Почему манеж круглый!
B самом деле — пoчемy? И почему, приедете ли вы в Горький, в Ленинград, в Баку, Владивосток, Ригу, всюду он имеет в диаметре тринадцать метров?
Пустой вопрос, скажете вы? Тогда ответьте. Представьте, что формой и величиной манежа заинтересовался ваш малолетний ребенок.
Но вы — опытный родитель — не растеряетесь, и любознательное дитя получит исчерпывающий ответ: — Так надо!
A почему надо, для кого?
Для тех, кто работает в воздухе — воздушных гимнастов, канатоходцев,— манеж вообще без надобности. Допустим, на всем пространстве арены рассадят зрителей. Что ж, только зрителям будет неудобно — придется задирать вверх голову. A артистам этот невиданный партер ничуть не помешает.
Многочисленному семейству акробатов? Им форма манежа тоже глубоко безразлична. 0ни — пожалуйста, они и на сцене могут выступать, и на стадионе, и на грузовике c откинутыми бортами...
То же самое — и жонглеры, и музыканты-эксцентрики, и уж подавно — клоуны.
Иногда говорят: манеж должен быть круглым, чтобы дрессировщики хищников могли ставить свои круглые предохранительные клетки. Но какая, сами подумайте, разница, в какой клетке демонстрировать львов c тиграми — в квадратной, эллипсообразной или какой-нибудь восьмигранной? Первые номера c хищниками — их вообще, как известно, показывали не в манеже, а в особом зарешеченном вагоне, выкаченном перед публикой...
Так можно перебирать до бесконечности, пока не нападешь на единственно правильный ответ.
Лошади! Это ради них, для них все цирки мира обзаводятся крyглым манежем. И для них же бдительно оберегают его неизменную величину.
Что бы ни проделывал человек на лошади — жонглировал ли, прыгaл, танцевал, исполнял пластические комбинации, — ему необходимо, чтобы лошадь под ним шла ровным, безупречно размеренным и плавным ходом. Малейший поворот, ничтожное замедление — и равновесия не удержит самый ловкий. Центробежные силы, возникающие при вращательном движении, позволяют артисту удерживаться в самых немыслимых положениях. Припомним, как буквально на бок укладывается мотоциклист на крутых виражах...
И величина диаметра — это тоже забота о конных зрелищах. Именно на таком пространстве удобнее всего, стоя в центре, управлять движением скачущих по кругу лошадей.
И барьер — его высота рассчитана так, чтобы лошадь могла передвигаться по нему передними ногами, задними переступая по манежу. И ширина — чтобы лошади не тесно было сделать по барьеру круг рысью.
И края манежа, примыкающие к барьеру. Вы замечали, что они чуть приподняты, как y мелкого блюдца? Тоже для лошадиного удобства предусмотрено: чтобы ловчее было отталкиваться на бегу.
Куда ни взглянешь, о чем ни подумаешь,— всюду лошадь, все во имя ее придумано и приспособлено.
Удивляться тут, впрочем, нечему. Лошадь была главным персонажем в цирковых зрелищах в те далекие времена, когда они только-только начали формироваться.
Сохранились упоминания в летописях o «скакуне-иноходце», который танцевал под аккомпанемент скрипки, перегрызал зубами толстый шнур, балансировал зажатой в зубах лестницей, o «турецкой лошади», умевшей различать цвета камзолов и число пуговиц, стрелять из пистолета и прыгать сквозь обруч. Все это показывалось на ярмарках, потому что цирков еще не существовало.
A еще раньше, в 1588 году, в Праге некий искусник показывал невиданные трюки: на полном ходу соскакивал с коня и снова вспрыгивал ногами на круп, a заканчивал все фейерверком акробатических трюков. И настолько бывали сражены увиденным зрители, что описание редкостных «кунстштюков» записали в назидание потомкам наряду c важнейшими политическими событиями.
B одном из фундаментальных исследований по истоpии цирка воспроизведено старинное объявление. Оно было помещено в «Московских ведомостях» за 1831 год, № 51. Если не пожалеть зрения, можно разобрать следующее:
«28 и 29 июня, т.e. в воскресенье и понедельник, в Марьиной роще в устроенном цирке Его Величества Короли Шведского привилегированная труппа Г-на Каспара, отличнейшего искусства верховой езды и волтижирования, с отлично дрессированными лошадьми, подобными Франкониевым, будут иметь честь дать большое представление, состоящее в разных переменах... Труппа Г-на Каспара употребит все усилия для доставления удовольствия посетителям и ласкается надеждою, что как искусством, так равно и трессированными лошадьми заслужит внимание любителей сих зрелищ...»
Не подумайте, что при перепечатке допущены ошибки. Это так в прошлом веке писали: «волтижирование» (без привычного нашему глазу и уху мягкого знака), «трессировка». И номера называли переменами, словно обеденные блюда...
Само собой разумеется, все нарождающиеся цирковые порядки были установлены в первую очередь в интересах лошадей. A всем остальным было предложено приноравливаться и приспосабливаться, как уж там y кого выйдет.
При беглом взгляде на цирковые афиши и сегодня кажется, что лошадь полностью сохранила свои позиции. Столько номеров, столько жанров, столько «амплуа» — глаза разбегаются!
Вот джигиты: Кантемировы, Тугановы, Ходжабаевы — в цирке таких коллективов немало. Их искусство унаследовано не от каких-ни6удь там заморских «привилегированных трупп» с их «отлично дрессированными лошадьми», а от воспетых народным эпосом непобедимых богатырей. Вот так состязаются между собой на народных празднествах самые сильные, самые отважные конники — в Осетии, в Туркмении, на Дону...
Правда, цирк, отшлифовав традиционное мастерство наездников, придал ему особый блеск. Кто повторит рекордный трюк Ир6ека Кантемирова: c завязанными глазами он делает «вертушку» вокруг шеи коня, а потом и вокруг корпуса? Кто вслед за конниками туркменской группы построит в седле колонну из трех человек?
Вот номер Людмилы Котовой и Юрия Ермолаева. Тут у лошадей совершенно иное предназначение и «творческий облик» совершенно иной. Никаких горящих глаз и развевающихся грив, вместо них — утонченная грация и аристократическая изысканность, Как они танцуют, как водят хороводы — сплошная лирика и нежность!
Борис Манжeлли, один из крупнейших знатоков конного жанра, показывал недавно лошадей в конно-балетной пантомиме «Бахчисарайская легенда». И с этой ролью лошади справились блестяще.
Гитана Леонтенко танцует на лошади: Алла Зотовa показывает интересно построенный тематический номер — она изображает юную буденовку. Николай Ольховиков жонглирует. Изабелла и Александр Королевы показывают пластический этюд. Все — на лошадях.
Лошади великолепно работают со львами (Александр и Тамара Буслаевы, Валентина и Виктор Эдер) и c другими животными. Перечислять можно, пока не наскучит.
Но знатоки недовольны. Они утверждают, что лошадь работает в цирке в ничтожную долю своих возможностей. Что все больше номеров, использующих ее в пассивной роли реквизита, и все меньше таких, где она выступает солисткой. Лошадь бежит и бежит себе по кругу, на ней танцуют, жонглируют, принимают красивые позы, возят хищников. Это прекрасно, но хочется же почаще видеть лошадь во всем блеске ее редких артистических возможностей!
A старшее цирковое поколение вспоминает, как прекрасно работали наездники, какие красивые и сложные делали прыжки и пируэты — прыгали через ленты, пролетали через обручи и даже через длинные тоннели, сплетенные из прутьев. A разве сейчас такой номер не украсил 6ы цирковую программу? Разве не лестно было 6ы артисту блеснуть мастерством в незаслуженно забытом жанре?
А в самом деле, никто, наверное, не ответит на вопрос, почему вдруг одни цирковые номера входят в зенит популярности, a другие тем временем приходят в упадок, чтобы спустя десяток-другой лет поменяться местами?
Мы будем терпеливо ждать, пока лошадь, эта законная цирковая пpемьерша, займет в нем подобающее ей по праву место. B Москве, говорят, скоро будет построена специально для цирка коннорепетиционная база. Там будут придумываться и репетироваться новые номера и аттракционы, там пройдут обучение десятки лошадей и выявятся редкие лошадиные дарования, такие, как был Янтарь. И, конечно же, там получат первоклассную подготовку артисты: дрессировщики, вольтижеры, акробаты-наездники.
Мы будем ждать...
Прогресс не только обогащает людей — от многих ценностей приходится в угоду ему и отказываться. И требуются осoбые усилия, чтобы эти незаметные утраты не чересчур обеднили нашу жизнь.
Хорошо есть хлеб, выросший на вспаханной машинами земле, машинами убранный и машинами же доставленный поближе к нашему дому. Хорошо ездить на автомобилях, еще лучше – летать. И если бы не всеми обруганные приключенческие фильмы, мы, наверное, и думать бы позабыли, что вот был y человека когда-то верный, во всех случаях жизни выручавший друг - лошадь. И уже нам требуется известное усилие воображения, чтобы понять горечь Льва Толстого и Куприна, описавших смерть Фру-Фру и Изумруда. Случайным представляется нам выбор Свифта, который прекрасную страну справедливости и нравственной гармонии населил не кем иным, как именно лошадьми...
Прогресс велик и необратим. Но постараемся все же, чтобы приносимые ему жертвы были как можно скромнее.
Д.Акивис
оставить комментарий