Почему не «остывает» манеж?
Руководитель цирка — генерал без армии. Его дело — выполнять распоряжения соответствующих отделов Союзгосцирка. Инициатива на прокатной площадке лимитирована во всем — в отборе номеров, в композиции представления, даже в постановке пролога.
Может быть, поэтому здесь так остро ощущаются недостатки и трудности всей нашей цирковой системы, возникает желание сообща подумать над их устранением.Сравнения с театром цирк не выдерживает. Зато очевидно его принципиальное родство с кино. Цирковое искусство, как и искусство кино, составляют два слагаемых: творчество и прокат. В кино они обособлены друг от друга и существуют самостоятельно. Для создания картины кинематографисты имеют хорошо оснащенные студии, павильоны, аппаратуру, разнообразную технику, позволяющие воплотить любой творческий замысел, в кинотеатре, как известно, фильм не создают — его только демонстрируют зрителям.
Цирковой артист — не коробка с пленкой. Приехав на гастроли, он должен не просто «прокатываться» в представлении, а ежедневно трудиться над будущим номером, овладевать новыми высотами своего мастерства. Иначе артист рискует превратиться в ремесленника. Известно, что цирковой номер готовится долго — иногда полгода и дольше. Неразумно на такой срок снимать артиста с конвейера и посылать в Центральную студию циркового искусства. В предварительной стадии подготовки номера, когда трюки накапливаются, усложняются, шлифуются, исполнителю нет необходимости прерывать производственную работу. Поэтому чаще всего прокат и творчество в цирке не расчленены.
Но в каких условиях проходит творческая работа артиста на прокатных площадках, или, другими словами, на манежах наших цирков? Почти ни в одном цирке нет репетиционного манежа. Единственный рабочий манеж «не остывает» в течение суток. Расписание обязательных репетиций текущей программы так уплотнено, что исполнителям приходится репетировать даже ночью. Вольно или невольно, но творческая работа на прокатной площадке отодвинута на второй план, артист вынужден заниматься ею в труднейших условиях. В обновленном после капитальной реконструкции Ленинградском цирке, где предусмотрели все удобства для зрителей, артистам по-прежнему негде работать над новым номером.
Репетиционные манежи необходимы всем циркам. В идеале каждый прокатный цирк одновременно должен стать и постановочным. Убежден, что в недостаточном внимании к творческой работе артиста на прокатной площадке — источник многих тормозов в развитии нашего циркового искусства. Репетиционный манеж был и остается у нас заботой номер один. По-прежнему остро ощущает цирк недостаток в режиссерах. Подавляющее большинство постановщиков, работающих в нашей системе, пришли на манеж из театра. До последнего времени, как известно, цирковых режиссеров нигде не готовили.
Беда еще и в том, что силы наших режиссеров распылены между творческой студией и художественным отделом Союзгосцирка, где их почему-то куда больше! Но в художественном отделе режиссеры, на мой взгляд, недостаточно загружены, не имеют индивидуальных планов подготовки номеров и, главное, — не несут за них ответственности. Эпизодические выезды в города для кратковременной работы с артистами не дают желаемых результатов.
Режиссеры не специализируются по жанрам. Нередки случаи, когда после акробатического номера постановщик берется за дрессуру или музыкальную эксцентриаду. Если это как исключение может позволить себе А. Арнольд или равный ему по опыту постановщик, то остальным цирковым режиссерам необходима специализация, чтобы стать квалифицированным постановщиком в избранном жанре. Состояние режиссуры вызывает сегодня тревогу еще и потому, что наше цирковое искусство не стоит на месте — оно развивается стремительными темпами. Никто не станет отрицать, что советский цирк завоевал ныне мировую славу. Конвейер объединяет сотни отличных исполнителей всех жанров. На наших глазах заметно повысилось актерское мастерство. Возьмите акробатику. Двойное сальто еще недавно было достоянием единственного исполнителя — А. Сосина. Об его успехе на аренах мира написана книга «Люди-мячики». А ныне этот трюк успешно осваивают многие выпускники циркового училища.
Отличных номеров стало так много (и это радует!), что даже «звезды» первой величины не часто попадают на манежи крупнейших цирков страны. Так, например, своего выступления в Ленинграде Юрий Дуров ждал восемь лет, Ирина Бугримова — девять лет. Соревнование исполнителей высокого мастерства обязывает беспрестанно совершенствовать культуру подготовки новых номеров и аттракционов. Показать сегодня на манеже трюк, пусть самый головокружительный, — мало! Требуется еще артистизм его подачи, понимание драматургии циркового номера, создание художественного образа. Вот почему мы тревожимся о цирковых режиссерах высокого класса.
Мне думается, что режиссерам Союзгосцирка следовало бы работать в творческой студии. По опыту режиссеров — педагогов циркового училища, они должны иметь план подготовки номеров и отвечать за их качество. В течение года режиссеры Союзгосцирка, по самым скромным подсчетам, сумеют подготовить до ста оригинальных номеров. Какой это вклад в конвейер! Одновременно будет решена и другая важная задача. В стране работает около полсотни цирков. Почти столько же цирковых стационаров строится и в ближайшие годы вступит в строй. Ряды профессиональных артистов пополнят одаренные исполнители из народных цирков. Они особенно нуждаются в повышении мастерства и приобретении артистизма. И тут опять не обойтись без организованной на высоком уровне режиссуры, действующей в условиях подлинной творческой студии. Создание больших полотен нашего искусства сковывает отсутствие цирковой драматургии. Без драматургии нет пантомимы.
Цирковая пантомима... Этот многовековой жанр, таящий большие выразительные возможности, не утратил своей актуальности и в наши дни. Прочным успехом пользовались поставленные в Ленинградском цирке пантомимы — «Праздник на воде», «Выстрел в пещере», «Поводырь с медведем». Наш опыт показал, что ставить пантомиму надо не на прокатной площадке, а только в центральной студии. Постановка, к примеру, водной пантомимы обходится очень дорого — около ста тысяч рублей. Во время, работы над ней (без репетиционного манежа!) приходилось на месяц закрывать цирк, прерывая сезон. К тому же демонстрация пантомимы в одном цирке не окупает затрат, несмотря на самый шумный успех. Поэтому пантомиму следует делать транспортабельной, с тем чтобы показывать ее в цирках различных городов.
Все это я говорю к тому, чтобы еще раз подчеркнуть главное: по моему твердому убеждению, студия Союзгосцирка должна стать центром всей творческой работы советского цирка, мощным художественным комбинатом, оборудованным по последнему слову техники. Тут необходимы специальные манежи, бассейн, площадка искусственного льда, всевозможные мастерские, в которых актеры и режиссеры смогут вступать в творческое содружество с инженерами. По .размаху художественной деятельности и техническому оснащению студия циркового творчества должна быть подобной киностудиям «Мосфильм» или «Ленфильм», Ее филиалами станут крупнейшие цирки, имеющие репетиционные манежи.
Пока наша Центральная студия не отвечает современным требованиям творческой работы. Она маломощна, не приспособлена к созданию больших полотен циркового искусства и даже номеров некоторых жанров, например дрессуры. Не случайно, московскую программу «Лечение смехом» М. Местечкин и О. Попов были вынуждены готовить в Ярославле. Вне студии, на приспособленной площадке при Тульском цирке, М. Туганов ставил программу Конного цирка. «Цирк на льду» также рождался в арендованном помещении.
Очень огорчило меня знакомство с проектом будущего здания Центральной студии — без бассейна, конного манежа, конюшен, помещения для хищников. Где же будем готовить водные пантомимы? Номера мелкой дрессуры? Может быть, есть еще время пересмотреть проект и внести необходимые коррективы... Раздумывая о важнейших вопросах творчества и проката в цирке, хочу высказать некоторые соображения о перспективах его жанров. Одно время многим казалось, что конный цирк доживает свой век: в быту, на транспорте, в сельском хозяйстве коня потеснили мотоцикл, автомобиль, трактор. Однако все эти опасения убедительно развеяла недавняя программа конного цирка, подготовленная М. Тугановым. С уверенностью можно сказать, что мастера конных национальных игр, классической школы верховой езды, жокейского искусства еще долго и долго будут восхищать любителей циркового искусства.
Вместе с тем ни один вид зрелищного искусства не имеет такой тесной связи с техническим прогрессом, как цирк. На манеже получили новую прописку и дальнейшее совершенствование велосипед, мотоцикл, ракета, различные синхронные устройства и Механизмы. На использовании технических новинок построены многие номера и аттракционы, заслужившие мировое признание. Убежден, что самые неожиданные открытия на манеже возникнут при слиянии некоторых традиционных жанров, при обогащении их новыми красками — инструментальной музыкой, вокалом, хореографией, художественным словом.
Короче говоря, мы должны всячески расширять дорогу творческим дерзаниям и поискам цирковых артистов, окружить их нелегкий труд постоянной заботой, и тогда на аренах засверкают небывалые, еще более замечательные достижения советского циркового искусства.
В. ЦВЕТКОВ, директор Ленинградского цирка
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий