Поиски и открытия в цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Поиски и открытия в цирке

На фото ГРИГОРИЙ РОШАЛЬ, народный артист РСФСР, кинорежиссерСоветский цирк — и это общеизвестно — завоевал признание и симпатию у зрителей всего света. Но наш цирк может и должен стать еще лучше.

Пока же его беда, как мне кажется, заключается в том, что далеко не каждый номер неповторим и оригина­лен, в том, наконец, что у цирковых представлений нет зачастую хорошей литературной основы. Все эти проблемы (а их значительно больше) во многом могут быть решены с вводом в строй нового столичного цирка, где все создается по последнему сло­ву техники, где для замены, скажем, ледяного манежа на бассейн или на обычную арену потребуется всего не­сколько минут.

На фото ГРИГОРИЙ РОШАЛЬ, народный артист РСФСР, кинорежиссер

Второй Московский (или, точнее, Первый Московский!) — это огромная перспектива для развития всего циркового искусства. Каким же он мне представляется? Мне хочется видеть в новом столичном цирке больше праздничности и разнообразия, неповторимости каждого трюка, номера, каждого представления. Конечно, у нового цирка будет своя эмблема и оригинальная афиша, свое лицо (вот иметь свое лицо — это, пожалуй, самое трудное). На его манеж, разумеется, будут выходить только лучшие артисты. При этом хотелось бы, чтобы номера мастеров арены сочетались с номерами талантливых дебютантов. Дебютантов в широком смысле слова: не обязательно только выпускников учили­ща циркового искусства, но и артистов, подготовивших новый номер, освоив­ших новый жанр. Это сочетание — прославленный исполнитель и дебютант — может принести немало пользы. Убежден, что сегодня у нас в цирке такое положение, когда не только молодым есть что взять от мастеров, но и мастерам есть чему поучиться у молодежи.

Можно, конечно, сделать и так: предоставить старый цирк только гастролерам из-за рубежа. Но такое реше­ние мне представляется неверным: за­рубежные гости должны выступать как в новом, так и в старом здании. Однако совершенно ясно, что у каждого из двух столичных цирков должно быть свое лицо, свой профиль, что ли. Может, стоит подумать над тем, чтобы сделать новый цирк преимущественно ареной массовых зрелищ. На его манеже будут демонстрироваться или пантомима, или феерия, или другое массовое действо с участием лучших актеров. Но и здесь есть опасность: не создаст ли это жан­рового однообразия?

Появление нового цирка даст воз­можность — и ею нужно воспользовать­ся! — открыть несколько творческих ла­бораторий. Сейчас, как мне кажется, уже недостаточно иметь только студию циркового искусства. Нужны лаборато­рии, в которых будет собираться, обобщаться и развиваться опыт цирковой теории и практики.

Одной из таких лабораторий мне ви­дится сценарная. Литераторы и артисты вместе смогут создавать сценарии номе­ров и представлений. Вторая лаборатория могла бы занять­ся вопросами цирковой режиссуры. Ведь режиссеров в цирке, насколько мне из­вестно, все еще не хватает. И нередко бывает так: у артиста отличный по тех­нике номер, но сделан он без должного вкуса, не разработаны мизансцены, вы­ступление сопровождается случайной музыкой и т. д. Все эти недостатки дол­жен устранить режиссер. Он призван подсказать наиболее выигрышное реше­ние, предложить свои детали для углуб­ления образа, разработать все составные части номера.

Третья лаборатория может занимать­ся проблемами применения и развития техники в цирковом искусстве. Возмож­но, я не прав, но мне кажется, что техника в цирке — одно из слабых мест. Трудно понять, почему мы так мало ис­пользуем светящиеся краски, световые эффекты. Почему, скажем, в номерах иллюзионистов почти нет современной техники, способной творить действитель­но чудеса? Различные хитроумные при­способления, вплоть до электронных ма­шин, вызовут у зрителя изумление перед разумом и силой человека, подскажут пути для создания десятков оригиналь­ных аттракционов.

На манеже нового цирка должны быть особенно интересными и красочны­ми детские программы. Ведь нередко цирк — первая встреча ребят с искусством, не считая кино и телевидения. Цирк для юных имеет особую прелесть. Мно­гие дети подражают клоунам, почти все они мечтают быть такими же сильными и ловкими, как акробаты, гимнасты, жонглеры. Словом, в новом Дворце циркового искусства все должно быть необычно и прекрасно, все должно радовать. Конеч­но, это вовсе не означает, что наш старый, любимый цирк на Цветном бульва­ре станет хуже. Просто красавец дворец на проспекте Вернадского должен быть центром лабораторных изысканий, поис­ка, может быть, местом эксперименталь­ных представлений. Оформление, музы­ка, свет, даже выход артистов — все здесь должно выглядеть по-новому.

Я отлично понимаю, что время ста­новления нового цирка будет самым трудным периодом в его истории. Но ра­ботать и творить там именно в это вре­мя будет особенно интересно и почетно. Я горячо желаю новому Московскому цирку большой и значительной творче­ской жизни, талантливых программ, по­стоянных поисков и, главное, смелых от­крытий.


ГРИГОРИЙ РОШАЛЬ, народный артист РСФСР, кинорежиссер

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования