Почему гаснут звезды
«Звезды надо зажигать!» — эта фраза была брошена в зал Центрального Дома работников искусств, где проходила недавно первая творческая конференция молодых артистов эстрады.
Не будем рассказывать подробно о конференции, подводить ее итоги — это разговор особый. Заметим только, что большой зал ЦДРИ был заполнен на одну треть, что артистов старшего и среднего поколения было немногим меньше, чем молодых. Факт сам по себе красноречивый.
Помянули мы эту конференцию потому, что и тут зашла речь о сольных концертах. Большинство выступавших доказывали, что сольные концерты рентабельны и, главное, что артист может полностью показать на них свое творческое лицо. Так неужели только во имя раскрытия индивидуальности некоторые гастролеры стремятся продлить метражностъ выступления чуть ли не до бесконечности и поют по два-три сольных концерта в день? Не так давно у одного из гастролеров па третьем сольном концерте не выдержала аппаратура. Микрофон и динамики чинили, не объявляя антракта, а самого гастролера, не отличающегося крепким здоровьем, предприимчивые музыканты чуть ли не на носилках понесли на четвертый концерт...
Впрочем, свою индивидуальность» выявляют таким манером не только гастролеры-одиночки, но и целые эстрадные бригады. В одном городе ожидали московских артистов. За несколько дней до приезда призывные афиши украсили фронтон филармонии. Был аншлаг. Но можно себе представить удивление местных любителей эстрады, когда в тот же день не менее заманчивые афиши появились и у нескольких клубов... Артисты выступили всюду. И почти одновременно. Когда же после этой «творческой» кампании в город приехала еще одна бригада московских артистов, то первые слова, которыми гиг встретили в филармонии, были: «Только не пишите на афишах, что вы московские артисты. Лучше ничего не пишите. Просто эстрадный концерт. Тут уже были артисты-многостаночники...»
Песня сейчас — признанная королева эстрады. Ежегодные песенные конкурсы и фестивали дарят нам множество новых имен. Сколько новых звездочек! Но вы, конечно, замечали, как быстро многие из них тускнеют, а иные даже гаснут. Почему? Не успеет звездочка, задыхаясь от счастья, появиться на эстрадном небосклоне, как ей тут же объясняют: песня — товар сбыта. Можно продавать оптом и в розницу, особенно выгодны сольные концерты. Как ни печально, но жало кто умеет устоять перед искупительными словами. Звездочка знает, что творческое лицо певца — это прежде всего репертуар, над которым надо постоянно работать. Что дело это кропотливое, требующее затраты энергии, а главное, времени. А время убивается беготней на радио, на телевидение, в студию грамзаписи. Так что репертуар звездочка составляет по принципу: «с миру по нитке». Новые песни выбираются побойчей, чтобы уйти со сиены под скандирование.
Знают ли руководители гастрольных организаций о подобных «слабостях» молодых певцов? Знают, но, так сказать, неофициально. По слухам. Потому что в финансовых отчетах почти всегда стоит только один разрешенный и запланированный в этот день конверт. А остальное — полюбовные сделки артистов и директоров филармоний, которые с помощью гастролеров выполняют план. Смета, покрытие расходов на неприбыльные коллективы — вот о чем говорят обычно в свое оправдание директора филармоний. Неправильная оплата труда артиста и музыкантов — вот чем оправдываются гастролеры. И те и другие в глубине души, очевидно, сознают свою неправоту, но усыпляют совесть тем, что не они придумали эти «поиски» и что многие этим грешат.
Позвольте, но зачем тогда собираются творческие конференции, если и тское «творчество» в порядке вещей? В последнее время руководство Союзхонцерта и Гастрольбюро решили строго запретить подобные «излишества», вплоть до применения санкций к директорам филармоний. Но благие эти решения пока еще нередко остаются на бумаге. Звезды сейчас действительно гаснут быстро. И не оттого, что так переменчив вкус зрителя. Вспоминается случай. Как-то вечером в гостях у И. С. Козловского была группа журналистов. Иван Семенович был очень оживлен, остроумен, много шутил, но разговаривал вполголоса, чуть ли не шепотом.. И только потому, что на следующий день ему предстоял сольный концерт. Для подлинного мастера каждый сольный концерт — ответственнейшее дело, своего рода экзамен перед зрителем.
Говорят, что успех — абсолютный критерий. Но чего стоит успех певца, работающего «на конвейере», превращающегося по сути своей в поющего робота. Долго ли продлится этот успех? Можно с полной ответственностью сказать — нет. «И если все же зажигаются Звезды, значит, это кому-нибудь нужно», — писал поэт. Да, нужно, чтобы зажигались все новые и новые звезды, чтобы светили они ярко и долго, чтобы не сжигали себя в погоне за дурно понятым успехом.
И позаботиться об этом должны прежде всего сами певиы, которым, надо полагать, далеко не безразличны их творческая судьба, их будущее, их авторитет у зрителей.
Журнал Советский цирк. Июнь 1968 г.
оставить комментарий