|
Под куполом старого цирка
КУРЬЕЗНАЯ АФИША
Хозяин зверинца Г. встретился случайно в Саарбюккене со своей разведенной женой, которая также демонстрировала зверей. Супруги помирились и, соединив своих зверей, стали вместе вести дело.
В честь этого события хозяином-мужем была выпущена специальная афиша:
«По счастливому стечению обстоятельств зверинец мой умножился прибытием в Саарбрюккен дражайшей моей супруги, о чем имею честь известить почтеннейшую публику».
(«Рампа и жизнь», 1911 г.)
ЖЕНЩИНА-МОНСТР
На арене цирка — монстр, женщина с бородой. Обращаясь к публике, «она» (разумеется женщина, а не борода) говорит:
— Итак, почтеннейшая публика, я уже имела честь сообщить вам, что все другие женщины с бородой есть не что иное, как бессовестная
подделка и надувательство. Я — единственная настоящая женщина
с бородой. Любой из уважаемых зрителей, буквально каждый, кто
пожелает, может прийти на арену, потянуть изо всех сил меня за бороду и убедиться, что она не приклеена, а совершенно настоящая.
Это может подтвердить также и присутствующий здесь на арене
мой сынок. Так ведь, Сашок?
— Верно, папочка!
(Из польского журнала «Пшиязнь»)
КОРОЛЬ ОГНЯ МУНПЕРТИМА
В Одесском цирке-иллюзионе выступал японец Мунпертима — «король огня». Во время одного из представлений на арену вышел какой-то господин и отрекомендовался химиком А. М. Морицем. Он выразил сомнение: действительно ли Мунпертима откусывает раскаленное железо, пьет расплавленное олово и позволяет каждому желающему забивать в его тело гвозди.
Новоявленный химик взялся разоблачить «мошенника Мунпертиму» и получить обещанную дирекцией премию в тысячу рублей. Но как ни старался Мориц — ничего из его затеи не вышло: артист в присутствии многочисленной публики раскусил железо, выпил олово и держал его во рту, пока оно не остыло.
Под свист и гиканье публики Морица удалили из цирка.
(«Театральное бюро», 1909 г.)
ПРОЖОРЛИВЫЙ СЛОН
В Екатеринославском цирке-зверинце А. и М. Рейнских произошел такой случай.
Какой-то господин купил булку, положил на свою дорогую бобровую шапку и подал слону.
— Осторожнее с шапкой. Слон и шапками не брезгует, — крикнул кто-то из публики. Но господин никакого внимания на предостережение не обратил и... за это поплатился.
Слон под смех публики вместе с булкой захватил и шапку, и все это моментально исчезло в его утробе.
(«Театр Варьете», 1910 г.)
ТЕТЯ МАША ПОДДУБНАЯ И ДРУГИЕ
В один из августовских дней 1923 года на заборах и рекламных щитах города Скобелева (ныне Фергана) появились огромные афиши:
«Цирк. Сегодня и завтра единственный в мире чемпионат женской французской борьбы.
Участвуют чемпион мира Поддубная, Педерсон, Збышко-Цыганевич и другие знаменитые борцы».
Весть о доселе невиданном зрелище всколыхнула горожан и жителей ближних кишлаков. В 12 часов дня, несмотря на жару, у кассы образовалась огромная очередь. Билеты были раскуплены моментально.
Вечером цирк был набит до отказа. Зрители заполнили проходы, галереи и с нетерпением ждали представления.
Вот наконец грянул «Марш гладиаторов», и на арену торжественно вышли дородные женщины, украшенные лентами и медалями. Затем арбитр, облаченный по примеру дяди Вани Лебедева в поддевку, стал представлять участников чемпионата.
— Тетя Маша Поддубная, чемпион мира, — громогласно объявил он. И вперед вышла самая высокая женщина с гренадерской выправкой.
Потом были представлены остальные участницы чемпионата, обладательницы не менее импозантных фигур и фамилий прославленных цирковых борцов.
В публике иронически улыбались. Однако скептическое отношение к новоявленным борцам исчезло, когда начался матч между Поддубной и Педерсон. Боролись они долго и упорно, по всем правилам французской борьбы. Только иногда время от времени оглашали цирк своим визгом, заставлявшим публику смеяться.
Победила тетя Маша Поддубная. Затем по очереди она положила на лопатки всех участниц чемпионата.
В заключение арбитр трижды вызывал из публики померяться силами с чемпионом мира тетей Машей. Но никто из присутствующих не изъявил желания вступить с ней в единоборство.
Так было и в последующие дни на всех матчах, которые шли сплошными аншлагами.
В городе еще долго шли разговоры об этом необычном чемпионате. Многие старались узнать, как он возник. История его проста. В те годы, в годы нэпа, во главе борцовских чемпионатов стояли частные предприниматели. Видя, что публика стала равнодушной к профессиональной борьбе и что благодаря этому в цирках упали сборы, хозяева чемпионатов пустились на различные аферы. Не считаясь с достоинством и здоровьем женщин, они заставили их бороться на потеху провинциального зрителя.
Об этой мало уже кому известной «деятельности» цирковых антрепренеров напомнила мне недавно найденная в моем архиве фотография.
П. ЗАГОРУЙКО,
мастер спорта
Журнал ”Советский цирк” март 1962г
|
|
|
Подписаться на
рассылку сайта: |
|
|
|