В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Лёд и пламень!

 Фрагмент из «Звездной симфонии»

Фрагмент из «Звездной симфонии»

 «Испанский танец».Солистка Г. Соловьева

«Испанский танец».Солистка Г. Соловьева

Необычный заказ

Несколько лет назад на авиационный завод, выпускающий реактивные пассажирские лайнеры, пришел странный заказ. Завод удивился, но заказ принял. И как все, что делается на этом заводе, изготовил в срок и отлично. В адрес заказчика. Главного управления цирков, поступила необычная продукция завода: 270 алюминиевых панелей. Заказчик соединил все панели воедино и получил геометрически ровную площадку в 362 квадратных метра.

Под площадкой установили какие-то приспособления, залили алюминиевую площадку водой и, не дожидаясь зимы, получили прекрасный каток.

У счастливчика-катка есть собственный главный инженер — Н. Ф. Поздняков, два дизелиста — К. И. Марьямов и Л. Г. Суов, четыре механика и два «лечащих врача». Как только лед «заболевает» и теряет зеркальную поверхность, два «доктора», которых здесь называют просто заливщиками, покрывают горячей водой, как бальзамом, все раны и неровности «захворавшего» катка. И лед «оживает»... Не проходит и десяти минут, как он опять с удовольствием отражает все, что видит сам.

Кое-чего лед не видит, но зато очень хорошо знает. Ему, например, известно, что две громадные аммиачно-холодильные установки работают круглые сутки. Он, лед, знает, что компрессоры не перестают стучать ни на секунду, что механики дежурят день и ночь около этих машин, дающих ему жизнь. А если вы думаете, что льду безразлично, какая у него температура, то знайте, что это восе не так! При температуре —13° его недовольно называют «перекаленным», при—3° «мягким» и только при температуре —7° или —9° его хвалят, так и говорят: «Хороший лед!»

...Родня молнии небесной...

У льда масса друзей! Это большие и маленькие лампочки. Всего их шестьсот тридцать восемь! Четыреста четыре составляют рампу, сто сорок освещают портал, восемьдесят семь висят наверху, а три больших фонаря называются «ведущими» и умеют скользить по льду во всех направлениях. Есть еще и две «пушки». Они весят по триста килограммов и «стреляют» лучом света в самый дальний конец площадки.

Режиссер Н. Н. Светлов-Богуслав отдает распоряжения в микрофон, и пять электриков с наушниками   на   голове,   сидящие   в разных концах зала, мгновенно открывают «огонь». Им помогает солист-регуляторщик А. П. Гришин. На щите управления Гришин на сорока двух выключателях показывает виртуозную технику.

400 Костюмов

Есть такой художник — заслуженный деятель искусств Е. Чемодуров. Он представил себе, во что могут быть одеты «елочки» и «ветры», «снегири» и «солнышко», «Кащей Бессмертный» и «лисица», «ведьма» и «бобер», «черти» и Кармен. Е. Чемодуров придумал костюм даже... «Спутнику»!

По его эскизам мастерские Большого театра и Союзгосцирка изготовили   четыреста    костюмов.

Очень много человек очень долгое время шили эти костюмы. Сшили и передали всего лишь трем женщинам: заведующей костюмерной частью Л. К. Масюк и ее двум помощницам К. Г. Бабицкой и Л. А. Гусевой.

Мастерские торопились, и трем женщинам пришлось немало потрудиться, подгоняя, а то и перешивая костюмы для тех, кому они предназначены.

«Снежная симфония»

Однако для кого же это — и лед, и свет, и костюмы?

А это все для шестидесяти двух артистов на фигурных коньках. Это они скользят по льду, одетые в различные костюмы, освещаемые разными лампочками.

Это Государственный ансамбль «Балет на льду». Его заботливый родитель — Студия циркового искусства. Шестьдесят два человека были отобраны из Спортсменов фигуристов и актеров балета. Спортсмены учились быть актерами, актеры — фигуристами. Всем было нелегко.

Из шестидесяти двух человек выделились одиннадцать солистов. Шесть артистов цирка дополняют группу солистов.

Во многих городах Союза коллектив показал свою первую программу — «Зимнюю фантазию». Ансамбль выезжал за границу.

Сейчас, в дни, когда вся наша страна встречает съезд своей партии, Государственным ансамблем «Балет на льду» подготовлена новая большая программа «Снежная симфония». Она состоит из двадцати трех номеров и двух одноактных балетов.

В период подготовки этого нового спектакля в течение трех месяцев с раннего утра и до позднего вечера шли репетиции.

Тренер по фигурному катанию мастер спорта СССР Л. Новожилова занималась и с группой новичков, недавно принятых в ансамбль, и с кордебалетом, и с «маститыми» солистами. Оттачивались движения, сотни раз повторялись прыжки, пируэты, поддержки. Потом за этих же людей брался педагог-режиссер Н. Голышев, и предметом занятий становились техника танца, секреты балетного искусства и пластика.

Третья очень важная инстанция — Татьяна Александрова Сац, главный балетмейстер ансамбля. Черновые репетиции, вводы солистов в новые роли, тренаж кордебалета, прогоны программы — все это лежит на плечах этой худенькой женщины.

Душа всего ансамбля, автор балетов и блестящих танцев — художественный руководитель Государственного ансамбля «Балет на льду»,    постановщик    программы народный артист РСФСР профессор Леонид Михайлович Лавровский.

Создание «Снежной симфонии», приуроченной к XXII съезду Коммунистической партии, — прекрасный подарок советским зрителям.

Первое отделение собирает номера, построенные на национальном русском колорите. С неподдельным юмором и мастерством Владимиром Яновскисом и Зафиром Шакировым сделан номер «По улице мостовой...».

Все первое отделение венчается одноактным балетом «Золотые яблочки». Этот балет создан по моивам русских народных сказок. Рушится темное царство Кащея Бессмертного, освобождаются угнетенные, мир и счастье утверждаются в этой чудесной сказке.

Во втором отделении масса разнохарактерных номеров. Лиричный «Вальс с арфами» и остроатирическая сценка «Лиса и Бобер», «Танец с зонтиками» в очень хорошем исполнении кордебалета и темпераментный, огневой «Испанский танец».

Финал второго отделения — балет «Звездная симфония». Торжество разума советского человека, торжество идей коммунизма — вот внутренняя тема этого произведения.

Уберите Пиндрикова!

Жил да был при ансамбле рабочий, некто Пиндриков. Он и лед заливал, и реквизит таскал, и ящики разгружал. Все это он делал, прямо скажем, без особого воодушевления. Но мог часами стоять и смотреть, как скользят по льду фигуристы. И чувство черной зависти сжигало душу Пиндрикова. Он, Лев Пиндриков, никогда не надевал башмаки с коньками. Он, в свои двадцать лет, не мог отличить фигурных коньков от хоккейных. И вот однажды он выпросил у кого-то коньки и надел... Надел и не снял!..

Пять-шесть часов днем и три-четыре часа ночью Пиндриков покорял лед. Он делал это всем, чем мог: руками, ногами, спиной, животом и изредка коньками... Он знал, что фигурные коньки нужно надевать впервые не в двадцать лет, а в пять, но он вложил в один год столько труда и упорства, что с лихвой восполнил недостающие четырнадцать лет обуения! Скептическое отношение к Леве Пиндрикову сменилось удивлением, удивление —уважением, уважение — помощью со всех сторон.

Пиндриков уволен. На его место взяли другого рабочего. А штат артистов ансамбля увеличился на одного человека...

 Фрагмент из «Вальса с арфами»

Фрагмент из «Вальса с арфами»

 Танец «По улице мостовой»

Танец «По улице мостовой»

Мустакимова и В.  Бабицкий исполняют  танец  «Снегири»

Мустакимова и В.  Бабицкий исполняют  танец  «Снегири»

В конце каждой репетиции Татьяна Александровна Сац смотрит на каток, затем на часы н кричит в микрофон:

— Господи! Да уберите вы Пиндрикова! Он седьмой час тренируется!

Кордебалет

О солистах ансамбля писалось уже не раз. Нам хочется поговорить о кордебалете.

Нужно сказать сразу: кордебалет «Снежной симфонии» — это не фон для солистов. Это техничый и дисциплинированный «артист». Ему поручаются сольные номера, и выполняет он их прекрасно. В этом отличие нашего советского кордебалета от всех зарубежных коллективов. В этом огромная заслуга Л. Лавровского и Т. Сац. В этом творческий труд сорока шести человек.

И не удивительно, что в любой момент, когда нужен сольный исполнитель,  кордебалет   выдвигает из  своей  среды   способных   артистов на  роли новых солистов.

Земфира Мустакимова и Валерий Бабицкий в чудесном дуэте исполняют сольный номер «Снегири». Тот же Бабицкий в паре с А. Елкиным солирует в «Эспадронах». Снегурочку танцует М. Смирнова, а Деда Мороза Леонид Гордон. Он же исполняет сольную партию Кащея Бессмертного в одноактном балете «Золотые яблочки», а в балете «Звездная симфония» танцует роль Марса.

Партнером Владимира Яновскиса стал Зафир Шакиров, талантливый актер и прекрасный акробат.

Вячеслав Абакумов — достойный партнер солистки Ирины Голощаповой.

Имен Бабицкого, Гордона, Шакирова и Абакумова в перечне солистов вы не найдете! Пока они скромно значатся в длинном списке кордебалета.

Все эти люди: заливщики, дизелисты, механики и электрики, костюмеры и солисты, кордебалет и режиссеры делают интересное большое дело. Это замечательный творческий коллектив.

Спектакль Государственного ансамбля «Балет на льду» — зрелище яркое и увлекательное.

В каком бы городе нашей страны ни появились афиши, возвещающие о гастролях этого коллектива, ни один город не остается спокойным. Город радостно шумит, толкается в очереди за билетами, заполняет большой зал и долго-долго еще вспоминает с удовольствием: «У нас был «Балет на льду»...

С. ЛЕОНИДОВ

Журнал ”Советский цирк” октябрь 1961 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100