Поиски и находки - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Поиски и находки

Несколько месяцев назад зрители познакомились с новым видом циркового зрелища — «Цирк на льду». Меня попросили рассказать, как оно со­здавалось.

Мысль о подготовке представления на льду для цир­ков возникла давно. И это закономерно. Во-первых, вы­ступления ансамбля «Балет на льду» могут увидеть только жители больших городов, где есть дворцы спорта, обшир­ные помещения с искусственным льдом. Если можно пере­нести эти представления на манеж, то значительно увели­чится круг зрителей. Ведь цирки имеются во многих городах, а там, где их еще не построили, можно установить шапито. Во вторых, танцы на льду слагаются из элементов фигур­ного катания, количество которых весьма ограничено. Не­избежно появляется однообразие. Его трудно преодолеть, если не найти что-либо совершенно новое. Этим новым могли стать цирковые трюки. Еще в программу ансамбля «Балет на льду» мною были введены номера: акробатиче­ский, «джаз», жонглирование. Наша задача сводилась не только к тому, чтоб перенести представление на круглую арену диаметром в четырнадцать метров, а создать нечто принципиально   новое.

Артисты балета на льду 1964

В самом начале предстояло решить, из кого составить коллектив. Должны ли в него войти конькобежцы-фигу­ристы, профессиональные артисты цирка или молодежь из цирка и спорта, способная к освоению цирковых жанров и фигурного катания. Мы остановились на последнем. Мо­лодежь должна была создать еще небывалое на манеже зрелище. Мы объявили широкий конкурс, причем владение конь­ками для его участников было не обязательным. Из трех с половиной тысяч кандидатов на первое время выбрали двадцать четыре. Конкурс проходил в Москве, Ленинграде, Горьком, Казани, Свердловске, Таллине, Риге и т. д. При отборе прежде всего обращали внимание на физические данные кандидатов, их спортивную подготовку.

Репетиции были рассчитаны на полтора года. Союзгос­цирк    нам    предоставил    находившийся    на    консервации Костромской   цирк,   Там   создали   четырнадцатиметровый ледяной   манеж,   подвесили   цирковые   аппараты,   в   фойе были устроены танцевальные залы. Начались   репетиции.   При   составлении   расписания   их пришлось учитывать, что будущие артисты должны  посещать   школу  и   готовить   домашние   задания   (одиннадцать человек   кончали   десятилетку).   Упорная   работа   в   залах и на манеже шла с утра до позднего вечера.

Обычно мне, как постановщику, при подготовке номе­ров и представлений приходилось иметь дело, так сказать, с «готовым материалом» — с артистами, возможности кото­рых были хорошо известны. В новом коллективе в основ­ном была молодежь, делающая первые шаги в искусстве. На что способен каждый из них — никому не известно. Требовалось быстро выявить это, а ставя номера, под­бирать такие трюки, которыми успешнее могли овладеть молодые   исполнители. К подготовке программы мы привлекли как специали­стов цирка, так и балета: опытнейших педагогов Н. Степа­нова и Г. Нестерова, балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РСФСР В. Бурмейстера, балетмейстера Т. Сац и балетмейстера-педагога Ю. Михалева. Следует отметить ту большую работу, которую все они провели.

Репетиции номеров сначала шли в залах. Здесь на полу отрабатывались трюки. Иной раз никто не знал, а можно ли их будет выполнить на льду. Следующий этап. На ноги надевались коньки. И с ними в зале проделывались сальто-мортале, прыжки на батуде, приход в руки к партнеру и т. д. Затем артисты выходили на лед. Тут оказывалось, что одни из трюков выполнить на нем если не легче, то, во всяком случае, не труднее, чем на ковре (например, зад­нее сальто), а другие сложно (например, арабское сальто).

Почти во всех создаваемых номерах сочетались элемен­ты цирка и танцев на льду. Такова сцена «Масленица» с настоящими гигантскими шагами, с акробатическими прыжками. Еще больше цирковых элементов в акробати­ческом танце «Погоня». Артисты Н. Костромичева, В. Ре­дин, Б. Яковлев во время стремительного движения на коньках исполняют различные фигуры акробатики, эффектные поддержки. Много сложных трюков в номерах «Акробатическое трио с шестом» (Т. Лебедева, Ю. Макаров, Ю. Киселев) и «Темповые акробаты» (В. Ямщикова, Ю. Ма­каров, П. Егоров). Здесь исполняются сальто-мортале с приходом в руки партнера, двойные сальто-мортале на лед. Примечательно, что в тех случаях, когда на обычном манеже нижний остается на одном месте, на льду он может двигаться на коньках, что придает номерам особую динамику. В этом отношении интересен «Акробатический этюд» — дуэт Н. Поповой и В. Яновскиса. В нем много движения, блеска, замечатель­ны приходы артистки коньками в руки партнера. В «Акробатическом трио с шестом» юная гимнастка Т, Лебедева исполняет многие трюки на шесте в то время, как партне­ры, держащие его, бегут на коньках по арене.

Гимнастки на канатахГимнастки на канатах

В новом представлении старые цирковые жанры меняют свой привычный характер. В нашей программе есть такой традиционный номер, как кор-де-порель. В нем за­няты четыре девушки. Их партнеры, скользя на коньках по кругу манежа, стреми­тельно и в то же время равномерно вращают канаты, на которых исполнительницы демонстрируют всевозможные трюки. Выступление воздушных гимнасток на трапе­циях начинается с красивых танцевальных движений. От элементов танца на льду девушки переходят к работе на аппарате. В каждом номере молодые артисты пока­зывают свои достижения в фигурном катании и умение владеть цирковыми жанрами. То же самое зрители видят в номере «Батуд». У его участников на ногах коньки. Сделав, например, сальто-мортале с пируэтом, они приходят на лед, на кото­ром затем исполняют тур танца. Идут репетиции жонгли­рования на коньках. И этот номер приобретает особую динамичность благодаря быстрому и плавному движению жонглеров   по   льду   манежа.

Все представление идет в стремительном ритме. Но вернемся к тому, как шла подготовка к представле­нию на льду. Каждому ясно — не может быть цирка без зверей, без дрессуры! Мы привлекли молодого талант­ливого дрессировщика А. Майорова. Нелегко заставить такого своенравного и коварного зверя, как медведь, встать на коньки. А. Майоров справился с этой трудной задачей. Сейчас медведи, стоя на задних лапах, легко бе­гают на коньках, это не мешает им исполнять всевозмож­ные трюки: играть в мяч, стирать белье, возить санки, на­конец,   танцевать   на   льду. Возник вопрос о слове, о клоунаде. Мы подобрали группу эксцентриков. В нее вошли разносторонне талант­ливые артисты В. Яновскис  и И. Ямпольский, музыкаль­ные эксцентрики В. Редин, Г. Кузин, В. Попов, В. Минкин и   П.   Егоров.

Надо признать, что до этого группа молодых музыкан­тов долго не могла найти свое творческое лицо. Решению этого вопроса помог... лед. Он открыл для них новые возможности. Мы обыграли неуверенные   шаги   музыкант впервые надевших коньки. Эффектен неожиданный и стремительный   переход   артистов    от    неловких,    комических движений   на   льду   к мастерскому   бегу.   Разъезжая на коньках, они играют на музыкальных инструментах. Отдельно надо сказать о И. Ямпольском. Выполняя слож­ные элементы фигурного катания, пируэты, прыжки, он виртуозно исполняет соло на трубе. Такого номера еще никогда   и   нигде   не   было.

                 Акробатическое трио с шестом             В. Ямщикова исполняет сальто мортале на ледовом манеже

Акробатическое трио с шестом     В. Ямщикова исполняет сальто мортале на ледовом манеже

Если снова вернуться к клоунаде, надо отметить, что облик участников ее нов. Это бойкие, задористые ребята, которые появляются в обычной одежде, без всякого утри­рованного грима. В них нет ничего от традиционных клоу­нов. Начиная репетиции, мы твердо решили подготовить спектакль с сюжетной линией. Для создания сценария привлекли писателя Н. Эрдмана. Важно отметить, что текст сценария писался параллельно с подготовкой номеров. Н. Эрдман приезжал в Кострому, присутствовал на репети­циях. Создавая текст, мы учитывали трюки, освоенные мо­лодыми артистами, их возможности, которые все яснее раскрывались перед нами. Так, например, возникли в сце­нарии клоунские репризы. У нас не было ни одного артиста разговорного жанра. Кто сможет участвовать в репризах, вначале было неясно. По мере того как выяснилось, что Яновские может справиться с ролью комического персо­нажа, проходящего через все представление, что речью успешно овладевают музыкальные эксцентрики, расширя­лись тексты реприз, в них вводились новые участники.

Одним словом, исходя из того, что достигнуто участни­ками представления, мы вносили коррективы в сценарий. В результате сценарий помог полнее раскрыть способности и   мастерство   артистов. Естественно, что для нового представления необходимо было оригинальное музыкальное сопровождение. Успешно были использованы произведения П. Чайковского, С. Про­кофьева, И. Дунаевского и С. Аренского. Для ряда номеров была написана специальная музыка В. Кнушевицким, В. Белинским, Ю. Сеульским, И. Шаховым, Т. Ходарковским. Музыка органически связана с тем, что происходит на манеже. Это было достигнуто так. Мы приглашали ком­позиторов к себе на репетиции. Они знакомились с буду­щими номерами. Им становился яснее замысел постановщика, образы создаваемые артистами. Там же в Костроме они писали музыку. Мы прослушивали ее, проводили под нее репетицию, выявляя ее сильные и слабые стороны. После этого композиторы продолжали свою работу. В ре­зультате музыка получилась органически связанной с характером, духом номеров, помогла исполнителям ярче   раскрыть   образ.

Интересны оформление и костюмы народного худож­ника БССР Е. Чемодурова И художника В. Сахновского. Они проявили высокий вкус и выдумку. Можно напомнить хотя бы костюмы одной из команд в клоунаде «Хоккей». Чтоб защититься в жестокой схватке от ударов, один игрок вырядился в средневековые латы, другой в обмундирова­ние пожарника с металлической каской, третий обернулся матрацем,   и   т.   д. Необычайную прелесть придал манежу художник по свету А. Прокофьев. В самые различные оттенки окраши­вается ледяное поле лучами прожекторов. В танце «Пуш­кинский вальс» оно выглядит как настоящий паркет. И еще одно важное обстоятельство, о котором хочется непременно сказать. «Цирк на льду» — это единый друж­ный коллектив. Его участников объединили месяцы упор­ной работы, репетиции. Но не менее важно то, что каждый исполнитель участвует в нескольких номерах. Мы стремим­ся к тому, чтобы артист мог заменить товарища, исполнить его трюки, его партию в танцевальном номере, в ряде случаев уже добились этого. Ликвидируются границы «мой номер» и «чужой». Каждый стремится к успеху всего представления. Организация ансамбля «Цирк на льду» слу­жит решению вопроса создания творческих цирковых кол­лективов.

Итак, мы начали. Как говорят, «лед тронулся». Но еще таятся богатые возможности перенесения цирковых жан­ров на ледяное поле. Предстоят поиски, упорная работа. Наш коллектив настойчиво стремится сделать представле­ние «Цирк на льду» достойным замечательного советского зрителя.
 

А. АРНОЛЬД, заслуженный деятель искусств РСФСР

оставить комментарий


НАРОДНАЯ АРТИ­СТКА РСФСР КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО

НАРОДНАЯ АРТИ­СТКА РСФСР КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО

НАРОДНЫЙ АР­ТИСТ РСФСР А. АЛЕКСАНДРОВ-ФЕДОТОВ И РУ­МЫНСКАЯ ДРЕССИРОВЩИЦА Л. ЖИГА ВО ВРЕ­МЯ  РЕПЕТИЦИИ

НАРОДНЫЙ АР­ТИСТ РСФСР А. АЛЕКСАНДРОВ-ФЕДОТОВ И РУ­МЫНСКАЯ ДРЕССИРОВЩИЦА Л. ЖИГА ВО ВРЕ­МЯ  РЕПЕТИЦИИ

Обложка. Журнал Советский цирк. Март 1965

Обложка. Журнал Советский цирк. Март 1965

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования