Певцы обновленного края
Закарпатье... Сказочный уголок Советской Украины. Трудно описать всю прелесть этой обновленной земли.
Чтобы ощутить ее, надо самому вдохнуть неповторимый аромат зеленых полонин, услышать веселое журчанье горных речушек, шум ее необозримых лесов. Надо послушать песни закарпатских плотогонов и виноградарей, краснодеревщиков и учителей, землепашцев и каменотесов — песни, в которых красочно отражается величавая природа родного края, — юных седых Карпат...
Любят в Закарпатье эстрадный ансамбль «Венгерские мелодии» и его солиста Ф. Неймети
Недавно мне довелось слушать певцов народного хора. В тот вечер, казалось, что я сижу не в концертном зале, а на завалинке где-нибудь под Раховом, что передо мной не профессиональные артисты, а обычные парни и девчата, собравшиеся потанцевать, попеть...
Заслуженный Закарпатский народный хор — ровесник Советского Закарпатья, которому исполняется нынче 20 лет. За это время замечательный самобытный коллектив дал около 3 тысяч концертов, на которых присутствовало почти полтора миллиона зрителей. Хор знают на Украине, ему не раз аплодировали зрители Москвы и Ленинграда, Прибалтики и Сахалина, Ашхабада, Новосибирска, в десятках других городов нашей страны. Триумфально прошли гастроли Закарпатцев в Польше, Венгрии и трижды в Чехословакии. За активную деятельность по укреплению мира между народами хор награжден Почетной грамотой Советского комитета защиты мира. Коллектив — дипломант Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров, награжден Золотой медалью на традиционном празднике песни и танца в Чехословацком городе Свидник.
Трудно переоценить заслуги коллектива в развитии, обогащении украинской песенной культуры, ее пропаганде и популяризации. В хоре родились такие широко известные песни, как «Гей, на высокiй полонинi», «Кажуть люди, кажуть», «Верховино мати моя» и другие. Подслушанные где-то «в глубинке», в каком-нибудь селе или районе, они, после искусной обработки в хоре, становятся еще более красочными и вновь возвращаются в народ, но уже в саму гущу его, составляя ценный пласт в музыкальном быте. А такие песни, как «Iванку, Iванку, купи мне румъянку», «Гей, Дунаю», «Серед села дичка» настолько самобытны, богаты мелодикой, что исполняются без всякой шлифовки. Выступления этого хора никогда не спутаешь с выступлениями подобных советских коллективов. Искусство ужгородских певцов своеобразно, уникально. Когда исполняется «Эхо» Орландо Лассо, «Туман хвилями лягаэ» Н. Лысенко или «Венецианская ночь» М. Глинки, перед нами — классический академический хор. Ему доступны любые, самые сложные
произведения хоровой культуры. Именно в этом сочетании истинно народной подачи песни и академического звучания, в продолжении прекрасных национальных традиций хорового исполнительского мастерства, в обогащении их и заключается творческая неповторимость этого коллектива, новаторство его художественного руководителя народного артиста УССР Михаила Михайловича Кречко. Биография Михаила Михайловича схожа с биографиями других артистов хора. Все они — вчерашние участники художественной самодеятельности, недавние рабочие, колхозники, чей талант был взлелеян народом, Советской властью и возведен в степень совершенного искусства. Это относится к солистке танцевальной группы заслуженной артистке УССР Кларе Балог, к солистам-певцам заслуженным артистам УССР Магде Сениной и Борису Еременко, к хормейстеру Николаю Данкулинцу, балетмейстеру Ивану Литвиненко и другим старейшим и молодым артистам коллектива.
Значительное место в репертуаре закарпатцев занимает хореография. Так же как и песни, здесь записывают, изучают и обрабатывают народные хореографические произведения. Созданы и новые оригинальные танцы, композиции: «Тропотянка», «Чинадийка» (балетмейстер Н. Романов), «Дубканы-скакуны», «Аркан», «Верховина», «Увиванец» (балетмейстер В. Ангаров) и другие. Выступления танцоров пленяют зрителей подкупающей простотой, стремительностью темпов и чистотой стиля, разнообразием рисунков, мягким юмором и жизнерадостностью.
Танцевальная группа народного юра исполняет «Коломыйку» — популярный танец закарпатцев
Закарпатский народный хор шагнул в пору творческой зрелости. Он накопил богатый песенный, танцевальный, музыкальный репертуар, большой исполнительский опыт. Не раз уже писалось о широком творческом диапазоне хора, мастерстве актеров, дирижеров, о сочности звучания и свежести голосов. Певцы из Закарпатья проявили себя за эти два десятилетия не только как рачительные собиратели старины, ревностные почитатели классики, но, главным образом, и как пламенные пропагандисты новых произведений, отражающих сегодняшний день Советского Закарпатья. Это песни о Коммунистической партии, о нашей Родине, о советском человеке, покорителе космоса. Песни разных жанров и стилей, разных авторов — А. Филипенко, А. Кос-Анатольского, И. Дунаевского, А. Свешникова, С. Мартона, М. Кречко. Это произведения братских народов страны и зарубежных друзей.
Широки, разнообразны творческие планы коллектива. Тут много интересных задумок, смелых дерзаний. От бесхитростной народной песни к монументальным произведениям советских композиторов, от одно- и двухголосия к вершинам отечественной и мировой классики — вот размах, который отличает художественные устремления хора. Уже репетируется сложная, монументальная кантата Д. Задора «Карпаты», посвященная 20-летию Советского Закарпатья, баллада С. Мартона «Кичера». Дальше пойдут хоровые поэмы Д. Шостаковича, «Гроза» из оратории Гайдна «Времена года», масштабная вокально-хореографическая композиция «Вчера и сегодня».
...Чудесно сейчас в Закарпатье. Люди и сама природа стоят на пороге радостного праздника. Чист и красив умытый дождем Ужгород, где с особым подъемом работает коллектив Заслуженного Закарпатского народного хора. Он тоже готовится к празднику, он тоже именинник.
Б. КОРДИАНИ
Журнал Советский цирк. Июнь 1965
оставить комментарий