Преданный манежу - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Преданный манежу

Михаил Дмитриевич ПодчерниковМихаил Дмит­риевич Подчерни­ков, в профессио­нальной среде  Больше изве­стный под псевдонимами Эльворти, Кремо и Эльмини. в цирк попал почти случайно. Хотя тропинка судьвы навер­няка вела его в нужном на­правлении, ведь он стал зна­менитым цирковым гимна­стом и основал династию, которая отсчитывает уже второе столетие.

Михаил родился в 1900 году  в Одессе. И в цирк никог­да не стремился. Ведь в до­революционной России по­давляющее большинство цирковых артистов проходило период учени­чества, который начинался с ран­него детства. А Подчерников это­го был лишен.

Его мечтой был спорт. Михаил закончил театральное училище, зани­мался гимнастикой в обществе «Тур Фарейн», поражая своих сверстников мастерством работы на кольцах, брусьях, коне и осо­бенно на турнике.

Опытный цирковой артист М. Ольтенс, подыскивавший парт­неров для номера «Гимнасты на трех турниках», однажды пришел в спортивный зал и сразу обратил внимание на ловкого, сильного, изящного, хорошо подготовленно­го юношу. Это и был М. Подчерни­ков. Ольтенс начал уговаривать его пойти на работу в цирк. Сначала такое предложение было встрече­но с удивлением, даже с иронией. Молодой человек готовился совсем к другой карьере. Но Ольтенс не отставал. «Вы только попробуйте, - убеждал он, - риск небольшой. Не понравится - выйдете из номе­ра. Поработайте хотя бы в своей родной Одессе. Надо же вам по­казать свое умение товарищам, да и перед барышнями».

Надо заметить, что соревнования по гимнастике в те годы почти не проводились. А какому спортсме­ну не хочется, чтобы его умением любовалась публика! Наверное, это и подтолкнуло Михаила после не­которых раздумий дать свое согла­сие: «Хорошо, в Одессе я буду выступать». Так в 1921 году в Одесском цирке состоялись его первые гастроли. Но цирк облада­ет удивительной притягательной силой. Говорят, кто хотя бы раз перешагнул через барьер арены, останется связанным с нею навсег­да. А тут еще Э. Мюльберг предло­жил Подчерникову принять учас­тие в самом, может быть, роман­тическом номере - в «Воздушном полете». И тот не мог устоять пе­ред соблазном свободно летать в воздушном пространстве.

Сделаем небольшое отступление. Номер «Воздушный полет» впервые показал в Тулузе в 1859 голу фран­цузский спортсмен Леотар, вскоре ставший цирковым артистом. Он перелетал с трапеции на трапецию. В 90-е годы XIX века немецкие артисты Гегельман ввели в полет так называемого ловитора: повис­нув на раскачивающейся трапеции вниз головой они производили в воздухе сложные эволюции и «приходили» в руки к ловитору.

«Воздушный полет» быстро заво­евал популярность, выдвинул, в том числе и в России, выдающихся ис­полнителей и утвердился как цен­тральный номер программы. Но лучший в нашей стране русский полет, возглавляемый Жоржем Руленко и носяший эффектное назва­ние «Четыре черта», в 1927 году уехал на гастроли за границу. Дру­гой выдающийся полет - «Коврелис», во главе которого стоял В.Ковригин, распался. Вернулась к себе на родину знаменитая чешс­кая труппа «Леотарис», во главе которой стоял Ф.Матеус. В тече­ние нескольких десятилетий труп­па гастролировала в России, де­монстрируя так называемый пере­крестный полет. Понятно, что со­здание новых воздушных полетов было делом необходимым. Без это­го прекрасного и захватывающего жанра цирк многое терял.

В номере, руководимом Мюльбергом, Подчерников занял положение ведущего вольтижера и исполнял различные сложные трюки. Так, возвращаясь от ловитора на кача­ющуюся трапецию, он умудрялся проделывать сальто-мортале. А когда он «шел» от трапеции к ло- вигору, то исполнял двойное саль­то-мортале. Кроме того, он прыгал из-под самого купола с так назы­ваемого штамберта в руки ловито­ра, который в это время раскачи­вался. А «идя» от трапеции в сет­ку. артист успевал выкрутить трой­ное сальто-мортале. Теперь в по­летах, конечно, делают веши и посложнее, но тогда это были выс­шие достижения.

С 1922 по 1926 год Подчерников выступает в труппе Мюльберга, по афише - Эвальдо. Он выступал и как гимнаст, и как эквилибрист, и как акробат. Что касается полета, то Мюльберг уделял недостаточное внимание красоте каждого движения, тому, что в цирке называют чистотой, школьностью. Это означает, что тело гимнаста или акробата даже при исполнении самых сложных упражнений должно сохранять осо­бую пластическую выразитель­ность. И Подчерников перешел в труппу Д.Старичкова, известного под псевдонимом Донато. Тот был комиком исключительного дарова­ния и в полете главное внимание уделял смешным фортелям, кото­рые сам и исполнял. Подчернико­ву же хотелось, чтобы номер преж­де всего утверждал победу чело­века над воздушным простран­ством, демонстрировал красоту человеческого тела, парящего под куполом, преодоление, казалось бы, непреодолимых сложностей. Вот почему, как это ни было труд­но, он в 1926 году создал собствен­ный «Воздушный полет», в котором все, начиная от первого появления на арене и до исполнения слож­ных трюков, было по-актерски выра­зительно и красиво.

Подчерников был убежден, что красотой в полете, как и в балете, нельзя жертвовать ни при каких обстоятельствах и введение в по­лет комика не соответствует само­му жанру.

Вольтижерами в полете, кроме самого руководителя, были артис­ты А.Снозе и Н.Щербина, а ловитором - Н.Молчанов. Подчерников также ввел в номер свою жену - Нину Андреевну, до этого окончив­шую педагогическое и музыкальное училища. Гимнастике же Нину обу­чал муж, не жалея при этом ни ее, ни себя. В 1928 году Подчерникова не­ожиданно вызвал в Москву заме­чательный артист и режиссер В.Ж.Труици, бывший тогда худо­жественным руководителем госу­дарственных цирков. Похвалив но­мер, он спросил: «Нельзя ли со­здать перекрестный полет, при котором трапеции висят в разных плоскостях и артисты летают в разных направлениях, так что иногда они перекрешиваются в воздухе?» Подобного полета тог­да в нашей стране не было. И Подчерников приступил к подго­товке такого номера. Никто не знал, как же изготовить для него аппаратуру. Все приходилось ре­шать опытным путем: и какой дол­жна быть в перекрестном полете дистанция, и как надо вешать сет­ку, и как добиться того, чтобы артисты не столкнулись в воздухе во время перелетов. О труде, си­няках и шишках говорить не бу­дем, всего этого было достаточно. И все-таки номер был выпушен.

В 1939 году советский цирк отмечал свое двадцатилетие. К этой знаменательной дате был подготовлен еше один полет - двухъярусный, вобравший в себя разные воздушные гимнас­тические жанры. В создании и ис­полнении этого полета Подчерни­ков сыграл большую роль. Демон­стрировался этот номер в юбилей­ной программе в Московском цир­ке на Цветном бульваре. Но но­мер оказался излишне громоздким, переезжать с ним из цирка в цирк было трудно, и Подчерников вернулся к исполнению своего люби­мого классического полета.Так у нас был освоен сложней­ший цирковой жанр - воздушный полет. И Подчерников был одним из пионеров этого жанра. В 30-е годы встал вопрос об ос­воении еше одного жанра - укро­щения хищников. Тогда с дикими животными выступали по преиму­ществу иностранцы. Но и советс­кие исполнители в этой области начали добиваться больших успе­хов. Н. Гладильщиков, Б.Эдер, А.Фаррух, Ирина и Александр Бус­лаевы работали со львами, А.Алек- сандров-Федотов - с леопардами, Кротон (Рукавишников) - с волка­ми, Эклер (Т.Исаенков) - с медве­дями. Позже Б.Эдер выступал и с другими животными. Михаил Подчерников и его белые медведиОдну из сво­их групп, а именно белых медве­дей, он передал Нине и Михаилу Подчерниковым, и они стали де­монстрировать аттракцион «Во льдах Арктики» в честь зимовки папанинцев. Не все знают, что в цирке белых медведей считают едва ли не самыми опасными и ко­варными хищниками.Номер с медведями был интерес­ный, оригинальный, совмещающий и технически сложные, и комичес­кие трюки. Но в 1946 году на Под­черникова набросился медведь Мирон. А через год все медведи, как будто сговорившись заранее, подняли бунт и так потрепали сво­его повелителя, что вопрос о том, чтобы снова входить к ним в клет­ку, даже не поднимался. Медведей отправили в зоопарк. Подчерникову пришлось после выз­доровления перейти на админист­ративную работу. С 1947 года он руководил цирком в Батуми, потом зооцирком, потом передвижным цирком. Артисты любили у него выступать. Руководимый им цирк принял участие в VI Международ­ном фестивале молодежи и студен­тов в Москве. В дни Декады азер­байджанского искусства были про­ведены гастроли азербайджанской цирковой труппы. Подчерников был руководителем первого празд­ника «Русской зимы» во Дворце спорта в Лужниках. Однако медвежьи укусы и объятия даром не прошли. Подкралась тяжелая болезнь, свалившая в 1962 году артиста и с тех пор не давав­шая ему выходить из дома. И все-таки всем своим существом он был связан с цирком. Его дочь Эльвина - талантливая дрессиров­щица бурых и гималайских медве­дей, сын Юрий - тоже цирковой ар­тист. Он начинал номером на ве­лосипеде, затем был воздушным гимнастом под руководством В.Фи­латова. Другой Юрий - внук Миха­ила Дмитриевича - сын Эльвины, помогал маме в качестве стажера с десяти лет. Впоследствии - асси­стент в номере с бурыми медведя­ми, был воздушным гимнастом, а потом создал единственный в мире «Птичий цирк»... Так что знамени­тая цирковая династия, начатая ее основателем Михаилом Эльворти, продолжает свое существование.

Оставить комментарии на форуме

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования