В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Пока их девять

Б. САВЕЛЬЕВ (Христос) в миниатюре Ф. Кривина «Божественная история» Мимические миниатюры исполняет М. КНЯЗЕВЧеловек, решивший посвятить себя эстрадной режиссуре, вряд ли может рассчитывать на широкую популярность, известность, которые сопровождают обычно людей других видов искусства.

Б. САВЕЛЬЕВ (Христос) в миниатюре Ф. Кривина «Божественная история»
Мимические миниатюры исполняет М. КНЯЗЕВ


Вспомните хотя бы афиши большинства эстрадных концертов: вы не найдете в них даже самого сло­ва «режиссер». Правда, когда афиши возвещают о новом эстрадно-тематическом представлении, тогда фамилию ре­жиссера-постановщика пишут, но только мелким шрифтом, словно из опасения, чтобы она не очень бросалась в глаза. Чаще всего фамилию режиссера поминают рецензенты. Они, как правило, ругают его, обвиняя во всех недостатках спектакля в целом, отмечая при этом, что номера некоторых артистов, несомненно, удачны. Хотя известно, что артисты эстрады последние годы все чаще пользуются услугами режиссеров и успех того или иного номера, по справедливости, надо бы делить между артистом и режиссером. Но режиссе­ров отдельных номеров замечать не принято: они обречены на неизвестность.

Поэтому приятно было узнать, что несколько молодых людей решили посвятить себя этой «неблагодарной» профес­сии, причем не потому, что не смогли найти себя в смежных областях искусства, а по призванию, сознательно... Они по­ступили на курс режиссеров эстрады и массовых представ­лений Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Это отделение было создано впер­вые в истории эстрады четыре года назад. Сейчас студенты — будущие режиссеры эстрады — готовятся к дипломным ра­ботам с тем, чтобы через год полностью окунуться в труд­ную, но увлекательную работу.

Кто же эти молодые люди?

Л. Анциферова (Апостол) в миниатюре «Божественная история» Роль дворника в «Краже» исполняет Б. САВЕЛЬЕВ Инсценировка по рассказу М. Зощенко «Кража». Н. ДЕШКО в роли вагоновожатогоЛ. Анциферова (Апостол) в миниатюре
«Божественная история»
Роль дворника в «Краже» исполняет Б. САВЕЛЬЕВ
Инсценировка по рассказу М. Зощенко «Кража». Н. ДЕШКО в роли вагоновожатого

Элеонора Садовская до поступления в ГИТИС работала за­ведующей методическим кабинетом Государственного учили­ща циркового и эстрадного искусства, и, наверное, манеж и классы училища, в котором создаются новые номера, заста­вили ее задуматься над процессом творчества режиссера цирка и эстрады, пробудили в ней желание самой приоб­щиться к режиссуре. С ГУЦЭИ связаны еще два студента курса — Валерий Ко­лесников и Михаил Князев. Первый окончил отделение кло­унады, работал в цирке и, наверное, поэтому в своих учеб­ных режиссерских работах он часто прибегает к буффонад­ным решениям, использует многие клоунские приемы. А Михаил Князев — бывший акробат и музыкальный эк­сцентрик — тяготеет к эксцентриаде, пантомиме.

Борис Савельев работал актером в драматическом театре. Сейчас его мечта — эстрадный театр. Судя по тому, как он сам играет в миниатюрах, он мог бы в таком театре быть не только режиссером, но и актером...
Лев Жигалин несколько лет назад окончил отделение ак­теров музыкальной комедии ГИТИСа, выступал на эстраде во многих жанрах: пел, играл миниатюры, был чтецом...
А вот Николай Дешко пришел на курс с телевидения. Он фигура известная — диктор Московского телецентра...
Рута Киселова и Людмила Анциферова, может быть, и не могут похвастаться яркой биографией в искусстве до поступ­ления в институт, но это не значит, что их увлеченность сво­ей будущей профессией меньше, чем у их однокурсников.
Серик Елеусизов приехал в Москву из Казахстана. Теперь, после окончания института, он мечтает о создании театра эстрады з своей родной республике.

Вот и весь курс, очень небольшой — всего девять человек.

Но чтобы эти девять стали настоящими режиссерами, при­ходится с ними много работать. И тут надо отдать должное педагогам, работающим на курсе. Многому могут научиться студенты у художественного руководителя курса заслуженного артиста РСФСР И. Г. Шароева, который известен как постановщик больших тематических эстрадных представле­ний. Его работы отличаются яркой праздничностью, мону­ментальностью, широким охватом темы.

При кажущейся своей простоте искусство постановщика эстрадных представлений довольно сложно. Режиссер сам должен решить сценарный план будущего спектакля, собрать воедино отдельные эстрадные номера, подчинить их общему замыслу, так сказать, обобщить их. Разумеется, существуют определенные законы построения эстрадных программ, и студентам эти законы нужно не только изучить, но и прочув­ствовать. И. Шароев передает свой опыт не только теорети­чески, но и практически: студенты регулярно проходят ре­жиссерскую практику на крупнейших концертных площад­ках Москвы. Результаты учебы и работы были представлены в поэтическом спектакле по произведениям Владимира Мая­ковского, а также в нескольких эстрадных миниатюрах, ко­торые подготовили и показали будущие режиссеры. Четкость формы, «организованность» материала, ясность идейного за­мысла отличают эти работы студентов.

Большую помощь в подготовке и создании новых номеров оказывают студентам режиссеры-педагоги Ю. Филимонов и Б. Бреев. Все знают известного пародиста Юрия Филимоно­ва, создающего полные юмора характеры-миниатюры. По­черк Б. Бреева отличает изящество формы, неуемная фанта­зия, создающая неожиданные трюки, смешные положения; многие артисты эстрады благодарны ему за номера, которые он поставил. И когда смотришь показ режиссерских работ студентов, видишь, что же они получили от своих педагогов.

В этом отношении особенно примечательна работа М. Кня­зева по рассказу С. Ликока «Морское несоглашение», в кото­рой пародийность сочетается с острой политической направ­ленностью. Особенно хорош Н. Дешко в роли англичанина. Это подлинный «психологический гротеск».

В другой манере решен рассказ М. Зощенко «Кража», по­ставленный студенткой Э. Садовской. Режиссером угадан стиль автора, рассказ решен в плане, если можно так ска­зать, бытового фарса. Интересна также работа Э. Садовской с актером: сложнейший характер создает Б. Савельев в роли дворника: он одновременно и жалок, и хитер, и трогателен, а самое главное, очень смешон.

Запоминается созданная Л. Жигалиным юмористическая притча Ф. Кривина «Божественная история». Ее отличает тонкий юмор, изящество, хороший вкус. Режиссер, порадовав интересными мизансценами, сумел добиться от актеров под­линной ансамблевости исполнения. Можно было бы назвать работы и других студентов, все они весьма своеобразны, каждая отчетливо индивидуальна. К сожалению, всего-то их было немного, что, вероятно, объ­ясняется тем, что студентов только девять.

Да, в будущем году ГИТИС выпустит всего девять режис­серов эстрады. Это очень мало. Эстраде нужно куда больше режиссеров, которые смогут утвердить свою профессию инте­ресными работами, найти то новое и яркое, которое и должно всегда отличать вечно юное, задорное и веселое искусство, так горячо любимое во всех уголках нашей страны. Пока их девять. Но это только начало. Будем надеяться, счастливое начало!

Ю. БЕЛОВ

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100