Певец на эстраде - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Певец на эстраде

«Вышел к рампе огромный парень, во фраке, перчатках, с грубым лицом и маленькими глазами. Помолчал. И вдруг — улыбнулся, и — ей-богу! — стал дьяволом во фраке.

Запел, не гром­ко так: «Жил-был король когда-то, при нем блоха жила...». Спел куплет и — до ужаса тихо — захохотал... Когда он кончил петь, публика растерялась. С мину­ту — я не преувеличиваю! — все сидели молча и неподвижно... Мещанские рожи побледнели, всем было страшно». Эти строки написаны М. Горьким после одного из концертов Ф. Шаляпина. Пи­сателя потрясли сила, эмоциональный напор, почти безграничная власть ма­стерства и таланта великолепного певца и актера. Если во времена Шаляпина многие считали, что певцу не обяза­тельно быть и актером, обладать сце­ническими данными, то теперь даже на родине бельканто в Италии, как, впро­чем, и во всем мире, это прописная истина. И на концертной площадке певец-актер скорее сможет завоевать успех. Сегодня одним благозвучием не обойтись. Не голосом единым жив певец!

Однако встречаются еще и «поющие памятники», и приверженцы сценической суеты. В консерваториях и музы­кальных училищах, к сожалению, в тон­кости актерского мастерства концертного исполнителя почти не вникают. А эст­радный певец предоставлен сам себе и учится на практике. Современное искусство эстрады тяго­теет к синтетическим жанрам. Примером тому ансамбли песни и пляски, многие музыкально-театрализованные представления. Новые программы Л. Зы­киной и И. Кобзона, показанные к 50-летнему юбилею Октября, тоже основаны на взаимопроникновении искусств.

В концерте Зыкиной («Тебе, женщи­на») введен элемент сценического действия, есть световые эффекты, продума­на смена костюмов исполнительницы. Певческие номера, поэтический текст и оркестровые интерлюдии связаны дра­матургически. Кроме удачного сочетания в подборе песенного и поэтического материала в программе И. Кобзона «Я хочу, чтобы песню приравняли к штыку» стоит от­метить умелое использование света и стереофонической аппаратуры, которая позволила оттенить в голосе певца мяг­кость и теплоту, придать ему своеобраз­ные оттенки и краски.

Условия, в которые поставлен испол­нитель на эстраде, ограничивают воз­можности «внешних» средств вырази­тельности. Певцу не помогают ни партнеры, ни грим, ни декорации, ни рекви­зит. Скупость эта необходима. Но она ничего общего не имеет с актерской без­ликостью под маской «академизма» ис­полнения, скрывающей безразличие и холодок. На эстраде самое простое лается с трудом. Вероятно, поэтому актерская бесталанность обнаружи­вается незамедлительно. Конечно, основ­ное оружие вокалиста филармонического плана — голос. Здесь справедливо выска­зывание: хорошо спеть — уже наполо­вину сыграть. Но это не исключает зна­чение артистизма. Вспомним А. Огнивцева. Его сценическая сдержанность не зьгзывает чувства пустоты.

Молодая эстрадная певица Е. Камбурова обычно больше играет, чем поет. Это естественно для жанра музыкального рассказчика. Не имея блестящих пев­ческих данных, она пользуется сред­ствами драматического искусства в большей степени, чем вокального. Но это не сказывается у нее в преувеличен­ной жестикуляции, в излишней экспрес­сии, что отличает часто исполнитель­скую манеру В. Макарова.

«Я мало жестикулирую, ибо считаю: единственным и полезным является жест, что-то добавляющей к исполняе­мой песне», — говорила Эдит Пиаф. На фестивале эстрадной песни летом прошлого года Э. Горовец выступил с интересными песнями. Произведения были исполнены в манере сдержанной, драматической, неожиданной. Казалось, произошел перелом в его творческой биографии, но, увы, он остался верен себе: снова излишне подвижен и «вооду­шевлен». Вновь во что бы то ни стало стремится понравиться зрителю и пере­игрывает.

Сколько отвлекающего зачастую выносится на эстраду. Иные исполни­тели экстравагантностью подменяют нередко смысл произведения. Особенно грешит этим Л. Мондрус. Хорошая эстрада прежде всего содер­жательна. Мысль не заменить манерностью и кокетством. Но к этим «спа­сительным» средствам прибегают не только новички. Эдиту Пьеху отличает обычно хороший вкус, но в одной из телевизионных программ, кажется, в передаче из Праги мы с трудом узнали ее. Желая, вероятно, не отстать от зарубежных звезд, она была так жеман­на и суетлива, что это невольно рождало чувство неловкости за нее. Не знаю, обращал ли кто-нибудь при­стальное внимание на внешность испол­нительниц, особенно на конкурсах и фе­стивалях эстрадных песен. Вот где про­является весь блеск и буйство их фантазии. Платья, прически большинства никакого отношения к создавае­мому музыкальному образу не имеют, но зато действуют поистине ошеломляю­ще.

...Практика всегда богаче правил. Один из секретов актерского обаяния в том и заключается, что исполнитель чутко реагирует на зрительскую реак­цию, которая всегда различна. Далеко не все певцы умеют общаться со слушателями. Чаще они поглощены сложно­стями технологии (особенно филармонисты) и трудятся «в поте лица». Но если иным вокалистам присуща сцени­ческая скованность, то для некоторых эстрадных певцов характерно нечто прямо противоположное — развязность. Выступление — ответственнейший мо­мент. Готовишься к нему долго, а длит­ся оно несколько минут. Поэтому вы­ступление требует максимальной соб­ранности. Многое зависит от умения настраивать свою психику. Перед выхо­дом на сцену певец должен не забыть «загримировать душу». Часто до выступления, вместо того чтобы в послед­ние секунды собрать внимание, подго­товиться внутренне, певец томится, не знает, чем заняться. А потом сокру­шается: если бы повторить сначала!

Порой исполнители не придают долж­ного значения своему появлению на сцене. А ведь выход — «визитная кар­точка». Не случайно один артист сразу располагает к себе, другой едва успеет выйти — и публика настроена против него. И это предубеждение исчезает не сразу. Артистичность — дар природный. Но, как и всякий талант, Она развивается. Изучать сценическое мастерство других и свои индивидуальное возможности, работать над сценической культурой певцу необходимо постоянно, в течение всей творческой жизни.
 

О. ДАЛЕЦКИЙ, старший преподаватель Московского института культуры

Журнал Советский цирк. Май 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования