Почетная миссия
Советский цирк популярен и любим не только у нас в стране, но и за рубежом. И это понятно: подлинное искусство не требует переводчика, оно находит живой отклик в сердцах людей всех стран.
Наши мастера манежа за последние годы побывали на гастролях более чем в 45 государствах Европы, Америки, Азии и Африки. В 1964 году они, например, демонстрировали свое мастерство в Индии, Мексике, на Кубе, в Италии, Болгарии, Румынии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Монголии, ГДР и ряде других стран. Там было дано более 2200 представлений, которые посмотрело свыше 7 миллионов человек.
За границу выезжали как ведущие мастера арены, так и недавние студенты ГУЦЭИ. В Мексике и на Кубе, в частности, выступали артисты молодежного коллектива, аттракцион под руководством народной артистки РСФСР И. Бугримовой и другие номера. Мексиканские газеты и журналы высоко оценили достижения советского циркового искусства. Характерны такие заголовки: «Знаменитый Московский цирк пользуется в Мексике шумным успехом», «Качество выступлений замечательного Московского цирка несравненно», «Грандиозное зрелище». Еженедельник «Маньяна» писал: «Говорят, что цирк умер. Цирк никогда не умрет. Тем более, если он будет таким, как цирк, который сейчас находится у нас. С момента победы Советской власти прошло 47 лет, и цирк, находящийся в руках государства, достиг небывалого, блестящего мастерства». В ряде статей сравнивался наш цирк с американским: «Нужно отметить высокий вкус, тонкий стиль, композиционную стройность. В противоположность этому американский цирк является не чем иным, как неуклюжим нагромождением номеров без всякого смысла. Советский цирк — вершина циркового искусства».
На гастролях в Мексике. Советские артисты Г. Маковский и Г. Ротман с мексиканским музыкантом Д. Морено
Интересно, что и пресса Соединенных Штатов во время наших гастролей в Америке единодушно отмечала высокое мастерство и вкус исполнителей. «Советские артисты, — писала одна из газет,— стоят на несколько голов выше того, что мы видели в нашей стране». Большим успехом пользовались мастера отечественного манежа у итальянского зрителя, особенно народный артист РСФСР О. Попов и аттракцион «Медвежий цирк» под руководством народного артиста РСФСР В. Филатова. Во всех городах — Генуе, Милане, Неаполе, Риме, — где они выступали, когда начинался спектакль, зрители стоя долго не смолкающими аплодисментами приветствовали его участников.
За рубежом наши представления проходили во дворцах спорта, стационарных или передвижных цирках-шапито, на них обычно присутствовало от 3 до 10 тысяч зрителей. В Индии выступления проводились под открытым небом, на стадионах или на больших площадях, на которых собиралось 30—40 тысяч человек. Интерес здесь к советскому цирку был необычайный. Даже при такой вместимости «залов» нельзя было удовлетворить билетами всех желающих. Индийская пресса утверждала, что «советский цирк очаровывает тысячи людей», особо выделяя аттракцион «Дрессированные тигры» под руководством народного артиста РСФСР А. Александрова. Все наши спектакли за границей были жизнеутверждающими, радостными и подчинены единому замыслу. Каждый номер имел образную завершенность, идейную направленность. Артисты работали добросовестно, вдохновенно. Трудно выделить лучших. Но если все же попытаться это сделать, то можно назвать аттракционы под руководством народных артистов РСФСР Э. Кио (в Польше), В. Дурова (в Болгарии), И. Рубана (в Югославии), М. Назаровой (в Чехословакии). Все программы и номера, с которыми знакомились зарубежные зрители, были хорошо подготовлены, художественно оформлены. В этом заслуга артистов, режиссеров, композиторов и художников.
Выезжавшие за рубеж артисты делали все возможное, чтобы организованно провести выступления, утвердить славу нашего цирка. Они содействовали развитию дружеских чувств народов других стран и Советского Союза. Многие мастера манежа и целые коллективы за успешное проведение гастролей заслужили благодарность министра культуры СССР и управляющего Союзгосцирком. Но, к сожалению, отдельные артисты — М. Коченов, Б. Кантемиров, А. Халилуев — не оправдали надежд, которые на них возлагались. Они вели себя недостойно. Наши артисты за границей встречаются с местными жителями, рассказывают им о жизни и труде советских людей. Находить общий язык с народом любой страны им помогает чувство уважения и братской дружбы с трудящимися всего мира. Правильно поступают те товарищи, которые задолго до выезда за рубеж знакомятся с литературой о стране, куда они попадут, изучают ее историю, быт и культуру. Им надо помогать в этом деле, проводить эту работу организованно.
Обмен цирковыми программами и отдельными номерами с другими странами стал традицией. В 1964 году у нас побывало около 400 иностранных артистов цирка. Советский зритель познакомился с искусством мастеров манежа из Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Румынии, Монголии, ГДР, Югославии и других стран. Мы стараемся делать все, чтобы наши коллеги чувствовали себя у нас как дома, ближе познакомились с жизнью и культурой народов Советского Союза.
Многие наши артисты и режиссеры оказывают братскую помощь мастерам манежа из социалистических стран в постановке программ, в подготовке и совершенствовании номеров и аттракционов. Среди них прежде всего следует назвать режиссеров Союзгосцирка А. Пономарева, Г. Пер-куна, Л. Лукьянова, П. Майстренко и народного артиста РСФСР А. Александрова-Федотова. Александров-Федотов, в частности, недавно закончил работу с румынской дрессировщицей Л. Жигой, выпустил аттракцион «Смешанная группа хищников». Советский цирк способствует развитию циркового искусства в ряде капиталистических стран. В настоящее время режиссер А. Ширай и артист П. Маренков помогают созданию национальных цирковых кадров Объединенной Арабской Республике.
Культурные связи нашего цирка с зарубежными странами продолжают развиваться успешно. В 1965 году будут направлены программы и номера в социалистические страны: Болгарию, Венгрию, Монголию, Польшу, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также в Мексику, Турцию, Финляндию, Францию и в целый ряд государств Африки. К гастролям артистов цирка за границу требуется хорошо готовиться, чтобы каждое представление приносило радость зарубежным зрителям, укрепляло и множило славу советского циркового искусства.
И. ЧИХИРА
Журнал Советский цирк. Май 1965
оставить комментарий