Под тугими парусами бригантин
Меня привлекают песни, в которых живет мой современник. Выступать от его имени с эстрады трудно. На первый взгляд, казалось бы, чего проще — учись, как говорится, у жизни, бери у нее модель и лепи образ.
Но в том-то и трудность, что сама жизнь при этом на тебя смотрит: в зрительном зале сидят твои современники. И ты выходишь не просто спеть, продемонстрировать большее или меньшее свое мастерство, а чему-то научить пришедших на концерт людей, оставить след в их сознании. Я уже не говорю о том, что малейшая фальшь сразу же будет замечена. Ведь куда легче, к примеру, создать образ какого-нибудь мадридского гидальго или венецианского гандольера прошлого века. Их никто из сидящих в зрительном зале не видел. Слушатели волей-неволей верятартисту.
Работая над современной темой, художник обязан всегда немного опережать время, смотреть не по сторонам, а вперед. Если говорить о певце, то и он должен идти на шаг впереди своего современника — слушателя. Не подлаживаться под него, а воспитывать в нем высокие качества передового советского человека. Мои любимые герои песен — рабочий парень и студент. Оба они молоды, любят жизнь, чувствуют себя ее хозяевами и способны преодолеть любые препятствия, стоящие на их пути. Словом, меня привлекает в песне образ молодого строителя новой жизни, наделенного сильными чертами характера — смелого, напористого, уверенного в себе. Такого, к примеру, о котором поется в задорной песне А. Островского и М. Танича «Лесорубы»:
«Эге-гей! Привыкли руки к топорам,
Только сердце не подвластно докторам...»
Герой моих любимых песен — не абстрактная добродетель, не безликое существо, наделенное приторно «положительными качествами». Мой герой живет на земле, он влюбляется и ревнует, уходит из дому за мечтой и шагает по солнечной Москве, сам излучая солнце. «И я такой на свете не один, кто поднимает парус бригантин» — во всеуслышанье заявляет он. Я всегда стараюсь показать героя своих песен жизнерадостным, с чувством юмора, с не остывшим еще в его возрасте мальчишеским озорством и преувеличенной (тоже соответственно возрасту) остротой чувств.
Все художественные средства и приемы подачи песни я подчиняю одной цели: вызвать у своего молодого современника еще более страстное желание работать, мыслить, любить, радоваться и переживать в полную силу. Что называется — создать настроение песней. Насколько это удается, не мне судить. Но стремлюсь я выводить на эстраду не бодрячков, а действительно сильных и бодрых духом людей. И мечтаю, чтобы по их следу шли мои молодые слушатели, чтобы и для них путеводно и призывно звучали слова моей самой любимой песни — песни Я. Френкеля и А. Поперечного «Романтики»:
«Романтики, сколько славных дорог позади...
Ты Сибирь моя, ты галактика,
По тревоге меня позови!»
При отборе репертуара я уделяю большое внимание содержанию песни. Прежде всего проверяю на себе: волнует ли она меня самого. Стараюсь воспринять героя многосторонне: проникнуть в строй его мыслей, предугадать его поступки в той или иной жизненной ситуации. И если мне удается слиться с ним, зажить его жизнью, начать «болеть» за него — значит песню можно включать в репертуар. В процессе работы приходится перепробовать множество вариантов, прежде чем остановишься на одном. А уже потом как бы сами собой появляются жесты и движения, которые кажутся мне органичными для того или другого героя песни. Иными словами, я всегда стараюсь войти в образ и показать его в развитии, конфликтно. Ведь эстрадная песня — это своеобразный микроспектакль, который нужно сыграть в течение двух-трех минут. К тому же эти микроспектакли, как известно, бывают разные. Есть песни, которые исполняются «на слушателей» — глядя на них с эстрады, воодушевляешься сам, подогретый реакцией зала. А есть иные песни, как бы внутреннего интимного склада. Их надо петь для себя, мысленно отделившись от аудитории, замкнувшись в собственных переживаниях и чувствах. Очень помогают мне проникнуть в душу песни мои друзья —музыканты квартета «Ритм»: Ю. Рейтман, В. Иванов, В. Изотов и руководитель ансамбля В. Понаровский. Этот высококвалифицированный музыкальный коллектив разделяет со мной все радости и трудности гастрольных поездок по стране.
С большим волнением выхожу я на эстраду с новой песней. Сумею ли дать ей жизнь? Смогу ли снова утвердить своего героя? Чувство большой ответственности испытываю я перед композитором и поэтом, доверившими мне свое сочинение. Ведь первым исполнением можно загубить даже очень хорошую песню! Кстати, попутно хочу сказать о бережном отношении к песне. Нередко конферансье используют в своих куплетах популярную мелодию и тем губят хорошую песню. Ну какой певец после этого выйдет с ней на эстраду! Полагаю, что в таких случаях должна действовать какая-то защита авторских прав. Нельзя позволять уродовать песню! Но я отвлекся. Ко всему сказанному хочу добавить, что есть у меня не только любимые герои песен, но и любимые аудитории. Наибольшее удовлетворение приносят мне концерты в рабочей и студенческой среде. Там я ощущаю самый тесный контакт со зрительным залом, встречаю самых признательных слушателей и самых строгих критиков. Да, впрочем, кому же судить о результатах моей работы, как не им — живым героям моих песен.
ЭДУАРД ХИЛЬ, лауреат международных конкурсов
Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.
оставить комментарий