В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Письмо из Софии

Из года в год растут международные связи советского цирка, непрерывно расширяется «география» его гастролей.

В то же время увеличи­вается число приезжающих в нашу страну зарубежных мастеров мане­жа, с которыми неизменно устанавливаются добрые отношения. Но осо­бенно теплая, сердечная дружба сложилась между советскими арти­стами и их коллегами из Болгарии, Венгрии, Монгольской Народной Республики, Польши, Румынии, Чехо­словакии и других стран социали­стического лагеря. Эти подлинно братские связи способствуют не только взаимному творческому обога­щению, но и укреплению дружбы народов социалистических стран, идущих по светлому пути Великого Октября.

Одним из проявлений этой иск­ренней дружбы служит и публикуе­мое ниже письмо, полученное недав­но редакцией журнала «Советская эстрада и цирк» из Болгарии. Без малого полвека существует со­ветское цирковое искусство. Его история — это история постоянных творческих исканий, смелых новатор­ских открытий, художественного про­никновения в сущность революционных преобразований жизни. Опираясь на прогрессивное наследие прошлого, совет­ский цирк внес неоценимый художест­венный вклад в мировую сокровищницу нашего искусства. Блестящие творческие достижения советского цирка получили заслуженное признание во всем мире. Имена ведущих советских мастеров ма­нежа широко известны, их огромный художественный опыт с пристальным вниманием изучается коллегами во многих странах.

Торжество человеческого духа — вот определение, на мой взгляд, наиболее полно раскрывающее сущность совет­ского цирка, его глубокий гуманизм и оптимизм. Любой, даже предубежденный специалист вынужден признать, что в разных жанрах советские исполнители имеют феноменальные достижения, ко­торые на первый взгляд кажутся фанта­стическими и невероятными. Блестящие образцы этого жизнерадостного творчест­ва пронизаны покоряющей красотой, вдохновляющей романтикой. Прикоснувшийся  к ним  человек  испытывает подлинную радость; он восхищается мужеством гимнастов, ловкостью акроба­тов, смелостью дрессировщиков, остро­умием клоунов.

На чем же основываются непрерыв­ные художественные и профессиональ­ные успехи советского циркового искус­ства, его всемирная слава? Прежде всего на том, что артисты с помощью режис­суры глубоко раскрывают характерные черты нашего современника, богатство духовного мира советского человека — строителя коммунизма. Новаторство советского циркового ис­кусства начисто исключает самоцельное трюкачество, оно, это новаторство, не во внешней, пусть и эффектной форме, а в показе наиболее положительного, яр­кого в характере человека. Эта тенден­ция пронизывает почти все представ­ления.

Болгарский зритель глубоко восхи­щается прославленным дрессировщиком, народным артистом СССР В. Дуровым, который, как волшебник, появился на нашем манеже и продемонстрировал свой уникальный аттракцион с более чем 250 различными животными. Этот номер поистине удивителен, его талант­ливый создатель достиг того, что живот­ные действуют как универсально подго­товленные артисты. До сих пор у нас перед глазами выступление темпера­ментных артистов группы Я. Гаджикур-банова. Мы снова и снова хотим руко­плескать, когда они «колонной» в че­тыре человека смело переходят по высо­ко натянутому канату.

Можно назвать многие другие имена, сказать и о других достижениях советских мастеров манежа. Болгарские дея­тели цирка впервые встретились со сво­ими советскими коллегами в конце 1956 года на Первом международном фестивале циркового искусства в Вар­шаве. С тех пор прошло немало лет, но впечатления от этой встречи поныне остаются яркими, незабываемыми. Мы увидели тогда стройную композицию программы, художественную завершен­ность деталей, сложные трюки и комбинации, исполняемые с большой точно­стью и легкостью; восхищались Олегом Поповым — блестящим мастером смеха. Перед нами демонстрировала свои до­стижения целая плеяда знаменитых ма­стеров — дрессировщик медведей В. Фи­латов, артисты Половневы, Л. Осинский. Н. Логачева и другие.

Можно смело сказать, что в развитии болгарского циркового искусства эта встреча сыграла важную роль, помогла нашим артистам в их творческих иска­ниях.

1. Воздушный гимнаст за­служенный артист Вен­герской Республики ТИБОР ШИМОН. 2. Группа эквилибристов БАЛТОС из ГДР. 3. Румынские артисты КАСЬЯН демонстрируют номер «Акроба­ты на мотоцикле».1. Воздушный гимнаст за­служенный артист Вен­герской Республики ТИБОР ШИМОН.
2. Группа эквилибристов БАЛТОС из ГДР.
3. Румынские артисты КАСЬЯН демонстрируют номер «Акроба­ты на мотоцикле».

На VII Всемирном фестивале моло­дежи в Москве в 1957 году побывали мастера манежа многих стран. Можно утверждать, что их встреча превратилась в своеобразный фестиваль цирко­вого искусства. К тому времени прошел всего год после варшавского состязания, но то, как показали себя болгарские ар­тисты в Москве, вызвало у нас большую радость. Достижения Ангела Божилова, Тодора Назарова, Пырванова, Димчева, Пановых, Бойчановых, Н. Табаковой, Т. Апостоловой и других получили высокую оценку.

С тех пор между нами и советскими друзьями состоялось много творческих встреч, начались взаимные гастроли. Десятки известных советских исполни­телей восхищали нашего зрителя, в то же время в Советском Союзе успешно демонстрировали свое искусство болгар­ские артисты. Этот обмен обогатил нас, помог многое изменить в нашем цирко­вом искусстве. Например, грубые сило­вые упражнения у нас уже уходят в прошлое, их место занимают завершенные пластические движения, комби­нации. Артисты все чаще находят свое органически верное поведение на ма­неже. Углубленно ищется композицион­ная цельность разрозненных номеров. Изящные, выразительные костюмы и реквизит, эффекты освещения, соответ­ствующая музыка усиливают эмоцио­нальное и художественное воздействие номеров на зрителя. Это то новое, что определяет творческие успехи болгар­ского цирка. Достигнутое нами в послед­ние годы было ярко продемонстрировано на Первом фестивале болгарского цир­кового искусства, посвященном 20-летию нашего социалистического государства, а также на Первом европейском фести­вале циркового юмора, на фестивалях жонглеров и клоунов в Бергамо и Кам-пионе (Италия).

Глубокие связи циркового искусства с жизнью народа вдохновляют артистов на создание ярких и глубоких произве­дений, служащих идейному обогащению и нравственному воспитанию народных масс. Идейная целенаправленность, вы­сокая художественность, оптимизм и подлинный гуманизм — вот наиболее ха­рактерные черты советского циркового искусства. И, соприкасаясь с ним, мы всегда испытываем радостное чувство, убеждаясь еще и еще раз, что на пути к новым художественным свершениям у нас есть испытанный товарищ и брат — советский цирк с его прославленными мастерами.
 

ПАРИС НИКОЛОВ, главный режиссер болгарских цирков

Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100