По школам шагает «Веселый отряд»
Перед встречей со знакомыми артистами всегда ждешь от них чего-то нового. Три года назад в одной из столичных школ я впервые побывал на выступлении коллектива № 5 Московской группы «Цирк на сцене».
Представление мне понравилось. И вот теперь я снова пришел на спектакль коллектива, который один из немногих в цирковой системе полностью посвятил свое творчество детям. Верилось, что встреча с участниками представления «Веселый отряд» будет интересной.
...Огромный зал Дворца культуры московского завода «Серп и молот» переполнен. Всюду алеют пионерские галстуки и звездочки октябрят. Из зрительного зала на сцену поднимается великовозрастный ученик-второгодник Виктор Птичкин, затем появляется его дедушка и строгая дама в плаще и очках — учительница (В. Клеш-ков, А. Стржелецкий, Л. Милюкова). Так начинается новый спектакль. В отличие от прошлого, который был построен как обычная сборная программа, нам показали тематическое представление — спектакль о школе и школьниках. В нем много интересного и оригинального, и не случайно его так тепло принимают зрители.
Необычен парад-пролог, забавно представляющий юным зрителям участников спектакля. В руках ведущей появлялись куклы — «двойники» артистов. Куклы «оживали», и актеры выходили на сцену. Дети воспринимали это как веселое волшебство. В программе я увидел знакомых исполнителей, но их номера подавались иначе, чем в прошлый раз. Так, эквилибрист В. Валяев усложнил свои трюки. На слабонатянутой проволоке он сидит на стуле и играет на кларнете, держа при этом на носке левой ноги пюпитр с нотами. Овладел новым трюком и жонглер Н. Тепляшин: он жонглирует в темноте изменяющими цвет светильниками. А когда артист предложил ребятам подняться на сцену и самим подержать на пальце вертящийся шар, в охотниках недостатка не было.
Еще интереснее стал номер «Цирк светящихся марионеток и кукол» (Л. Милюкова, В. Ионин, Н. Милюков). Покрытые флуоресцирующими красками куклы и марионетки выступали на миниатюрной цирковой арене. Искусно бросал свои Мячи жонглер, улыбалась зрителям танцовщица на проволоке, безукоризненно выполнял трюки гимнаст на трапеции, лихо крутили педалями велофигуристы, выступал с дрессированными зверями укротитель. Игрушечный цирк произвел на ребят огромное впечатление. С каждым номером и репризой все более тесным становился контакт юных зрителей с участниками спектакля. Под аккомпанемент музыкальных эксцентриков (М. Альпин и А. Стржелецкий) дети исполняли популярные песни, хором отвечали на загадки ведущей. В заключение артисты Милюковы показали новый иллюзионный номер с дрессированными голубями.
Я не назвал других номеров программы, хотя все они были интересными и свидетельствовали о возросшем мастерстве исполнителей. Хочется только особо отметить коверного Виктора Птичкина (В. Клешков) и клоуна А. Стржелецкого, которые развлекают зрителей на протяжении всего спектакля. А. Стржелецкий, бывший раньше рыжим клоуном, в этом представлении отказался от традиционного циркового амплуа и предстал перед зрителями в образе комического персонажа — дедушки ученика. Исполнение этой роли — несомненная творческая удача артиста. В этом спектакле вообще много юмора. Ребятам есть над чем посмеяться и подумать, поскольку в представлении есть элемент сатиры на подобных Птичкину бездельников и безмерно заботливых дедушек, с которыми детям порой приходится встречаться в школе и дома.
Спектакль «Веселый отряд» (автор Н. Коваль, режисер Н. Цертелев) имеет определенную педагогическую направленность. И вместе с тем здесь нет скучных нравоучений, унылой назидательности. Остается лишь пожелать, чтобы это представление, подготовленное дружным коллективом артистов к 50-летию Советской власти, увидело как можно больше юных зрителей. Счастливого тебе пути по школьным сценам, «Веселый отряд»!
В. СМИРНОВ
Журнал Советский цирк. Июнь 1967 г.
оставить комментарий