Под куполом неба
На этом представлении не было равнодушных. Одиннадцать тысяч зрителей малой спортивной арены Центрального стадиона имени В. И. Ленина горячо реагировали на каждый новый трюк, на каждое слово артиста.
Воздушные гимнасты Е. Васина и А. Вартанов.
Московской группе «Цирк на сцене» удалось создать интересную программу «Цирк на стадионе». Это итог четырехлетней деятельности коллектива и художественного руководителя Виктора Матвеевича Миронова. Перед тем как выступить в столице, артисты демонстрировали свое искусство на стадионах Серпухове, Тулы, Бреста, Кишинева и многих других городов. Из года в год укрупнялись и совершенствовались номера, создавались новые.
Москвичи увидели представление, для которого характерны массовые сцены и своеобразные номера, предназначенные для демонстрации на больших площадках, В программе участвуют много молодых мастеров цирка. Это — роликобежцы Шуманские, группа канатоходцев под руководством Евгения Жидкова, акробаты — мастера спорта Людмила и Игорь Мухомедовы, талантливые клоуны Георгий Васин и Семен Маргулян.
Захватывающим зрелищем является выступление Геннадия Петрова — «Полет человека над стадионом». Ни в каком цирке это показать нельзя, потому что нужны значительное пространство и высота. Как родился этот номер? Три года тому назад Петров пришел в московскую группу «Цирк на сцене» на должность униформиста. Потом стал участвовать в представлениях, сначала в массовых сценах, затем с собственным несложным номером. Опытные артисты помогли молодому человеку найти свое призвание, овладеть мастерством. В его номере «Полет человека над стадионом» особенно четко выражены характерные особенности программы «Цирк на стадионе» — стремление к большим масштабам.
Другой интересный номер. На сорокасемиметровой высоте, в три раза превышающей высоту купола в цирке, работают гимнасты на бамбуке Евдокия Васина и Артем Вартанов. Они восхищают зрителей смелостью и изяществом. Удачно выступление жонглера-энтиподиста Анатолия Устинова. Обыкновенно антиподисты работают с небольшими предметами: «сигарами», «подушками». На стадионе, где исполнитель не застрахован от ветра, артист этого жанра работать не смог бы. Устинов успешно жонглирует крупными предметами. Они хорошо смотрятся на большом расстоянии.
Как всегда порадовали зрителей артисты музыкального аттракциона, руководимого М. Качуринером. Их выступления отличались красочностью и хорошим вкусом. Значительность программы «Цирк на стадионе» в ее массовости, в ее коллективности, в удачном объединении различных жанров циркового искусства. Все направлено к раскрытию образа, к тому, чтобы создать представление большого эмоционального звучания. Директор Московской группы заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Сергей Александрович Эльдаров говорит:
— Если в цирке мы показываем номер как высшее достижение отдельного исполнителя, то здесь все как бы синтезировано — и мастерство артиста, и групповая клоунада, и массовка.
Новая программа еще раз подтверждает мысль о том, что цирковое искусство находит новых зрителей, когда возвращается на площади, к массам — туда, откуда начинало свой путь.
В. СТЕПАНОВ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.
оставить комментарий