В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Песня стала лауреатом

В Москве проходил Всесоюзный конкурс на лучшее исполнение советской песни и на лучшую советскую песню, который был организован по инициативе Министерства культуры СССР, секретариата правления Союза композиторов СССР и Бюро ЦК ВЛКСМ.

Победители Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни - 1966Победители Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни - 1966

Время проведения конкурса определило его содержание. В стране все бо­лее широко разворачивается подготовка к 50-летию Великого Октября, захва­тившая все области советской культуры. И конкурс явился одним из звеньев этой большой программы. Поэтому и перед его участниками — солистами и вокальными ансамблями, исполняющи­ми советские песни, — ставились сложные и многообразные задачи. Особое внимание обращалось на исполнение песен гражданской войны и о гражданской войне; песен, возникших в ту пору, когда советский народ строил социализм, и песен времен Великой Отечественной войны. Условия конкурса требовали, чтобы каждый его участник спел не менее одного произведения, созданного композитором той республики, которую представляет конкурсант. И, наконец, каждый участник конкурса должен был исполнить по крайней мере одну новую, не изданную и нигде не исполнявшуюся песню советского композитора. Ничем другим, кроме этих общих условий, вы­бор конкурсанта не ограничивался.

Таким образом, конкурсная програм­ма давала возможность получить всесто­роннее представление об исполнителе. Участнику   конкурса было   мало   проявить свое исполнительское мастерство только в каком-либо одном песенном жанре. Он обязан был показать владе­ние всем богатством советского песне-творчества, знание традиций исполнения разных стилей и жанров советской пес­ни и умение по-новому «прочесть» те произведения, которые имеют давно установившуюся манеру исполнения. Он должен был со вкусом составить свою программу и найти для нее до­стойное новое произведение, раскрыв своеобразие и прелесть такой новинки.

Эта последняя задача облегчалась тем, что конкурс исполнителей совет­ской песни был одновременно и конкур­сом на лучшую новую песню, и композиторы, доверившие певцу свое ново­рожденное детище, вступали в соревно­вание между собой. Таким образом конкурс стимулировал более активную работу и исполнителей и композиторов над новыми песнями о советской дейст­вительности. В конкурсе принял участие 71 ис­полнитель: 59 солистов и 12 вокальных ансамблей. Принимая во внимание мас­совость самого жанра песни, это совсем не так много. Причину, очевидно, нужно искать в том положении, которое сло­жилось сейчас на концертной эстраде. Очень уж безудержно распространился у нас жанр интимной песенки в различ­ных его вариантах. Очень уж всеобщей и исключительной стала сама по себе нужная и полезная тенденция задушев­ного разговора со слушателем и связан­ное с ней стремление увидеть героя в простом, обыкновенном человеке. А по­гоня за модой ограничила жанровое разнообразие исполнителей песни.

Поэтому многим певцам, работаю­щим на концертной эстраде, условия конкурса оказались просто-напросто не под силу. С другой стороны, очевидно, что по тем или иным причинам в конкурсе приняли участие далеко не все испол­нители, которые могли бы успешно на нем выступить. Что же касается вокаль­ных ансамблей, то совсем уж скромное их представительство на конкурсе отра­жает крайне незначительное количест­во подобных коллективов в стране. Однако именно эти условия подтвер­ждают своевременность и необходимость проведения такого конкурса. Он должен был привлечь внимание исполнителей к расширению жанрового многообразия их репертуара, к более интенсивной ра­боте над песней большого гражданского звучания, воспевающей героический труд советского народа, богатый и глубокий мир чувств и мыслей советских людей. Но и независимо от того, как скажется конкурс на дальнейших путях развития нашего песенного исполни­тельства, его результаты кажутся мне значительными и интересными.

Для меня, как я думаю, и для боль­шинства других людей конкурс — это всегда, прежде всего, открытие каких-то новых имен, новых исполнителей или новых композиторов. Ну что это, в са-мом деле, за конкурс, если на нем мы не познакомимся ни с одним доселе не­известным музыкантом, если  полученная в творческом соревновании премия или диплом не являются путевкой в жизнь для артиста, который ранее был неведом, а в результате конкурса становится любимцем слушателей?! Закон­чившееся соревнование как раз и ока­залось особенно привлекательным потому, что оно позволило выявить и впоследствии даст возможность широко популяризировать творчество ряда очень одаренных исполнителей советской песни.

Это получивший первую премию Виктор Вуячич (Ансамбль песни и пля­ски Белорусского военного округа) — обладатель очень красивого, гибкого и ровного во всех регистрах голоса. Одна­ко сильнейшая сторона творческого облика Вуячича не столько в его во­кальных достоинствах, сколько в боль­шой выразительности его пения, в силе пламенного гражданского пафоса, прав­диво и увлекательно звучащего в его исполнении, в светлой мужественности его лирики, в свободе и органичности, с которой он переходит от пения к речи­тативу или декламации, во всем его ис­полнительском облике — строгость и сдержанность.

Это Венера Майсурадзе (Грузинская филармония), также удостоенная первой премии. Певица обладает огромным обаянием. Красивейший, «бархатный» голос, очень чистая интонаиия, сдержанная, но глубокая и очень сердечная, проникновенная и благородная манера исполнения доставляют слушателю большое эстетическое наслаждение. Осо­бое своеобразие искусству Майсурадзе придает мастерство филигранной орнаментации мелодии, которым она вла­деет в совершенстве. Естественно, что это делает наиболее привлекательным исполнение ею песен грузинских компо­зиторов, особенно тех, которые написа­ны в манере, близкой к грузинской на­родной песне. Но на конкурсе В. Майсу­радзе очень выразительно и задушевно исполняла и такие песни, как знамени­тое «Прощание» Дм. и Дан. Покрасс или «На кургане» А. Петрова.

К числу «открытий» конкурса отно­сятся также Владимир Макаров (Северо-Осетинская филармония), Вадим Мулерман (Москонцерт), Павел Кравецкий (Ленконцерт), получившие тре­тьи премии, и Нинелъ Богуславская (Белорусская филармония), удостоенная почетного диплома. Мне кажется, что наиболее яркими дарованиями из них обладают два артиста, названные мною первыми.

В. Макаров тяготеет к исполнению экспрессивному, полному драматизма, но и в лирических песнях он очень искренен, непосредственен и мягок. Нужно иметь очень большую смелость, чтобы включить в репертуар эстрадного певца такие хоровые по своей природе песни, как «Самовары-самопалы» А. Но­викова и «Смело, товарищи, в ногу». И надо сказать, что попытка В. Макарова «прочесть» песню «Смело, товари­щи, в ногу» как сольную завершилась блистательным успехом: его исполнение этого марша революции осталось одним из наиболее ярких впечатлений конкур­са. Однако иногда в исполнении В. Ма­карова, к сожалению, сказывается изве­стная односторонность, я бы решился даже сказать, прямолинейная примитивность, и тогда певец вместо искусного раскрытия таящегося в песне содер­жания стремится увлечь слушателя одним только непосредственным воздей­ствием своего темперамента. Конечно, подобное ограничение исполнительской задачи сразу же резко снижает художе­ственность его пения.

У В. Мулермана мне в первую оче­редь хотелось бы отметить его «ини­циативное», активное отношение к пес­не. В каждой из них он хочет найти какие-то острохарактерные детали, ко­торые потом и становятся основой его артистической интерпретации песни. Он мастер сатирически-гротескового рисун­ка, и пустенькая песенка, расцвеченная в его исполнении пародийными образа­ми, намного возвышается над тем своим прототипом, который вышел из-под пера композитора и поэта. Но когда вот так­же в поисках яркой характеристики певец делает кульминацией своей трак­товки песни А. Александрова «Свя­щенная война» неистовый крик бегуще­го в атаку солдата, оборванный то ли пулей, то ли осколком, то ли просто за­хлебнувшийся в собственном изнеможе­нии, — замысел артиста оборачивается против него. Это происходит потому, что, воздействуя на слушателя физио­логически, через натуралистическое подражание, невозможно передать глав­ное в содержании песни — благородную ярость народа, ставшего на борьбу против врага, священный гнев советских людей. К тому же такая трактовка ве­дет к подмене пафоса утверждения справедливой войны против захватчиков протестом против войны вообще. Песни лирического содержания в исполнении В. Мулермана показались мне однообразными: в них преобладала ка­кая-то сладенькая, умилительная сенти­ментальность. Хотелось бы также по­желать артисту более тщательно отби­рать свой репертуар и по содержанию и по собственно музыкальным его до­стоинствам.

Я не упоминал до сих пор об Иосифе Кобзоне, потому что искусство этого артиста хорошо известно, и его не назо­вешь «открытием». Этот прекрасный певец много и очень целеустремленно работает над пропагандой советской песни, сосредоточивая свое внимание на произведениях, несущих гражданское содержание. Поэтому И. Кобзона по пра­ву можно назвать певцом-агитатором. Привлекает симпатии и исполнитель­ская манера артиста. Она строгая, сдер­жанная, полная достоинства. Вместе с тем певец умеет и быть веселым в песне шуточного содержания и мягким, сер­дечным — в песне лирической. Особен­ной похвалы заслуживает профессионализм исполнителя, стабильность его ху-дожественных результатов — качество, которого очень и очень еще не хватает другим лауреатам конкурса. Заслуги Кобзона в популяризации советской песни и его высокое мастерство спра­ведливо отмечены присуждением ему второй премии.

Несколько слов о дипломантке кон­курса Н. Богуславской. Она хорошо показалась в первом и, особенно, во втором туре конкурса, пленив слушателей чи­стотой и глубиной своего исполнитель­ского дарования. Однако в последнем туре в ее исполнении стало ощутитель­но заметным подражание модным, но, увы, далеко не лучшим певицам нашей эстрады. Это сразу же лишило певицу самобытности, и она растеряла большую долю своего обаяния. Хороший урок на будущее и для Н. Богуславской и для других молодых артистов эстрады!

Вторым дипломантом конкурса стал опытный певец Велло Оруметс (Эстонская филармония). Этот артист умеет быть выразительным и в драматически насыщенной лирической песне («В зем­лянке» К. Листова) и в веселой шуточ­ной песенке (Г. Подельский — «Йенъка»). К сожалению, вкус исполнителя далеко не безупречен, а в его поведении на эст­раде иногда проскальзывает неприятная развязность.

Среди вокальных коллективов места распределились следующим образом: первое место занял мужской квартет Азербайджанской филармонии «Гайя», на втором оказался женский октет из Эстонии «Лайне», третью премию поде-лили женский квартет Москонцерта «Советская песня» и мужской квартет под руководством Хателишвили из Гру­зии. И художественные результаты творческого соревнования вокальных ансамблей кажутся несравненно более скромными, чем итоги конкурса певцов-солистов. В сущности, только квартет «Гайя» включил в свои программы про­изведения, требующие подлинной вир­туозности исполнителей. Он хорошо справился с ними, обнаружив значи­тельное .мастерство исполнения и его интонационную точность. Однако даже и этот квартет в виртуозно техническом отношении отстает от «стандартов», получивших сейчас распространение на зарубежной эстраде. Что же касается других ансамблей, то в их репертуаре преобладают только простенькие песен­ки, не представляющие сколько-нибудь значительной трудности. По стройности и слаженности исполнения из этих кол­лективов следует выделить октет «Лай­не».

Первое место в конкурсе песен заня­ла «Память сердца», написанная молодым белорусским композитором И. Лученком (поэт М. Ясень). Это — воспо­минание о войне. Лирическая мягкость и повествователъностъ сочетаются в ней со взрывчатой драматической экспрес­сией.

Вторую премию разделили две песни. Одна из них, написанная эстонским композитором Г. Подельским, носит наз­вание «Песне нужна тишина» (поэт К. Любченко). Это иногда светлое, иногда взволнованное раздумье о войне и мире, о счастье людей. Другая — пес­ня А. Островского «Атомный век» (поэт И. Кашежева), в которой весело и за­дорно, даже с озорствол, поется о серьезных проблемах нашей современности.

Третью премию получила песня известного грузинского композитора Ш. Милоравы о великом сыне Грузии Шота Руставели (поэт О. Шолалбаридзе). По своему характеру она близка народным грузинским песням и отли­чается ярким своеобразием колорита. Песни А. Жарковского (поэт Д. Седых) «Ой, месяц, месяц», А. Колкера (поэт Л. Куклин) «Солдатская память», Г. Цабадзе (поэт Л. Чубабрия) «Серенада» и В. Савельева (поэт И. Кашежева) «Шли поезда» удостоены дипломов конкурса.

Итак, первый Всесоюзный песенный форум состоялся. С полным правом можно сказать, что организован он весь­ма своевременно и результаты его без­условно окажут доброе влияние и на развитие советского песенного творчест­ва и на мастерство исполнителей. Убеж­ден, что такие конкурсы песен должны стать у нас хорошей традицией.

КОНСТАНТИН САКВА

 Журнал Советский цирк. Январь 1967 г. рисунок ПАВЛА ПАШКОВА Журнал Советский цирк. Январь 1967 г. -  плакаты, выпущенные группой рекламы и пропаганды советского циркового искусства.

На первой странице обложки:  Журнала Советский цирк. Январь 1967 г. - рисунок ПАВЛА ПАШКОВА
На последнее странице обложки Журнала Советский цирк. Январь 1967 г - плакаты, выпущенные группой рекламы и пропаганды советского циркового искусства.

Журнал Советский цирк. Январь 1967 г.

оставить комментарий
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100