Под пуантами трос
По-разному приходят в круг циркового манежа его будущие мастера. В былые времена кратчайшим был путь наследования родительской профессии. В наше время пропуском на манеж чаще всего становятся диплом ГУЦЭИ, значительные достижения в спорте или в художественной самодеятельности.
На фото. Элла Косяченко
У молодой украинской артистки Эллы Косяченко путь этот сложился несколько иначе. Впрочем, и она не избежала нивы самодеятельности: в школе на вечерах девочке часто аплодировали товарищи за исполнение несложного акробатического этюда, потом Элла постигала азы балетной премудрости в хореографической студии. Но все это было как бы подготовкой к штурму цирковой арены. Сам же штурм начался, как, может быть, ни странно, в стенах квартиры семейства Косяченко.
... Увлеченная рассказами матери, в прошлом артистки цирка, об искусстве арены и вместе с тем влюбленная в классический танец, Элла вдруг оказалась во власти одной мысли: перенести исполнение балетной классики на проволоку, протянутую через манеж. Комнату пересек стальной трос, по которому девушка прошла свои первые шаги я искусство.
Много недель было отдано напряженным тренировкам. Элла понимала — подлинной красоты можно добиться лишь настойчивым трудом. Сколько пережито разочарований и кратковременных радостей, сколько истрачено энергии на стальной комнатной диагонали — о том никто не знает лучше самой артистки. Однако настал день, когда все ее волнения заслонила огромная радость — день дебюта на манеже Киевского цирка. Приходит первый успех. Вскоре за одобрительным тоном отечественных цирковых рецензентов во время гастролей в Польше слышится голос «Трибуны люду»: «Ее упражнения — это просто чудо». Молодая артистка постоянно пополняет свой репертуар. Она стремится отыскать новые возможности в избранном жанре.
... Нежная, лирическая музыка переносит зрителей в таинственный лес. Лунный свет серебрит длинные зеленые косы верб, склонившихся над водой... Где-то крикнула ночная птица... И снова — тишина. Вдруг из темноты появляется милая, грациозная девушка. Да ведь это же Мавка! Как не узнать ее, поэтичную героиню Леси Украинки?
Увидев Косяченко в роли Мавки, зритель забывает, что она танцует не на лесной поляне, а на едва заметной стальной проволоке. Более того, фантасмагорический свет в отдельные моменты ее выступления словно растворяет стельную нить, соединяющую Мавку с реальностью, и тогда остается невесомая, парящая в воздухе фигурка, сказочно недостижимая, тревожно-привлекательная, величественная в своей нежности и одиночестве. Кажется, звучит страстный лирический монолог, в котором средствами двух видов искусства — танцевального и циркового — раскрываются новые грани одного из выдающихся образов украинской поэзии.
Интересную, художественно добротную и вместе с тем исполненную торжественной приподнятости программу привез Украинский цирковой коллектив в 1960 году на Декаду украинской литературы и искусства в Москве. Отличные акробаты-прыгуны, жонглеры, мастера вольтижной акробатики, музыкальные эксцентрики, клоуны — все они вызвали немало одобрительных аплодисментов у московских любителей цирка. Но Элла волновалась, ведь Московский манеж видел блестящее мастерство известных танцовщиц на проволоке Веры Сербиной и Нины Логачевой. Что нового может сказать она, недавняя дебютантка, полусамоучка, заинтересует ли она зрителей?
... Дружные аплодисменты разогнали сомнения молодой артистки. А вслед за столичными зрителями ей аплодировали зрители многих городов Советского Союза. Потом были цирковые арены Венгрии, Болгарии и ГДР. Были газетные рецензии, авторы которых не жалели восторженных эпитетов, часто называли номер Эллы «Большим балетом на проволоке». И снова — родной город. Артисты Украинского циркового коллектива показывают землякам в честь 50-летия Октябрьской революции новую праздничную программу под девизом «Цвети, Советская Украина!». Одно за другим следуют выступления... Много изменилось в труппе с тех пор, как она в ней дебютировала. Сейчас, стоя за форгангом в ожидании выхода и наблюдая за работой коллег, Элла особенно остро ощутила время. Пожалуй, только антиподи-сты Микитюк да коверные Копыт и Байда напоминают ей сегодня ту цирковую семью, в которой она утверждала свое право называться артисткой.
... Окончена очередная клоунская интермедия. Натянутой струной, ожидающей прикосновения музыканта, застыл тугой плетеный трос. Пора... Инспектор манежа уже объявляет: «Эльвира Косяченко!»
Раньше, выйдя из-за форганга, артистка останавливалась возле раскрытых «ворот» манежа, широким жестом приветствовала публику, затем, быстро подбежав к аппарату, по небольшим ступенькам-стержням, припаянным к опоре, взбиралась на мостик. «Конечно, так начинали свои выступления десятки, может быть, сотни канатных плясунов и плясуний, — размышляла она. — Все же такое вступление тяжеловато. Нарушается ритм. Есть в этом какая-то надуманность, портящая номер с самого нача