В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Покорители воздуха

Покорение воздуха — давняя мечта человечества, нашедшая отражение в науке, технике, литературе и искусстве. Много веков люди пытались покорить воздушную стихию, принявшую не одну жертву от смелых землян.

Смелость, дерзание, риск сопутству­ют и цирковому полету. В литературе всегда романтизировалось искусство цирка, причем, как правило, подчерки­валась обреченность людей, посвятив­ших себя ему.

Но сейчас писать таким образом о цирке невозможно. Покорение челове­ком пятого океана стало реальностью, и это в какой-то степени нашло отра­жение в цирковом искусстве. Торже­ством человека над стихией, всемогу­ществом его победы окрашены сего­дняшние воздушные номера. Они сохра­няют старые жанровые названия, но в цирковой лексикон уже привычно вхо­дят такие слова, как космос, галактика, орбита, невесомость, перегрузки и т. д.

Наивно думать, что цирковое искус­ство исключает риск. Там, где прокла­дывается дорога к мечте, — впереди всег­да смелые. И какой бы уверенной ни была их поступь на земле, полет в воз­духе непременно требует мужества, отваги, высокого профессионального мастерства.

В середине прошлого столетия гим­наст Леотар впервые в мире совершил полет под куполом цирка. Тогда это ка­залось чудом. А потом «полет» стал со­вершенствоваться, возникло много раз­новидностей этого жанра.

Обычно вольтижер, поднявшись на мостик, берется руками за трапецию и перелетает большую дистанцию в руки ловитору. Но не просто перелетает, а, находясь в воздухе, исполняет пируэты, сальто-мортале (двойные, комбиниро­ванные), усложненные различными акробатическими трюками и комбина­циями. Позднее возник «перекрестный полет», в котором сочеталось уже два встречных потока «летающих людей».

В 1967 году режиссер Казимир Бобок, артисты Олег Лозовик, Герман Федо­ренко и Леонид Гальчевский задумали сказать новое слово в жанре воздушной гимнастики. Артисты и раньше высту­пали в «полете», но сейчас их увлекла смелая мысль режиссера покорить цир­ковую полусферу, как бы превратить ее в просторы бесконечного небосвода. Они решили создать феерический полет, в ко­тором артисты выступали бы в образах покорителей космоса, свободно парящих в «безвоздушном пространстве».

Конечно, для создания такого номера гимнастическая техника исполнителей должна быть доведена до очень высокого мастерства. Пируэты, двойные сальто- мортале, бланши, пассажи, ризенвели и другие сложные трюки и комбинации должны стать средством выражения об­щей идеи номера, которой подчинено все. Костюмы, светящиеся краски, электронная музыка, специальная све­товая аппаратура — все призвано под­черкнуть замысел режиссера и артистов.

И вот мы в цирке, когда в программе демонстрируется полет «Мечтатели». С каждым трюком волнение зрителей нарастает. От простого полета с трапе­ции номер постепенно достигает своего апогея. Цирк погружается в полную тем­ноту, и при мерцающих звездах видны находящиеся в свободном полете люди. Огромно впечатление от «невесомости», которую вдруг обретают гимнасты, лег­ко парящие под цирковым сводом. Не­забываемое зрелище!

Мы были ошеломлены, мы даже не сразу поняли, что именно происходит под куполом цирка, целиком захвачен­ные ярким художественным воплоще­нием полета; мы полностью оказались во власти образов, созданных воздуш­ными гимнастами.

Попробуем, однако, разобраться, в чем же очарование «Мечтателей», в чем но­ваторство режиссера и артистов? Если говорить на профессиональном языке, то один только перечень трюков в этом по­лете говорит об очень высокой квалифи­кации исполнителей.

Номер как бы распадается на три части. Первая исполняется при полном свете и в нее входят двойное переднее сальто-мортале с лопинга в руки лови- тора (В. Саврасов), гладкий пассаж с лопинга к ловитору (П. Андреева), два с половиной сальто-мортале с трапеции (Л. Гальчевский) и другие сложные акробатические комбинации.

Вторая часть полета — это второе дей­ствие воздушной феерии (а как мы со­скучились по феерическим зрелищам! Оно развивается в полутьме с использо­ванием люминесцентных красок, благо­даря которым гимнасты и исполняемые ими трюки создают очень яркое и со­вершенно новое впечатление. В небе появляется луна, и стремительно летя­щий гимнаст (В. Саврасов) совершает прыжок в обруч (это и есть изображе­ние луны) с лопинга в руки к ловито­ру— О. Лозовику. Трюк следует за трюком, и зрители, захваченные не­обычным зрелищем, едва успевают вос­принимать ошеломляющий каскад все новых и новых впечатлений.

Затем, наконец, вдруг гаснет свет, и уже в полной темноте высоко над залом парят в воздухе космонавты, буд­то свободные от закона земного притя­жения, — так легко и свободно переле­тают они на разных высотах. Над ними мерцают звезды. Небо и костюмы испол­нителей освещены таинственным лун­ным светом. Артисты продолжают свои эффектные перелеты, захватывая все пространство цирка над амфитеатром, над зрителями. Аттракцион заканчи­вается прыжками гимнастов в сетку, выполняемыми в полной темноте.

Опять — полный свет! Опять родная земля, радостная встреча с землянами, с друзьями и товарищами. Пятнадцать минут в космосе, а сколько незабывае­мых впечатлений подарили нам «Мечта­тели», как бы приглашая: давайте дер­зать, давайте мечтать!

Мечта цирковых романтиков осуще­ствилась. «Лозовики», как дружески на­зывают эту группу артистов в цирке, одержали серьезную творческую победу. Т. Андреева, В. Саврасов, Л. Гальчев­ский, В. Трихин, Г. Федоренко и, конеч­но же, О. Лозовик заслуживают высшей похвалы. Им очень помог режиссер К. Бобок, его неистощимая выдумка и фантазия. Им помогли настойчивость, мастерство, беззаветная любовь к цирко­вому искусству, умение мечтать и дерзать.

Счастья вам, новых творческих свер­шений, мечтатели!

Е. ГЕРШУНИ, заслуженный артист РСФСР

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100