В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Почетная миссия

Советский цирк популярен и любим не только у нас в стране, но и за рубежом. И это понятно: подлинное искусство не требует переводчика, оно находит живой отклик в сердцах людей всех стран.

Наши мастера манежа за послед­ние годы побывали на гастролях бо­лее чем в 45 государствах Европы, Америки, Азии и Африки. В 1964 году они, например, демонстрировали свое мастерство в Индии, Мексике, на Кубе, в Италии, Болгарии, Румынии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Юго­славии, Монголии, ГДР и ряде других стран. Там было дано более 2200 представлений, которые посмот­рело свыше 7 миллионов человек.

За границу выезжали как ведущие мастера арены, так и недавние сту­денты ГУЦЭИ. В Мексике и на Кубе, в частности, выступали артисты моло­дежного коллектива, аттракцион под руководством народной артистки РСФСР И. Бугримовой и другие номе­ра. Мексиканские газеты и журналы высоко оценили достижения советско­го циркового искусства. Характерны та­кие заголовки: «Знаменитый Москов­ский цирк пользуется в Мексике шум­ным успехом», «Качество выступлений замечательного Московского цирка несравненно», «Грандиозное зрелище». Еженедельник «Маньяна» писал: «Го­ворят, что цирк умер. Цирк никогда не умрет. Тем более, если он будет таким, как цирк, который сейчас на­ходится у нас. С момента победы Советской власти прошло 47 лет, и цирк, находящийся в руках государ­ства, достиг небывалого, блестящего мастерства». В ряде статей сравнивался наш цирк с американским: «Нужно отме­тить высокий вкус, тонкий стиль, ком­позиционную стройность. В противо­положность этому американский цирк является не чем иным, как неуклю­жим нагромождением номеров без всякого смысла. Советский цирк — вершина циркового искусства».

На гастролях в Мексике. Советские артисты Г. Маковский и Г. Ротман с мексиканским музыкантом Д.  МореноНа гастролях в Мексике. Советские артисты Г. Маковский и Г. Ротман с мексиканским музыкантом Д.  Морено

Интересно, что и пресса Соеди­ненных Штатов во время наших га­стролей в Америке единодушно отмечала высокое мастерство и вкус исполнителей. «Советские артисты, — писала одна из газет,— стоят на не­сколько голов выше того, что мы ви­дели в нашей стране». Большим успехом пользовались мастера отечественного манежа у итальянского зрителя, особенно на­родный артист РСФСР О. Попов и аттракцион «Медвежий цирк» под ру­ководством народного артиста РСФСР В. Филатова. Во всех городах — Генуе, Милане, Неаполе, Риме, — где они выступали,   когда начинался спектакль, зрители стоя долго не смолкающими аплодисментами приветствовали его участников.

За рубежом наши представления проходили во дворцах спорта, стационарных или передвижных цирках-шапито, на них обычно присутствова­ло от 3 до 10 тысяч зрителей. В Ин­дии выступления проводились под открытым небом, на стадионах или на больших площадях, на которых соби­ралось 30—40 тысяч человек. Интерес здесь к советскому цирку был необы­чайный. Даже при такой вместимости «залов» нельзя было удовлетворить билетами всех желающих. Индийская пресса утверждала, что «советский цирк очаровывает тысячи людей», особо выделяя аттракцион «Дресси­рованные тигры» под руководством народного артиста РСФСР А. Алек­сандрова. Все наши спектакли за границей были жизнеутверждающими, радост­ными и подчинены единому замыслу. Каждый номер имел образную завер­шенность, идейную направленность. Артисты работали добросовестно, вдохновенно. Трудно выделить луч­ших. Но если все же попытаться это сделать, то можно назвать аттракцио­ны под руководством народных арти­стов РСФСР Э. Кио (в Польше), В. Дурова (в Болгарии), И. Рубана (в Югославии), М. Назаровой (в Чехо­словакии). Все программы и номера, с которыми знакомились зарубежные зрители, были хорошо подготовлены, художественно оформлены. В этом заслуга артистов, режиссеров, компо­зиторов и художников.

Выезжавшие за рубеж артисты де­лали все возможное, чтобы организо­ванно провести выступления, утвер­дить славу нашего цирка. Они содей­ствовали развитию дружеских чувств народов других стран и Советского Союза. Многие мастера манежа и це­лые коллективы за успешное прове­дение гастролей заслужили благо­дарность министра культуры СССР и управляющего Союзгосцирком. Но, к сожалению, отдельные артисты — М. Коченов, Б. Кантемиров, А. Халилуев — не оправдали надежд, кото­рые на них возлагались. Они вели себя недостойно. Наши артисты за границей встре­чаются с местными жителями, рас­сказывают им о жизни и труде совет­ских людей. Находить общий язык с народом любой страны им помогает чувство уважения и братской дружбы с трудящимися всего мира. Правиль­но поступают те товарищи, которые задолго до выезда за рубеж знако­мятся с литературой о стране, куда они попадут, изучают ее историю, быт и культуру. Им надо помогать в этом деле, проводить эту работу органи­зованно.

Обмен цирковыми программами и отдельными номерами с другими странами стал традицией. В 1964 го­ду у нас побывало около 400 ино­странных артистов цирка. Советский зритель познакомился с искусством мастеров манежа из Болгарии, Венг­рии, Польши, Чехословакии, Румынии, Монголии, ГДР, Югославии и других стран. Мы стараемся делать все, что­бы наши коллеги чувствовали себя у нас как дома, ближе познакомились с жизнью и культурой народов Совет­ского   Союза.

Многие наши артисты и режиссе­ры оказывают братскую помощь ма­стерам манежа из социалистических стран в постановке программ, в под­готовке и совершенствовании номе­ров и аттракционов. Среди них преж­де всего следует назвать режиссеров Союзгосцирка А. Пономарева, Г. Пер-куна, Л. Лукьянова, П. Майстренко и народного артиста РСФСР А. Алек­сандрова-Федотова. Александров-Фе­дотов, в частности, недавно закончил работу с румынской дрессировщицей Л. Жигой, выпустил аттракцион «Сме­шанная группа хищников». Советский цирк способствует раз­витию циркового искусства в ряде капиталистических стран. В настоящее время режиссер А. Ширай и артист П. Маренков помогают созданию на­циональных цирковых кадров Объеди­ненной Арабской Республике.

Культурные связи нашего цирка с зарубежными странами продол­жают развиваться успешно. В 1965 го­ду будут направлены программы и номера в социалистические страны: Болгарию, Венгрию, Монголию, Поль­шу, Румынию, Югославию, Чехослова­кию, а также в Мексику, Турцию, Финляндию, Францию и в целый ряд государств   Африки. К гастролям артистов цирка за границу требуется хорошо готовить­ся, чтобы каждое представление при­носило радость зарубежным зрите­лям, укрепляло и множило славу со­ветского циркового искусства.
 

И. ЧИХИРА

Журнал Советский цирк. Май 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100