Письмо из Софии
Из года в год растут международные связи советского цирка, непрерывно расширяется «география» его гастролей.
В то же время увеличивается число приезжающих в нашу страну зарубежных мастеров манежа, с которыми неизменно устанавливаются добрые отношения. Но особенно теплая, сердечная дружба сложилась между советскими артистами и их коллегами из Болгарии, Венгрии, Монгольской Народной Республики, Польши, Румынии, Чехословакии и других стран социалистического лагеря. Эти подлинно братские связи способствуют не только взаимному творческому обогащению, но и укреплению дружбы народов социалистических стран, идущих по светлому пути Великого Октября.
Одним из проявлений этой искренней дружбы служит и публикуемое ниже письмо, полученное недавно редакцией журнала «Советская эстрада и цирк» из Болгарии. Без малого полвека существует советское цирковое искусство. Его история — это история постоянных творческих исканий, смелых новаторских открытий, художественного проникновения в сущность революционных преобразований жизни. Опираясь на прогрессивное наследие прошлого, советский цирк внес неоценимый художественный вклад в мировую сокровищницу нашего искусства. Блестящие творческие достижения советского цирка получили заслуженное признание во всем мире. Имена ведущих советских мастеров манежа широко известны, их огромный художественный опыт с пристальным вниманием изучается коллегами во многих странах.
Торжество человеческого духа — вот определение, на мой взгляд, наиболее полно раскрывающее сущность советского цирка, его глубокий гуманизм и оптимизм. Любой, даже предубежденный специалист вынужден признать, что в разных жанрах советские исполнители имеют феноменальные достижения, которые на первый взгляд кажутся фантастическими и невероятными. Блестящие образцы этого жизнерадостного творчества пронизаны покоряющей красотой, вдохновляющей романтикой. Прикоснувшийся к ним человек испытывает подлинную радость; он восхищается мужеством гимнастов, ловкостью акробатов, смелостью дрессировщиков, остроумием клоунов.
На чем же основываются непрерывные художественные и профессиональные успехи советского циркового искусства, его всемирная слава? Прежде всего на том, что артисты с помощью режиссуры глубоко раскрывают характерные черты нашего современника, богатство духовного мира советского человека — строителя коммунизма. Новаторство советского циркового искусства начисто исключает самоцельное трюкачество, оно, это новаторство, не во внешней, пусть и эффектной форме, а в показе наиболее положительного, яркого в характере человека. Эта тенденция пронизывает почти все представления.
Болгарский зритель глубоко восхищается прославленным дрессировщиком, народным артистом СССР В. Дуровым, который, как волшебник, появился на нашем манеже и продемонстрировал свой уникальный аттракцион с более чем 250 различными животными. Этот номер поистине удивителен, его талантливый создатель достиг того, что животные действуют как универсально подготовленные артисты. До сих пор у нас перед глазами выступление темпераментных артистов группы Я. Гаджикур-банова. Мы снова и снова хотим рукоплескать, когда они «колонной» в четыре человека смело переходят по высоко натянутому канату.
Можно назвать многие другие имена, сказать и о других достижениях советских мастеров манежа. Болгарские деятели цирка впервые встретились со своими советскими коллегами в конце 1956 года на Первом международном фестивале циркового искусства в Варшаве. С тех пор прошло немало лет, но впечатления от этой встречи поныне остаются яркими, незабываемыми. Мы увидели тогда стройную композицию программы, художественную завершенность деталей, сложные трюки и комбинации, исполняемые с большой точностью и легкостью; восхищались Олегом Поповым — блестящим мастером смеха. Перед нами демонстрировала свои достижения целая плеяда знаменитых мастеров — дрессировщик медведей В. Филатов, артисты Половневы, Л. Осинский. Н. Логачева и другие.
Можно смело сказать, что в развитии болгарского циркового искусства эта встреча сыграла важную роль, помогла нашим артистам в их творческих исканиях.
1. Воздушный гимнаст заслуженный артист Венгерской Республики ТИБОР ШИМОН.
2. Группа эквилибристов БАЛТОС из ГДР.
3. Румынские артисты КАСЬЯН демонстрируют номер «Акробаты на мотоцикле».
На VII Всемирном фестивале молодежи в Москве в 1957 году побывали мастера манежа многих стран. Можно утверждать, что их встреча превратилась в своеобразный фестиваль циркового искусства. К тому времени прошел всего год после варшавского состязания, но то, как показали себя болгарские артисты в Москве, вызвало у нас большую радость. Достижения Ангела Божилова, Тодора Назарова, Пырванова, Димчева, Пановых, Бойчановых, Н. Табаковой, Т. Апостоловой и других получили высокую оценку.
С тех пор между нами и советскими друзьями состоялось много творческих встреч, начались взаимные гастроли. Десятки известных советских исполнителей восхищали нашего зрителя, в то же время в Советском Союзе успешно демонстрировали свое искусство болгарские артисты. Этот обмен обогатил нас, помог многое изменить в нашем цирковом искусстве. Например, грубые силовые упражнения у нас уже уходят в прошлое, их место занимают завершенные пластические движения, комбинации. Артисты все чаще находят свое органически верное поведение на манеже. Углубленно ищется композиционная цельность разрозненных номеров. Изящные, выразительные костюмы и реквизит, эффекты освещения, соответствующая музыка усиливают эмоциональное и художественное воздействие номеров на зрителя. Это то новое, что определяет творческие успехи болгарского цирка. Достигнутое нами в последние годы было ярко продемонстрировано на Первом фестивале болгарского циркового искусства, посвященном 20-летию нашего социалистического государства, а также на Первом европейском фестивале циркового юмора, на фестивалях жонглеров и клоунов в Бергамо и Кам-пионе (Италия).
Глубокие связи циркового искусства с жизнью народа вдохновляют артистов на создание ярких и глубоких произведений, служащих идейному обогащению и нравственному воспитанию народных масс. Идейная целенаправленность, высокая художественность, оптимизм и подлинный гуманизм — вот наиболее характерные черты советского циркового искусства. И, соприкасаясь с ним, мы всегда испытываем радостное чувство, убеждаясь еще и еще раз, что на пути к новым художественным свершениям у нас есть испытанный товарищ и брат — советский цирк с его прославленными мастерами.
ПАРИС НИКОЛОВ, главный режиссер болгарских цирков
Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.
оставить комментарий