и А. Островского; звучат стихи А. Пушкина, В. Маяковского, А. Блока, А. Безыменского, И. Уткина, К. Симонова... И все это вместе, слитое в единое полифоническое полотно, словно воскрешает славную историю нашей Родины, рассказывает о героике и драматизме, о романтике и оптимистичности прожитых десятилетий.
— Мы хотели, — говорит Николай Грачев, — напомнить слушателям о лучших песнях и стихах прошлых лет, попытаться воссоздать средствами эстрадного искусства славный путь борьбы и побед, пройденный советским народом под руководством Ленинской партии. И еще нам хотелось доказать, что наши замечательные, так называемые старые песни не ушли из жизни, что они и сегодня заставляют сердца биться так же трепетно и горячо, как двадцать, сорок, пятьдесят лет назад...
Внешне композиция делится на две части — антрактом. Но это лишь формальный признак. Внутреннее разграничение программы, ее сюжетное построение продиктованы ходом и последовательностью исторических событий. Умело, с большим вкусом и тактом подобранный материал (автор композиции Вс. При-вальский) дает возможность исполнителям взволнованно и броско рассказать о важнейших периодах в жизни страны, партии, народа. Романтика и отвага первых боев за Советскую власть выражены в «Двенадцати» А. Блока, во вступлении к опере В. Мурадели «Октябрь», в одухотворенной песне времен революции «Вихри враждебные»... Самоотверженность труда, героика будней восстановления и развития народного хозяйства слышны в «Трагедийной ночи» А. Безыменского, в «Песне о Встречном» Д. Шостаковича, в «Марше энтузиастов» И. Дунаевского. Грозная, суровая тема Отечественной войны как бы сама собой возникает из гневной песни А. Александрова «Священная война» — «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»... В мажорном жизнеутверждающем ключе исполняются произведения послевоенных лет. И как завершение композиции, как могучий обобщающий аккорд, звучит «Песня о Ленине» — великом вожде и создателе первого в мире социалистического государства.
Идет эстрадный спектакль, песня сменяет стихи, проза следует за музыкой, но зрители не ощущают «оторванности» одного номера от другого. Переходы так органичны и естественны, что драматургическая нить представления не рвется нигде. Патетический концерт «Песня над Россией» имеет большой и вполне заслуженный успех. В течение двух часов артисты держат зал в напряжении, интерес не снижается ни на минуту. А заключительной овации, которой награждают зрители участников этого представления, могли бы позавидовать многие именитые артисты, выступающие на нашей эстраде.
И тем более странно, что эта хорошая программа, подготовленная московской концертной организацией, очень редко попадает на столичную эстраду. Впечатление такое, что ее судьба зависит во многом от некоторых администраторов, рассуждающих примерно так: «Зритель не пойдет — нет громких имен, зритель не поймет — слишком серьезно». А зритель, представьте, ходит и понимает. Ходит, вопреки даже крайне скудной рекламе, которая сопровождает эстрадное представление «Песня над Россией». Серая и безликая, никак не раскрывающая программу, такая реклама может скорее отпугнуть зрителя, чем привлечь его.
Участников спектакля «Песня над Россией» можно поздравить с творческим успехом. Их усилиями создано одно из первых значительных эстрадных представлений, посвященных 50-летию Великого Октября.
Ю. ЛИНН
Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.
оставить комментарий