В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Песня над Россией

«Песня над Россией», патетический концерт — так значится на афише этой эстрадной программы. Поначалу слово «патетический» несколько настораживает: подлинная патетика, к сожале­нию, далеко не часто присутствует в наших эстрадных представлениях. Нередко, вопреки, может быть, намерениям исполнителей, она подменяется мелодраматизмом, трескучей и потому малоубедительной декламацией...

И вот начинается программа концерта «Песня над Россией». Занавес не открывается — его нет. На сцене Большой аудитории Политехнического музея застыли фигуры простых и вместе с тем легендарных людей, штурмовавших Зимний, подавлявших кронштадтский мятеж, защищавших молодую Советскую страну от интервенции.

Их трое. Матрос в форменке, перехлестнутой пулеметными лентами, рабочий-красногвардеец в сатиновой косоворотке, с алым бантом на груди, красноармеец в буденовке. Три челове­ка, как бы шагнувших через десятилетия, герои, ставшие симво­лом нашей революции, ее плакатным воплощением. Мощные строки стихов Владимира Маяковского о земле, «которую заво­евал и полуживую вынянчил», подчеркивают аккорды оратории Григория Свиридова. Взволнованная и яркая патетика, прозвучавшая в самом нача­ле  концерта,  становится  основной  эмоциональной   краской  эстрадного представления. Уже с первых минут зрителей властно захватывает гражданственный настрой программы, ее публици­стическая страстность.

Коллектив артистов Мосэстрады, выступающих в этом пред­ставлении, невелик: чтец Николай Грачев, певцы Александр Ко­миссаров и Вячеслав Осипов, пианистка Зинаида Привальская. Двухчасовая программа, исполняемая ими, очень насыщенна и многообразна. В ней исполняются произведения П. Чайковско­го и Д. Шостаковича, И. Дунаевского и Г. Свиридова, В. Мура­дели и А. Островского; звучат стихи А. Пушкина, В. Маяковского, А. Блока, А. Безыменского, И. Уткина, К. Симонова... И все это вместе, слитое в единое полифоническое полотно, словно вос­крешает славную историю нашей Родины, рассказывает о геро­ике и драматизме, о романтике и оптимистичности прожитых десятилетий.

— Мы хотели, — говорит Николай Грачев, — напомнить слуша­телям о лучших песнях и стихах прошлых лет, попытаться вос­создать средствами эстрадного искусства славный путь борьбы и побед, пройденный советским народом под руководством Ленинской партии. И еще нам хотелось доказать, что наши заме­чательные, так называемые старые песни не ушли из жизни, что они и сегодня заставляют сердца биться так же трепетно и го­рячо, как двадцать, сорок, пятьдесят лет назад...

Внешне композиция делится на две части — антрактом. Но это лишь формальный признак. Внутреннее разграничение про­граммы, ее сюжетное построение продиктованы ходом и после­довательностью исторических событий. Умело, с большим вку­сом и тактом подобранный материал (автор композиции Вс. При-вальский) дает возможность исполнителям взволнованно и бро­ско рассказать о важнейших периодах в жизни страны, партии, народа. Романтика и отвага первых боев за Советскую власть выражены в «Двенадцати» А. Блока, во вступлении к опере В. Мурадели «Октябрь», в одухотворенной песне времен рево­люции «Вихри враждебные»... Самоотверженность труда, героика будней восстановления и развития народного хозяйства слышны в «Трагедийной ночи» А. Безыменского, в «Песне о Встречном» Д. Шостаковича, в «Марше энтузиастов» И. Дунаевского. Гроз­ная, суровая тема Отечественной войны как бы сама собой воз­никает из гневной песни А. Александрова «Священная война» — «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»... В мажорном жизнеутверждающем ключе исполняются произведения по­слевоенных лет. И как завершение композиции, как могучий обобщающий аккорд, звучит «Песня о Ленине» — великом вожде и создателе первого в мире социалистического государства.

Идет эстрадный спектакль, песня сменяет стихи, проза сле­дует за музыкой, но зрители не ощущают «оторванности» одного номера от другого. Переходы так органичны и естественны, что драматургическая нить представления не рвется нигде. Патетический концерт «Песня над Россией» имеет большой и вполне заслуженный успех. В течение двух часов артисты держат зал в напряжении, интерес не снижается ни на минуту. А заклю­чительной овации, которой награждают зрители участников этого представления, могли бы позавидовать многие именитые артисты, выступающие на нашей эстраде.

И тем более странно, что эта хорошая программа, подготов­ленная московской концертной организацией, очень редко попа­дает на столичную эстраду. Впечатление такое, что ее судьба за­висит во многом от некоторых администраторов, рассуждающих примерно так: «Зритель не пойдет — нет громких имен, зритель не поймет — слишком серьезно». А зритель, представьте, ходит и понимает. Ходит, вопреки даже крайне скудной рекламе, кото­рая сопровождает эстрадное представление «Песня над Россией». Серая и безликая, никак не раскрывающая программу, такая реклама может скорее отпугнуть зрителя, чем привлечь его.

Участников спектакля «Песня над Россией» можно поздравить с творческим успехом. Их усилиями создано одно из первых значительных эстрадных представлений, посвященных 50-летию Великого Октября.
 

Ю. ЛИНН

Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100