Пока их девять
Человек, решивший посвятить себя эстрадной режиссуре, вряд ли может рассчитывать на широкую популярность, известность, которые сопровождают обычно людей других видов искусства.
Б. САВЕЛЬЕВ (Христос) в миниатюре Ф. Кривина «Божественная история»
Мимические миниатюры исполняет М. КНЯЗЕВ
Вспомните хотя бы афиши большинства эстрадных концертов: вы не найдете в них даже самого слова «режиссер». Правда, когда афиши возвещают о новом эстрадно-тематическом представлении, тогда фамилию режиссера-постановщика пишут, но только мелким шрифтом, словно из опасения, чтобы она не очень бросалась в глаза. Чаще всего фамилию режиссера поминают рецензенты. Они, как правило, ругают его, обвиняя во всех недостатках спектакля в целом, отмечая при этом, что номера некоторых артистов, несомненно, удачны. Хотя известно, что артисты эстрады последние годы все чаще пользуются услугами режиссеров и успех того или иного номера, по справедливости, надо бы делить между артистом и режиссером. Но режиссеров отдельных номеров замечать не принято: они обречены на неизвестность.
Поэтому приятно было узнать, что несколько молодых людей решили посвятить себя этой «неблагодарной» профессии, причем не потому, что не смогли найти себя в смежных областях искусства, а по призванию, сознательно... Они поступили на курс режиссеров эстрады и массовых представлений Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Это отделение было создано впервые в истории эстрады четыре года назад. Сейчас студенты — будущие режиссеры эстрады — готовятся к дипломным работам с тем, чтобы через год полностью окунуться в трудную, но увлекательную работу.
Кто же эти молодые люди?
Л. Анциферова (Апостол) в миниатюре
«Божественная история»
Роль дворника в «Краже» исполняет Б. САВЕЛЬЕВ
Инсценировка по рассказу М. Зощенко «Кража». Н. ДЕШКО в роли вагоновожатого
Элеонора Садовская до поступления в ГИТИС работала заведующей методическим кабинетом Государственного училища циркового и эстрадного искусства, и, наверное, манеж и классы училища, в котором создаются новые номера, заставили ее задуматься над процессом творчества режиссера цирка и эстрады, пробудили в ней желание самой приобщиться к режиссуре. С ГУЦЭИ связаны еще два студента курса — Валерий Колесников и Михаил Князев. Первый окончил отделение клоунады, работал в цирке и, наверное, поэтому в своих учебных режиссерских работах он часто прибегает к буффонадным решениям, использует многие клоунские приемы. А Михаил Князев — бывший акробат и музыкальный эксцентрик — тяготеет к эксцентриаде, пантомиме.
Борис Савельев работал актером в драматическом театре. Сейчас его мечта — эстрадный театр. Судя по тому, как он сам играет в миниатюрах, он мог бы в таком театре быть не только режиссером, но и актером...
Лев Жигалин несколько лет назад окончил отделение актеров музыкальной комедии ГИТИСа, выступал на эстраде во многих жанрах: пел, играл миниатюры, был чтецом...
А вот Николай Дешко пришел на курс с телевидения. Он фигура известная — диктор Московского телецентра...
Рута Киселова и Людмила Анциферова, может быть, и не могут похвастаться яркой биографией в искусстве до поступления в институт, но это не значит, что их увлеченность своей будущей профессией меньше, чем у их однокурсников.
Серик Елеусизов приехал в Москву из Казахстана. Теперь, после окончания института, он мечтает о создании театра эстрады з своей родной республике.
Вот и весь курс, очень небольшой — всего девять человек.
Но чтобы эти девять стали настоящими режиссерами, приходится с ними много работать. И тут надо отдать должное педагогам, работающим на курсе. Многому могут научиться студенты у художественного руководителя курса заслуженного артиста РСФСР И. Г. Шароева, который известен как постановщик больших тематических эстрадных представлений. Его работы отличаются яркой праздничностью, монументальностью, широким охватом темы.
При кажущейся своей простоте искусство постановщика эстрадных представлений довольно сложно. Режиссер сам должен решить сценарный план будущего спектакля, собрать воедино отдельные эстрадные номера, подчинить их общему замыслу, так сказать, обобщить их. Разумеется, существуют определенные законы построения эстрадных программ, и студентам эти законы нужно не только изучить, но и прочувствовать. И. Шароев передает свой опыт не только теоретически, но и практически: студенты регулярно проходят режиссерскую практику на крупнейших концертных площадках Москвы. Результаты учебы и работы были представлены в поэтическом спектакле по произведениям Владимира Маяковского, а также в нескольких эстрадных миниатюрах, которые подготовили и показали будущие режиссеры. Четкость формы, «организованность» материала, ясность идейного замысла отличают эти работы студентов.
Большую помощь в подготовке и создании новых номеров оказывают студентам режиссеры-педагоги Ю. Филимонов и Б. Бреев. Все знают известного пародиста Юрия Филимонова, создающего полные юмора характеры-миниатюры. Почерк Б. Бреева отличает изящество формы, неуемная фантазия, создающая неожиданные трюки, смешные положения; многие артисты эстрады благодарны ему за номера, которые он поставил. И когда смотришь показ режиссерских работ студентов, видишь, что же они получили от своих педагогов.
В этом отношении особенно примечательна работа М. Князева по рассказу С. Ликока «Морское несоглашение», в которой пародийность сочетается с острой политической направленностью. Особенно хорош Н. Дешко в роли англичанина. Это подлинный «психологический гротеск».
В другой манере решен рассказ М. Зощенко «Кража», поставленный студенткой Э. Садовской. Режиссером угадан стиль автора, рассказ решен в плане, если можно так сказать, бытового фарса. Интересна также работа Э. Садовской с актером: сложнейший характер создает Б. Савельев в роли дворника: он одновременно и жалок, и хитер, и трогателен, а самое главное, очень смешон.
Запоминается созданная Л. Жигалиным юмористическая притча Ф. Кривина «Божественная история». Ее отличает тонкий юмор, изящество, хороший вкус. Режиссер, порадовав интересными мизансценами, сумел добиться от актеров подлинной ансамблевости исполнения. Можно было бы назвать работы и других студентов, все они весьма своеобразны, каждая отчетливо индивидуальна. К сожалению, всего-то их было немного, что, вероятно, объясняется тем, что студентов только девять.
Да, в будущем году ГИТИС выпустит всего девять режиссеров эстрады. Это очень мало. Эстраде нужно куда больше режиссеров, которые смогут утвердить свою профессию интересными работами, найти то новое и яркое, которое и должно всегда отличать вечно юное, задорное и веселое искусство, так горячо любимое во всех уголках нашей страны. Пока их девять. Но это только начало. Будем надеяться, счастливое начало!
Ю. БЕЛОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий