В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Под куполом старого цирка

Бывало и так

 

Иллюстрация к рассказу "Бывало и так"В Ревеле (Таллин) исчезли медали всемирно известного борца Луриха. Обеспокоенный за судьбу своих борцовских атрибутов, «эстонский Поддубный» обратился с просьбой о розыске к полиции. Вместо розысков полицмейстер Цицерошин занялся распространением слухов о том, что все знаки отличия борца ничтожны и что победы Луриха фиктивны.

Уязвленный борец привлек Цицерошина к ответу за клевету. Полицмейстер к удовольствию публики был приговорен к четырехдневному аресту...

(«Театр—Варьете», 1910)

Необыкновенные негры

Иллюстрация к рассказу "Необыкновенные негры"В 1909 году в городе Рославле показывали двух негров с необыкновенно курчавыми волосами, в костюмах пестрого цвета.

Как с удивлением сообщала газета «Утро России», они ели сырое мясо, показывали дикие танцы и т. п.

Негры имели большой успех у публики. Но однажды один из зрителей опознал в негре... своего знакомого — крестьянина деревни Гренки Епишевской волости Семена Еротова.

Произошла суматоха, во время которой «негр» скрылся...

«К розыску и опознанию приняты меры» — эпически заключает «Утро России».

Ю. Русланов

Тайна аттракциона

Иллюстрация к рассказу "Тайна аттракциона"В один из майских дней 1900 года на заборах Перми была расклеена странная афиша:

«Дикий человек, остановившийся здесь, в Перми, Сибирская ул., дом Кашиной, пробудет только до понедельника, 15 мая.

Начало представлений ежедневно с 11 час. дня до 11 вечера с перерывами.

Цена за вход (со включением благотворительного сбора): 1 ряд — 40 коп., 2 и 3 — 30 коп., за стульями — 20 коп.».

Горожане толпой повалили смотреть столь необыкновенное чудо — человека, пожирающего на глазах публики живых кур. Многие посетители пытались что-нибудь узнать об этом «феномене». Но хозяин аттракциона предпочитал молчать.

Лишь в 1903 году «Самарская газета» раскрыла тайну «дикого человека». Корреспондент газеты встретился с ним, поговорил, а затем поведал читателям печальную историю. «Дикий человек» не был уроженцем Африки, как об этом рекламировалось в афишах. Он происходил из бедной семьи рабочего-татарина Златоустовского уезда Уфимской губернии. Рано оставшись сиротой, Измаил (так звали «дикого человека») жил попрошайничеством. Его увидел один «доброжелатель». Он «пожалел» Измаила, посулив ему всяческих благ, предложил поступить в его цирк.

Став хозяином бывшего нищего, «благодетель» заставил Измаила исполнять роль «дикого человека». Его лицо намазывали черной краской, кормили только во время переездов из города в город. За несколько дней до начала гастролей Измаила лишали еды. Зато перед спектаклем его поили водкой, а на сцене во время «сеанса» давали живых котят, лягушек, мышей, кур. Пьяный, изнуренный голодом Измаил рвал зубами предложенное кушанье, поражая публику диким аппетитом. Такова была тайна одного из диких зрелищ старого цирка.

Ю. Полянин

Его обвинили в мошенничестве

Иллюстрация к рассказу "Его обвинили в мошенничестве"Шестьдесят лет назад в России на аренах цирков и на эстрадных площадках выступал музыкальный клоун и трансформатор Фреди Травелли, по паспорту Франц Гольд. Во время гастролей в Херсоне (в июле 1903 г.) Травелли был обвинен полицией в мошенничестве. Поводом для этого послужила шутка артиста. В своей афише Травелли обещал показать публике «американскую фотографию» и «раздать каждому из зрителей произведенные им моментальные снимки, предоставляя тому, кто найдет свой портрет непохожим, возвратить входную плату». Каково было удивление посетителей, когда артист вручил им в конвертах небольшие зеркала. С помощью их каждый зритель мог увидеть свою «фотографию».

Кроме того, вместо обещанной игры на заграничных инструментах Травелли устроил музыкальный концерт с помощью метел, лестницы и других предметов.

Публика посмеялась над этим дешевым остроумием артиста. Но полиция составила протокол и привлекла Травелли к ответственности за мошенничество. Напрасно он пытался доказать, что его выступления носили только комический характер. Неумолимый городской судья признал гастролера виновным и приговорил его к месячному тюремному заключению.

Месть слона

Иллюстрация к рассказу "Месть слона"Больше полувека назад я работал гимнастом на трапеции и партерным акробатом в зверинце Чепурковской. Кроме того, мне приходилось вместе с сестрой исполнять под балалайку русские шуточные песни.

В этом зверинце был слон. Я дружил с ним и часто угощал его яблоками, конфетами или пряниками. Но после одного случая наши отношения испортились; в Мелитополе при постройке зверинца слон неожиданно схватил работавшего неподалеку плотника и перебросил его через забор. Рабочий получил увечье и хотел было подавать в суд на владелицу слона. Но выяснилось, что в происшедшем виноват сам плотник. Когда он сбивал забор, к нему протянул свой хобот слон, привыкший получать подачки от посетителей зверинца. Плотник оказался неприветливым человеком. Вместо того чтобы угостить животное, он уколол его гвоздем. Через час слон отомстил обидчику.

С тех пор я стал побаиваться своего четвероногого друга и относился к нему с особой осторожностью. Когда при встрече слон протягивал свой хобот, я всегда доставал из кармана гостинец. Но тут же вспоминал случай с плотником и невольно отдергивал руку. Так повторилось несколько раз. Сам того не замечая, я непроизвольно дразнил животное. Это привело к тому, что однажды слон схватил меня хоботом и приподнял над землей. Вероятно, со мной произошло бы то же самое, что и с плотником, если бы поблизости не оказался ухаживающий за слоном служитель. Он отбил меня у разъяренного животного.

Вскоре слон все равно отомстил мне, хотя я больше не подходил близко к нему. В Симферополе, куда переехал зверинец из Мелитополя, слона приковали неподалеку от сцены. Однажды утром я пришел на работу и увидел слона, что-то ломающего ногами. Это была моя балалайка, под которую я исполнял шуточные песни. Она всегда висела на сцене вместе с реквизитом других артистов.

Я был поражен случившимся, а слон продолжал топтать ногами остатки моей балалайки, искоса поглядывая на меня, словно хотел сказать: «А я все-таки отомстил тебе».

Г. Абакшин-Бавицкий,артист-пенсионер
Журнал "Советский цирк" Октябрь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100