План любой ценой - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

План любой ценой

Впечатление от представления, исключая три-четыре цирковых номера, очень низкое, большинство зрителей удовольствия не получило, многие, не выдержав, ушли из цирка. Из-за оглушающего звучания оркестра приходилось затыкать уши... Программа эстетически совершенно не подготовлена. Выступления кордебалета прошли на исключительно низком уровне.

(Из письма в Кисловодский горисполком, подписанного генерал-майором В. И. Шевченко по поручению группы зрителей, отдыхающих в санатории Министерства обороны.)

Подобных отзывов о выступлениях на арене Кисловодского цирка эстрадно-циркового ревю было множество. Впрочем, это не могло быть неожиданностью ни для дирекции Ташкентских коллективов «Цирк на сцене», ни для художественного руководителя этого «ревю» Вениамина Клейнера.

Все началось, как всегда, с рекламы. В данном случае она была очень красочной и заблаговременной, из нее жители Кисловодска и других городов Кавказских Минеральных Вод узнали, что к ним прибывает то ли «Эстрадно-цирковое ревю», то ли «Варьете», то ли «Шоу» или еще что-то такое соблазнительное и многообещающее. И все это под маркой Союзгосцирка. О себе Ташкентская дирекция скромно умалчивала. Эта красочная, хорошо изданная реклама обеспечила еще задолго до премьеры почти полную реализацию билетов, причем по самым повышенным ценам, включая и утренние представления.

Можно только удивляться такой коммерческой предприимчивости. Оказалось, что совсем не обязательно выезжать в города, не имеющие постоянных цирков, или выступать в глубинке, совершая частые и нелегкие переезды. Гораздо проще без особых хлопот за десять дней взять в Кисловодском цирке сорок тысяч рублей сборов. А ведь до Кисловодска был еще Симферопольский, а позднее и Ставропольский цирки.

Судя по качеству выступлений этого небольшого коллектива, состоящего вместе с оркестром всего из двадцати трех исполнителей, его подготовка к гастролям не вызвала у Ташкентской дирекции ни творческих забот, ни больших расходов, если не считать затрат на столь заманчивую рекламу.

А теперь хочу поделиться своими впечатлениями о премьере. Прежде всего следует признать, что никакого «ревю», или, проще говоря, обозрения не было. Не чувствовалось не только какой-либо связи между разными видами искусств и отдельными номерами, но и вообще какого-либо режиссерского замысла и влияния. Обещанный праздник не состоялся. Все было серо и буднично, начиная с вялого темпа программы и кончая блеклыми костюмами. К тому же артисты, привыкшие выступать на сцене, довольно неуверенно чувствовали себя на манеже.

Цирковое искусство в программе было представлено шестью маленькими номерами, из которых пять были сольные, причем некоторые артисты выступали в двух номерах. Клоуны Борис Борисенко и Сергей Тарабыкин показали три очень избитые репризы, впрочем дети были и этому рады. К сожалению, в программе не оказалось любимых детьми жанров — номеров с животными. Можете себе представить, насколько велико было разочарование юных зрителей.

Воздушных гимнастов Марию и Виктора Коршуновых объявляют как лауреатов Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства. Они и сами удивляются этому распоряжению художественного руководителя В. Клейнера. К сожалению, встретиться мне с ним не удалось. Накануне премьеры Клейнер отбыл из Кисловодска.

Можно было бы сказать несколько добрых слов об инструментальном ансамбле и вокалистах, но особенности цирковой акустики и несовершенство усилительной аппаратуры не позволили соблюсти необходимый при аккомпанементе звуковой баланс. Конферансье Вениамин Праслов также органичнее вписался бы в эстрадное представление. Слишком уж непривычно звучали с манежа его явно эстрадные монологи.

Словом, получился у Ташкентской дирекции неудачный гибрид — ни цирк, ни эстрада. Зрители деликатно аплодировали, иногда вежливо смеялись, все еще веря в заманчивые посулы рекламы и ожидая чего-то необыкновенного, впечатляющего. И только к концу представления поняли, что повышенная цена цирковых билетов далеко не эквивалентна полученным впечатлениям.

Разумеется, я не против синтеза разных видов искусств, обогащения цирка элементами эстрады. Но это должно быть органически связано прежде всего с цирковым действом, подчеркивать его и дополнять. Задача эта по плечу только опытному режиссеру. И, конечно же, такой синтез не должен преследовать лишь коммерческие цели, под девизом «план любой ценой». Ценой в данном случае высокой. Тут и фабрикация рекламы, содержащей, мягко говоря, дезинформацию, и неизбежная потеря у части зрителей доверия к любимому искусству. А еще больший ущерб цирку приносит, на наш взгляд, воспитание у молодых артистов равнодушия к зрителю, к его разочарованиям и огорчениям.

Ташкентская дирекция, несмотря на то, что в зоне ее пять союзных республик, сотни городов, все же стремится к далеким гастролям. Можно было бы еще понять эти путешествия в другие регионы страны, если выступления коллективов несли бы в себе элементы национального колорита. Но ведь этого нет. Думается, что уместно было бы сократить огромные расстояния, зачастую разделяющие коллективы «Цирк на сцене» со своими дирекциями, ввести на этот счет жесткие ограничения.

Наводит на невеселые размышления тяготение и других коллективов «Цирк на сцене» к работе в стационарных цирках. Неоднократно выступали на Кисловодском манеже коллективы Московской и Ростовской дирекции. А ведь это значило, что десятки тысяч зрителей во многих городах, не имеющих своих цирков, так и не встретились с любимым искусством.

Чем, кроме коммерческих интересов, вызваны такие гастроли? Как известно, острых финансовых затруднений у всех упомянутых выше дирекций коллективов «Цирк на сцене» нет. Они систематически выполняют свои производственные планы. И подсчитывать надо ведь не только сегодняшние прибыли, но и завтрашние убытки. И не столько финансовые, а творческие и моральные.

Сейчас ,много говорится и пишется о необходимости открытия для цирка новых зрительских аудиторий. Прокладывание путей к этому новому зрителю — основная задача всех передвижных предприятий Союзгосцирка и конечно прежде всего самых мобильных из них — коллективов «Цирк на сцене». Встречи с ними ждут миллионы зрителей в тысячах городов нашей необъятной страны.

К. АЛЕКСЕЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования