Под куполом цирка братья Акопян
Еще инспектор манежа не объявил номер и артисты не вышли не арену, а зрители уже предчувствуют, что сейчас увидят не совсем обычное зрелище. С интересом наблюдают они за тем, как расторопные униформисты крепят растяжки двух параллельных канатов, опускающихся на арену из-под купола от сверкающего в лучах прожекторов металлического четырехугольника.
Братья Акопян. Подъем на рамку. Фото Л. Хлюппе
— Ага, одновременно двойной кор-де-парель и воздушная рамка. Это что-то новое в воздушной гимнастике, — говорят своим соседям завсегдатаи цирка. — Посмотрим, чем нас порадуют гимнасты?..
— Выступают акробаты под куполом братья Акопян, — торжественно объявляет инспектор.
— Вот те на, причем тут акробаты?! — удивляются знатоки циркового искусства из публики. — Ведь это аппаратура воздушных гимнастов? На сцене над форгангом появляются артисты. Оба молодые, белозубые, загорелые, с прекрасно развитым торсом. Братья немного похожи друг на друга. Только один из них меньше ростом, но зато с более рельефной мускулатурой. Взявшись за руки, они поднимаются со сцены по двум параллельным тросам к воздушной рамке. Зрелище захватывающее и романтическое. Тросов почти не видно, и поэтому порой кажется, что братья идут вверх по воздуху.
Артисты уже на рамке. Вместо традиционных трюков воздушных гимнастов они начинают показывать силовую работу. Один из акробатов делает стойку на руках и держит в зубнике кольца, на которых его партнер демонстрирует гимнастические упражнения. Эти трюки говорят об интересной выдумке артистов, об их большой физической закалке. Братья устанавливают на рамку две вольностоящие лестницы. Лестницы находятся друг от друга всего в сорока сантиметрах. Это небольшое расстояние, и поэтому балансировать на них необыкновенно трудно.
Братья Акопян. Акробат, опираясь попеременно на лестницы, поднимается вверх. На его голове, в момент подъема, партнер делает на руках стойку.
Артисты не только не подчеркивают опасность трюка, но исполняют его с необычайной легкостью и непринужденностью. Делают они его чисто: публика видит, что лестницы у братьев стоят на рамке без замаскированных закрепляющих приспособлений и что обувь акробатов лишена предохранительных пластин.
— Что за храбрые артисты? — спрашивают друг друга зрители. — Откуда они появились?
— Позвольте, один из них, кажется, мне знаком, — говорит любитель цирка.
Он прав. В одном из братьев, что меньше ростом, нетрудно узнать Мамикона Акопяна, который больше известен в цирке под именем Рафика. Рафик Акопян на арене с 1952 года, с того дня, когда его, студента Ереванского института физической культуры, пригласил работать в цирк замечательный артист Рафаэль Манукян. Под руководством этого виртуоза эквилибристики Акопян прошел первую школу циркового мастерства. После смерти Манукяна Рафик в течение десяти лет работал в номере Ю. Половнева. Здесь он вырос в превосходного исполнителя трюков на першах. Рафик выступал почти во всех цирках страны и неоднократно демонстрировал свое мастерство за рубежом. Он побывал в ГДР, Бельгии, Люксембурге, Бразилии, Уругвае, ФРГ, Голландии, Греции и Югославии.
На Первом международном конкурсе артистов цирка в Варшаве в 1956 году участники труппы Половнева были удостоены золотых медалей и званий лауреатов. Золотые медали и звания лауреатов они получили и на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Их номер считался одним из лучших номеров эквилибристов с першами и всегда был украшением любой цирковой программы. Казалось бы, чего желать лучшего. Но Рафик решил не останавливаться на достигнутом. У него возникает мечта создать свой и к тому же непременно оригинальный номер. Зарождению этой мечты Рафик обязан старейшему цирковому эквилибристу народному артисту Армянской ССР В. Арзуманову. Как-то в разговоре с Акопяном он сказал:
— Я когда-то работал на рамке. Это интересный аппарат. На нем можно стоять и делать акробатические трюки.
«А почему бы и мне не создать силовой номер на рамке?» — подумал тогда Акопян. Было бы неверным предполагать, что на следующий день после разговора с Арзумановым Рафик вышел репетировать на манеж. Все было иначе. Сразу создать этот номер он не мог. Рафик не был готов к этому — он работал совершенно в другом жанре. Шли месяцы, годы. Одни цирки сменялись другими. Можно было подумать, что артист забыл о своем замысле. Но только тот, кто близко знал Рафика, замечал, что он всегда внимательно смотрел на представлениях и на репетициях за работой воздушных гимнастов на «рамке» и делал какие-то записи в блокноте. Он изучал новый для него жанр, думал над трюками и композицией номера. С каждым месяцем идея этого номера начинала приобретать все более ясные очертания, наступил такой момент, когда Рафик написал, наконец, творческую заявку. Это произошло в начале 1962 года. Для Акопяна нужен был партнер. Искать его Рафику не пришлось, ибо будущий партнер не давал ему покоя и засыпал письмами.
«Когда же, наконец, ты меня возьмешь к себе в цирк», — писал ему младший брат Меружан, токарь одного из тбилисских заводов, спортсмен и большой любитель циркового искусства. Однако будущий партнер оказался все же «сырым». Рафик превратился в педагога, стал заниматься с ним на кольцах, учил делать стойки и другие трюки эквилибра. Братья проводили на манеже все свое свободное время, репетировали по 7—8 часов, рано утром и ночью после представления. Постепенно Рафик и Меружан перешли к разучиванию трюков будущего номера. Здесь были тоже свои трудности. Приходилось часто переезжать, и из-за этого прерывались репетиции на 20—25 дней, По приезде в новый цирк братья вынуждены были разучивать трюки заново. Но это не смущало Рафика. Он видел, как старательно занимается Меружан, что каждая репетиция все ближе и ближе приводит к осуществлению его мечты. И поэтому Рафик старался еще больше тренироваться на манеже. Возможно, у читателя сложилось о старшем Акопяне мнение, как о каком-то ригористе, человеке, всецело подчинившем себя новому номеру. Ничего подобного: Рафик смог в самый разгар подготовки нового номера окончить заочное отделение Центрального ордена Ленина института физической культуры.
— Занятия в вузе нисколько не мешали мне, — отвечает обычно Рафик, когда его спрашивают, как удалось ему совместить учебу с репетициями. — Наоборот, они мне даже помогли. Я использовал при подготовке номера принятую в спорте систему тренировок. Она позволила, в частности, равномерно без перегрузок организма разучивать трюки.
К началу 1963 года номер был готов. В дни новогодних представлений для детей в Ереванском цирке состоялся дебют братьев. С тех пор прошло немногим больше года. С новым номером артисты успели побывать на гастролях в Чехословакии и участвовали в смотровой программе Московского цирка «Эстафета поколений». Этот год был для братьев годом дальнейшей работы над номером. Они продолжали его улучшать, вводить новые трюки. В частности, они ввели в него тот финальный трюк, к исполнению которого уже приступили артисты, пока мы с вами говорили об истории создания номера. Меружан надевает рукавицы и берется руками за канаты. Рафик делает у него на голове стойку на руках. Быстрым скольжением по канатам братья спускаются на манеж. Эффектная концовка! Она так же оригинальна, как и весь номер, за который братья недавно получили звание лауреатов Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства. Зрители долго и дружно аплодируют молодым артистам.
Номер окончен. Немного уставшие и в то же время довольные приемом публики, братья покидают арену. Впрочем, мы не совсем правы, сказав, что номер окончен. Братья Акопян продолжают работать над его усовершенствованием. Сейчас Рафик думает над тем, чтобы придать номеру комическую окраску. У него уже давно появилось желание попробовать свои силы в клоунаде. Данные для этого у него, кажется, есть. Так, выступая в Ереванском цирке, он заменял в течение нескольких дней заболевшего коверного Леонида Енгибарова. Трудно еще сказать, как видоизменится сегодняшний номер воздушных акробатов. Но одно несомненно: он будет еще интереснее, сложнее и оригинальнее. Ведь исполнители его — братья Акопян — артисты творчески неугомонные, ищущие и упорно идущие к намеченной цели.
И. Уразов
Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.
оставить комментарий