По силам ли молодежи вторые номера
В статье Г. Беляковой "Право на второй номер" поднимается интересный вопрос о правомерности создания вторых номеров. Автор спрашивает: «Правильно ли, чтобы способный артист замыкался в одном жанре, в одном амплуа?».
Прежде всего, талантливый, творчески мыслящий артист никогда не "замкнется" в одном амплуа, так как рамки любого жанра неограничены и никому не запрещается для демонстрации своего мастерства включат в номер элементы других жанров.
Против этого никто не возражает, если смешение нескольких жанров улучшает данное выступление.
А вот интересно ли будет зрителям, если артисты станут выступать в нескольких номерах?
В чем ценность циркового представления? Мне кажется, в том, чтобы зрители имели возможность видеть разные номера в исполнении разных артистов. Правда, в последнее время нередки жалобы зрителей на то, что программы меняются, фамилии артистов тоже, а вот номера и трюки... повторяются, как в зеркале.
Давайте, однако, обратимся к прошлому. На страницах старых цирковых журналов в отделе рекламы можно было часто встретить объявления, что те или иные артисты могут исполнять а программе дал или три номера. Это давало возможность быстрее получить работу. Почему же так называемые вторые номера почти исчезли в советском цирке?
В первые годы после революции в цирке многое оставалось по-старому и артисты продолжали демонстрировать по два-три номера в вечер. Виталий Лазаренко один проводил целое отделение, а такая цирковая семья, как, скажем, Манион, могла своими силами дать полную программу, причем все номера были на высоком уровне.
Потом артисты вошли в профессиональный союз работников искусства, первыми мероприятиями которого явились вопросы охраны труда артистов. Всем работникам цирка предоставлялись выходные дни, оплачивались дневные выступления. Если раньше обязательным являлось участие в работе униформистов, то теперь это условие было отменено В коллективах выбирались месткомы, следившие за техникой безопасности, организовывались художественные советы, зрительские конференции.
В эти годы в цирк хлынул поток молодежи. В 1927 году был объявлен набор о первую цирковую школу, преобразовавшуюся затем в техникум циркового искусства. Появилось также множество номеров, сделанных и вне училища. Естественно. что новые кадры были совершенно иными. В старом цирке учеба начиналась с пяти-шести лег, основой ее был универсализм. К пятнадцати-семнадцати годам дети цирка становились ужо подлинными мастерами, в новое пополнение в эти годы еще только начинало обучаться мастерству. И если о училище была возможность методической, планомерной подготовки, то люди, делавшие номера самостоятельно, а таких было много, попросту «натаскивались» на определенное количество трюков, нужное им. И не более. Это и было одной из причин постепенного исчезновения вторых номеров.
Известную роль, конечно, в этом сыграло еще и то, что создание аппаратуры, изготовление костюмов и всего прочего в те годы было сопряжено с большими трудностями. И нужно ли сейчас, когда у артистов есть полная возможность создавать новое, лишь бы оно было интересным, работать по две раза в вечер, если учесть, что вторые номера чаще всего бывают слабее основных? Ответить на это но так-то просто в труппах «Цирк на сцене» это поощряется по понятным причинам — необходимо иметь портативные маленькие бригады. Ну, а как в цирках-дворцах? Не будет ли появление одних и тех же артистов в двух номерах снижать художественную ценность программ? Не будет ли это возвращением к старому? Не будет ли это опасно с точки зрения физической перегрузки, если, скажем, великолепные исполнители трудного воздушного номера Т. Мусина и Г. Каткевич станут еще демонстрировать не менее трудный эквилибр на першах, как это предлагает Г. Белякова? И если Л. Писаренкову заставить два раза а вечер работать с полной отдачей сил, будут ли ее выступления по-прежнему «песней души»? Ведь каждый второй номер кроме его показа на манеже имеет еще вторую сторону своего существования — необходимость полноценных репетиций, ухода за реквизитом, костюмами и т. д. Не будет ли второй номер работой на износ?
Конечно, молодость побеждает все, но тогда стоит ли предоставлять артистам физкультурных жанров льготную пенсию — через двадцать лет работы?
Вернемся, однако, к статье Г. Беляковой. «Артист придумал номер, подал заявку, «пробил» се, начал готовить или даже отрепетировал все трюки — и только тогда появляется режиссер и помогает «композиционно решить номер». Так создается большинство цирковых произведений», — продолжает она.
Г. Белякова из знаменитой цирковой семьи и удивительно, что она это пишет. Гак бывает только а тех случаях, когда придумывает номер артист высокой квалификации, а сущности говоря, имеющий право сам быть режиссером. Ему, конечно, мог бы оказать помощь постановщик-профессионал, но только «композиционно решить все мизансцены»,— не более того. На мой взгляд, артист-режиссер — идеал циркового режиссера.
Большинство же номеров готовится совершенно по-иному. Для примера можно взять создание национальных коллективов обучение в ГУЦЭИ, работу Всесоюзной дирекции по созданию новых номеров. Всюду избираются молодые люди, а лучшем случае знакомые только со спортом Педагоги-тренеры учат их. Режиссеры и сценаристы придумывают сюжеты номеров и трюки, а не только «композиционно решают номера». С молодежью работают балетмейстеры, для них иногда приглашаются специалисты из театра мимики и жеста. Ученикам читаются лекции по эстетике, проводятся занятия по мастерству актера. Вся подготовительная работа проводится в атмосфере, предельно способствующей воспитанию артистических качеств.
И все-таки, как правильно подходить к созданию новых номеров? Сначала ли придумывать сценарий, а потом подбирать артистов или наоборот? Спорить об этом вряд ли стоит. Все зависит от обстоятельств. Можно, хорошо зная данные артистов, придумать для них номер, можно придумать интересный, новый сюжет и трюки, а потом уже подобрать исполнителей, Серые и однообразные номера получаются только тогда, когда и артисты и режиссеры берутся не за свое дело.
Возвращаясь опять к созданию вторых номеров, скажу, что готовить их даме для самых талантливых вряд ли стоит. Ведь на практике редко бывает, как у Запашных, — оба номера полноценные.
В данный момент строительство новых зданий обогнало "строительство" новых кадров. И поэтому Союзгосцирк поощряет подготовку вторых номеров. Явление это, конечно, временное. Мне вспоминаются годы, когда создание таковых не разрешалось: номера имелись в избытке. Я же высказываю свое мнение отнюдь не для аврального периода, а заглядывая в будущее И размышляя об этом будущем, хочу отметить, что Г. Белякова, говоря в Своей статье о необходимости универсальной подготовки артистов, несомненно права. Обладание разными жанрами действительно расширит актерские возможности, позволит создавать увлекательные сюжетные представления, к чему стремятся все режиссеры. Настоящую цирковую пантомиму невозможно осуществить, если коллектив будет состоять из узких специалистов одного жанра. Да и не только пантомиму. Невозможно поставить даже оригинальный парад А потому, чем выше разносторонняя подготовка современного артиста, том легче будет создавать современный цирк.
А. ШИРАЙ
оставить комментарий