Песня всегда с человеком
Песня прозвучала с эстрады. Она вырвалась в эфир через голубые экраны телевизоров и динамики радиоприемников. Завертелась на диске пластинки, свернулась в тугое кольцо магнитофонной ленты. Началась дорога песни по жизни: то ли короткая, то ли длиною не в один год.
Многим людям, даже связанным с искусством, наш процесс работы над песней, работы композиторской, представляется упрощенным — в конце концов песня это не опера, не симфония, не концерт для фортепьяно с оркестром. Мол, эти «солидные» музыкальные формы требуют кропотливой многомесячной работы, а песня создается в порыве мимолетного вдохновения. Есть текст, пришла на ум мелодия, посидел у рояля — и, пожалуйста, готовый клавир! Читатели журнала «Советская эстрада и цирк», наверное, недоверчиво улыбнутся: нам-то композитор Аркадий Островский может этого не объяснять, мы-то знаем, как много труда требует любое хорошее произведение. Но, право же, сколько раз бывало: звонит певица или певец, говорит, что через несколько дней уезжает в большую гастрольную поездку, просит новую песню. А когда честно признаешься, что ничего нового пока нет, обижается: «Аркадий Ильич! Напишите, ну что вам стоит...»
Стоит многого! Просто потому, что я, как и каждый из моих товарищей по профессии, не могу и не имею права относиться с холодной душой к своему делу, я не могу печь песни по графику, как блины. Наш труд, который «вливается в труд моей республики», предполагает и длительные раздумья, и бескомпромиссную взыскательность, и законное желание успеха.
Песня достается композитору куда труднее, чем думают многие. Она должна быть не только отточена по форме, но и нести абсолютно ясную мысль. На мой взгляд, плохо, когда хочешь сказать в песне слишком много — и о том, и об этом: в таком случае неминуемо появляются рыхлость, расплывчатость образа.
Все мы, естественно, предполагаем, что для песни необходимы хорошая музыкальная и литературная основы, но забываем порой, что они, то есть музыка и стихи, должны абсолютно подходить друг другу. Как в медицине существуют разные группы крови, так текст и музыка могут быть несовместимы. Стихи рассказывают, например, о спорте, о молодом задоре, даже ритм их маршеобразен, а в мелодии — совсем иные эмоции, она звучит лирически, задушевно. Мой воображаемый оппонент возразит: «Это же элементарно, так в практической работе не бывает». Но вот пример. Недавно ко мне и одному из моих коллег попали на стол стихи В. Семернина «Аист». На трогательные, проникновенные строки о том, как, по преданию, аист приносит людям детей, счастье, мы оба написали музыку. Только мой коллега создал веселую танцевальную пьесу, а я написал простую лирическую мелодию. Рассудили слушатели — и я оказался прав. Подчеркиваю: музыка моего товарища была очень хорошей, но к этим стихам не подходила.
Часто мне приходится слышать стандартный вопрос: «Что раньше создается — текст или мелодия?» Готовых рецептов здесь нет. Лично я, признаться, не очень люблю, когда мне приносят уже готовое стихотворение и предлагают написать музыку. Предпочитаю работать вместе с поэтом. Однако некоторые произведения, как, например, «Песня остается с человеком» на слова С. Острового или «Мальчишки, мальчишки...» (стихи И. Шаферана), написаны мной вслед за поэтом. В то же время цикл «А у нас во дворе» создавался мной и Львом Ошаниным одновременно. Мы много спорили, и подчас музыка заставляла что-то менять в тексте, и наоборот. Что поделать, бывает, и композитору приходится вторгаться в поэзию. Константин Ваншенкин до сих пор, наверное, на меня в обиде за то, что я вставил в его стихи «Как провожают пароходы» две строчки: «Вода, вода... Кругом вода...» И, действительно, может быть, стихотворение стало от этого менее цельным. Но в песне эти две строки показались мне необходимыми, так как они сосредоточивают внимание слушателя, заставляют его задуматься.
Очень важное условие массового успеха песни — современность ее звучания. Даже если мы пишем о событиях давно минувших лет, рядом с датой действия должна отчетливо проступать дата появления песни. Например, о Великой Отечественной войне песни создаются ныне совсем по-новому, по-другому. Меня могут упрекнуть в забвении традиций. А я отвечу, что лучшие традиции советской песни полностью подтверждают этот тезис. «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Марш веселых ребят» И. Дунаевского — мы можем точно, не заглядывая в справочники, сказать, когда они созданы. В то же время сравните «Мы — красная кавалерия» Д. Покрасса и «Тачанку» К. Листова, и вы сразу убедитесь, как дистанция времени определила творческий почерк композиторов.
Еще одно непременное условие — обязательно должна чувствоваться национальная принадлежность песни. Советский композитор должен отличаться, например, от английского по интонационному звучанию своих произведений. Я не люблю и не могу принять стеклянных салонных мелодий без национального лица. Именно потому и стали классикой нашего жанра многие песни В. Захарова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, А. Новикова, С. Туликова и многих других композиторов, что у них есть свое национально своеобразное лицо. Послушаешь их, и уверенно скажешь: «Да, это написал советский композитор!»
Почему я подчеркиваю мысль об идейной ответственности композитора перед слушателями? Дело в том, что и пошлая песенка может быть выписана мастерски, ладно звучать, иметь запоминающуюся мелодию. Только вреда от нее куда больше, чем от бездарной поделки.
Мы справедливо гордимся золотым фондом советских патриотических и гражданских песен, оказавшим большое влияние на развитие песенного искусства не только у нас, но и за рубежом. Раньше нас справедливо упрекали за то, что мы мало создаем бытовых танцевальных мелодий, легкой инструментальной музыки. Теперь произошел своеобразный «перебор» — подчас мы слишком увлекаемся модными танцевальными мелодиями, которые, конечно, нужны, но не в таком безмерном количестве. Я не хочу сказать, что сейчас не создаются песни большого гражданственного звучания. Они есть, но хочется, чтобы их было больше.
И еще одно замечание. С некоторых пор с чьей-то легкой руки даже стали путать разные жанры и выдавать танцевальные мелодии за песни. Между тем смешно, на мой взгляд, предъявлять к незатейливым танцевальным мелодиям те же требования, что и к песням высокого гражданского звучания. На молодежном вечере поют совсем другие песни, чем на демонстрации. Все хорошо к месту!
Вспомните, сколько досталось Ю. Саульскому за злополучного «Черного кота». Однако же эта мастерски сделанная танцевальная мелодия вполне исправно выполняет свои функции — она шутливо, по-доброму рассказывает людям о нелепости стародавней приметы. Под музыку Сеульского приятно танцевать, она легко запоминается, и именно поэтому (а не из-за мнимых «пошлых» качеств) песенка завоевала большую популярность.
В то же время сколько «жучков-халтурщиков» спекулирует на любви людей к танцевальным мелодиям, протаскивая на эстраду ремесленнические поделки, безвкусицу, пошлятину, выдаваемую за «последний крик моды». Мы не имеем права оставлять их зловредную деятельность без внимания. И не только потому, что их «творчество» пользуется порой незаслуженным успехом.
Двадцать третий съезд КПСС еще раз поставил перед деятелями литературы и искусства вопрос об эстетическом воспитании нашей молодежи. Музыка приходит в жизнь человека с детства, он слышит ее дома, в пионерском лагере, в поезде, на прогулке, в кино. Независимо от желания она проникает в душу каждого. Но ведь мелодии не приклеишь ярлык — «детям до шестнадцати лет слушать воспрещается». Поэтому все, что сопровождает человека с детства — произведения изобразительного искусства, фильмы, музыка, — должно быть самого высокого качества. Тем более песня — самый массовый музыкальный жанр!
Конечно, многое зависит здесь и от поэта. Текст песни должен быть не просто хорошим, а очень хорошим, чтобы его и без музыки можно было читать с радостью и волнением. Это должны быть настоящие, полноценные стихи. Между тем на эстраду, на радио, на телевидение еще проникает некая категория людей, создающих третьесортную литературную продукцию. Их ремесленничество наносит нам большой идейный и эстетический урон.
Теперь об исполнителях. Мне порой говорят: «Вам хорошо — ваши песни исполняют Клавдия Шульженко, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Ирина Бржевская, Тамара Миансарова. Разве могут эти исполнители не создать песне успех!..»
Что ответить на это? Конечно, мне очень приятно, что такие признанные мастера берут мои песни для своих выступлений. Всегда хочется, чтобы именно они создали тот своеобразный эталон исполнения, по которому песня войдет в жизнь, ибо эти артисты тонко улавливают замысел автора. Однако значит ли это, что любую песню, исполненную Хилем или Кобзоном, Шульженко или Миансаровой, сразу запоют все? Нет, На основании моей долголетней работы в эстрадном оркестре, руководимом Леонидом Осиповичем Утесовым, я убедился, что в программе концертов надолго удерживались только по-настоящему хорошие песни. Много лет поет Утесов произведения В. Соловьева-Седого, Б. Мокроусова, М. Фрадкина, Н. Богословского, М. Табачникова, Е. Жарковского и других композиторов, а мало удачные песни, может быть, тех же самых авторов исполнитель сам снимал с программы через две-три недели. Более того, разве не засверкал новыми гранями талант Клавдии Шульженко, когда она включила в программу песню Эдуарда Колмановского и Евгения Евтушенко «Вальс о вальсе»!
Таким образом, содружество поэта, композитора, исполнителя — это всегда тесный творческий союз, требующий от каждого из них высокого профессионального мастерства.
И еще одна проблема: кого предпочесть — исполнителя с незаурядными вокальными данными или артиста, пусть и не обладающего большим голосом, но умеющего хорошо донести песню до слушателя. Конечно, в идеале нужны и голос, и актерские данные. И надо отметить, что у нас такому идеалу соответствует все больше и больше мастеров эстрады. Как-то я был в Центральном Доме работников искусств на творческом вечере Эдуарда Хиля. В первом отделении он пел классические романсы, во втором — песни. Разносторонность таланта обернулась глубиной, оригинальностью и свежестью исполнения.
Сейчас вошло в обычай, что почти каждый солист выступает со своим эстрадным ансамблем, большинство которых состоит из высокопрофессиональных музыкантов. Но иногда даже у самых квалифицированных инструменталистов проявляется одна и та же неверная тенденция: они считают, что авторское изложение недостаточно модно. Тогда допускается оркестровка, порой прямо противоречащая содержанию произведения. Недавно я слышал, как «Молодежная» И. Дунаевского исполнялась в ритме твиста, что отнюдь не улучшило мелодию. Если же к такому методу «подгонки» песни под один из модных танцевальных ритмов прибегают менее профессионально подготовленные ансамбли, впечатление остается, мягко говоря, удручающее.
Мы гордимся, что наши песни поют. И мы хотим, чтобы пели только хорошие песни. Наша советская действительность настолько многообразна, что представляет для творчества поистине необозримый простор. И сегодня каждый из нас — композиторов, поэтов, исполнителей — должен чувствовать свою все возрастающую ответственность за то, чтобы наши слушатели знали и любили песню, чтобы в огромном песенном потоке они умели отличить хорошее произведение от плохого.
А. ОСТРОВСКИЙ, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий