Цирк в народной Польше
Предвоенный польский цирк прекратил свое существование в 1939 году, когда вспыхнула война. Цирки были окончательно ликвидированы фашистскими оккупационными властями.
Вскоре после войны началась организация цирков, и в течение первых шестнадцати лет существования народной Польши цирк не только возродился, но и быстро развился и окреп и с организационной и с художественной точки зрения. Народное государство включило деятельность цирков в план развития и распространения культуры.
В 1945 году был организован первый государственный цирк; сейчас в Польше существует уже девять передвижных цирков, а в 1962 году будет основан полустационарный цирк в Варшаве.
Все цирки являются единым государственным предприятием, именуемым Объединением зрелищных предприятий (Z.P.R.). В настоящее время оно насчитывает в своем штате 1200 человек—артистов, музыкантов, административных и технических работников. Все они находятся на постоянной работе, как и все трудящиеся народной Польши.
Польские цирки располагают учебным заведением для обучения будущих артистов, а также студиями, в которых готовятся новые номера и дрессируются звери. В течение нескольких лет Z.P.R. потратило много усилий для организации большой зимней базы в Юлинеке (тридцать километров от Варшавы), где уже выстроены современные арены, гимнастические залы, жилье для артистов, зимние навесы для вагончиков и циркового инвентаря, конюшни для зверей, склады. Цирковой городок в Юлинеке располагает мощной хозяйственно-технической базой и пока является единственным зимним цирковым городком в Европе.
Z.P.R. организовала также фабрику циркового инвентаря. Она строит передвижные вагончики для жилья и изготовляет комплекты технического оборудования для новых цирковых коллективов. Наши вагончики — это настоящие

Петр Баста с конюшней дрессированных лошадей
квартиры на колесах. В каждом из них электрическое освещение, радио, обогревательная и вентиляционная системы. В некоторых вагончиках устроены умывальники и души. Многие цирки имеют вагончики-буфеты, оснащенные ледниками, холодильниками и аппаратами, отпускающими пиво.
Фабрика строит также вагончики для перевозки зверей: с постоянным бассейном для морских львов, для обезьян.
В изготовлении инвентаря для оборудования цирковых помещений применяется замена дерева легкими металлическими трубками, из которых монтируются ложи, настилы, фронтоны, заборы и загородки. Из металлических труб для удобства транспортировки делаются и мачты, разбирающиеся на части. Такие металлические конструкции намного легче прежних и служат значительно дольше.
Фабрика удовлетворяет не только нужды страны, но и работает на экспорт. Польские цирковые вагончики, оборудованные по последнему слову техники, привлекают все больше и больше покупателей из заграницы.
Цирковые представления проводятся обычно под куполом четырех-мачтового шапито, вмещающего 2000—2500 зрителей. В последнее время построено шапито диаметром 45 метров, рассчитанное на 3200 зрителей. Под его шатром, на основе договоренности о культурном обмене, выступает советский цирк. Он гастролирует в больших городах Польши уже несколько лет.
Общественные и материальные условия, в которых находятся польские цирки, делают возможным постановку высококачественных представлений. Основной организационной формой нашего цирка стал коллектив, ансамбль, а не случайно собранная группа солистов, как это было в прошлом. Это, однако, совсем не значит, что артистическая индивидуальность не принимается во внимание. В программах коллективов предоставляется много возможностей для находчивости и изобретательности артистов цирка, чутко ощущающих новые требования цирковой арены.
Большое внимание уделяется также правильному построению спектакля, режиссуре, музыке, эффектным костюмам, освещению и ритму представления.
Сейчас цирковые программы проводятся на более высоком артистическом уровне. Однако до сих пор не разрешена еще (хотя и в этой области наблюдается значительный прогресс) проблема современной клоунады. Многочисленные эксперименты позволяют утверждать, что комедия положений, пантомима и пародия все еще являются живыми формами. Поэтому отдел программ Z.P.R. всячески старается усовершенствовать эти формы. В прошлогоднем клоунском репертуаре было много произведений, представляющих собой общественно-политическую сатиру, выражаемую в форме комедии положений. Трудностью является остро ощутимая нехватка одаренных «белых» клоунов, главным образом молодежи.
Современный уровень цирковых представлений не вполне удовлетворяет артистов. Они беспрерывно ведут дискуссии о реформе цирковых программ. В этих поисках с цирковыми специалистами тесно сотрудничает весь артистический мир: литераторы, музыканты, художники. Они жаждут принять участие в создании нового польского цирка, доступного и понятного для всех и неразрывно связанного с жизнью народа.
Программы Польских цирков
В последнем сезоне отдел программ Z.P.R. составил 9 цирковых программ: одна — чисто польская, восемь — международного характера. Рядом с артистами польскими выступают чехословацкие, югославские, немецкие, румынские и венгерские артисты.
Представление «Цирк Познань» решено как эстрадно-цирковое и частично напоминает классический цирк, частично современное варьете. К номерам характерным для варьете можно отнести чешского солиста Ланда, польскую юмористку Брандысевичову и венгерского пародиста Аняк. Юмор представлен сценками, объединяющими номера представления. В этом цирке нет классических клоунов. В характерных ролях выступают актеры, пародирующие цирковые номера.
Цирк «AS» показывает добротную программу, составленную исключительно из польских номеров. Программа этого цирка имеет пролог и эпилог и объединяется балетными интермедиями и клоунскими пародиями. В настоящее время этот цирк гастролирует в Советском Союзе, где демонстрирует два новых номера, выпущенных в этом сезоне; первую польскую дрессуру калифорнийских морских львов артистов Гедройц и дрессуру львов, показываемую молодой артисткой Терликовской.
Программа цирка «Гданьск» специально подобрана из польских номеров для намечаемых гастролей в Экваториальной Африке, куда он приглашен на одногодичное турне (Гана, Гвинея, Нигерия). В эту длительную поездку цирк «Гданьск» отправляется со своим собственным оборудованием, включая шапито и специально изготовленные вагончики для жилья.
Кроме дрессуры артистов Гедройц и Терляковской в цирковые программы нынешнего сезона включены и Другие новые номера, подготовленные в Юлинеке. Это аттракцион «Космическое кабаре иллюзий» в исполнении труппы Круликовского, состоящей из одиннадцати человек. Номер этот отличается необычным современным реквизитом («ракета», «радарная станция», «космические дрезины»). Это также дрессура молодых бурых медведей Н, Бавольского, жокейский номер группы Вышинских и оригинальная
двойная трапеция — дуэт Божик, работа которых заканчивается увлекательным финальным трюком «ризенвель».
Так же как и в прошлые годы, Z.P.R. и в нынешнем сезоне ведет оживленный обмен с заграницей; на наших ареной выступает пятьдесят четыре иностранных артиста; семьдесят польских артистов гастролировало в зарубежных цирках.
В августе, сентябре и октябре этого года у нас выступали артисты советского цирка, пользовавшиеся огромным успехом. В закончившемся летнем сезоне на арене польского цирка появилось ревю на льду «Paris sur glace». Кроме этого, в Польше гастролировал шведский цирк.
В ноябре в польских спортзалах намечаются выступления Будапештского цирка.
Польские цирки вместе с заграничными ансамблями закончили сезон 31 октября, выступив за это время в 211 пунктах. Они дали 2 315 представлений для четырех миллионов зрителей. Эти цифры свидетельствуют о широкой популярности цирка, пожалуй, самого народного зрелища, влияющего на миллионные массы и выполняющего важную общественно-воспитательную задачу.
3. ВОНХАЛЬ,
директор Объединения зрелищных предприятий
Оркестр в цирке

Эквилибрист Генрик Левандовский

Акробатический квартет Шатупничак
Важным элементом циркового представления является музыкальный репертуар и оркестр, взаимодействующий с артистическим ансамблем.
Когда-то роль оркестра ограничивалась аккомпанированием артисту и подчеркиванием исполняемых им эффектных трюков. Теперь музыкальный ансамбль является неотъемлемой частью представления, его роль и значение стали много больше. К такому результату прежде всего привело новое месторасположение оркестра. Высокие, поднятые над манежем сцены стали уже пережитком, и во многих польских цирках им на смену пришли низкие эстрады, предоставляющие оркестру возможность непосредственного участия в представлении. Современный цирковой оркестр кроме музыкального сопровождения программ сам является аттракционом и не раз награждается аплодисментами за свои сольные выступления.
Музыканты, одетые в красочные, хорошо сшитые костюмы; дирижер оркестра, внешним видом отличающийся от остальных; эффектное освещение или же светящиеся пюпитры; красочный задник — все это, расположенное на низкой эстраде, бесспорно украшает представление.
В польских цирках оркестром руководит дирижер, одновременно являющийся одним из музыкантов (чаще всего саксофонистом). За пятнадцать минут до начала представления на эстраде появляется оркестр и исполняет два-три произведения, демонстрируя свое мастерство. В момент начала спектакля инспектор манежа, ведущий программу, дает знак дирижеру, и оркестр исполняет фанфарный марш Виктора Стрийковского, хорошо известный польскому зрителю. Во время этого марша в одних цирках происходит парад, артистов, в друих — выходят униформисты и появляется инспектор манежа, который приветствует зрителей и объявляет о начале представления.
В течение последних шести лет оркестры в польских цирках пережили различные эволюции. Были испробованы различные варианты составления оркестров, и сейчас окончательно остановились на ансамбле из девяти человек: три саксофониста с кларнетами (два альта и один тенор), две трубы, один тромбон, фортепиано, ударник и контрабас. На такой сотав оркестрируются все музыкальные произведения. В 1960 году в несколько оркестров, в порядке эксперимента, введены электрические органы Гам-монда и приставки Ионика. Эти инструменты не требуют дополнительного исполнителя, так как на них играет пианист оркестра.
Для разнообразия один из оркестров имеет виброфон, некоторые другие — электрогитары. И на этих дополнительных инструментах играет кто-нибудь из артистов оркестра. Работой всех оркестров в польских цирках руководит музыкальный отдел ZPR. Он следит за подбором музыкантов и их репертуаром.
Каждый год по окончании сезона, если возникнет необходимость, в оркестрах производится замена отдельных исполнителей. Все музыканты являются штатными работниками, так же как и артисты цирка. Многие из них работают в цирках более десяти лет, не считая предвоенного времени. Вот уже два года, как состав оркестров стабилизировался и замена отдельных исполнителей случается редко.
В 1958 году были проведены два эксперимента, давшие хорошие результаты. В первом случае из цирковых оркестров были отобраны самые молодые по возрасту музыканты и объединены в молодежный ансамбль. Во втором случае то же самое проделали с музыкантами пожилого возраста.
Оба эксперимента увенчались успехом. Молодежный ансамбль с увлечением взялся за работу и в течение двух лет выдвинулся на ведущее место. Его страстная увлеченность делом и прилежание в труде обещают дальнейший успех. Музыканты старшего возраста также сдали экзамен, и, если и не играют современным стилем, в целом их труд следует оценить положительно: музыканты, которые в других оркестрах отставали и плохо себя чувствовали, теперь в среде своих ровесников, работают хорошо. Добиваясь активного участия оркестра в цирковых представлениях, музыкальное руководство намерено вводить дальнейшие новшества: увеличивать количество оригинальных инструментов без привлечения новых исполнителей, продолжать освоение различных стилей игры.
Проблема музыкального репертуара в цирке — особая задача, очень важная для качества цирковых представлений. О ней мы поговорим в другой статье.
ЗБ. МАЦИЙОВСКИЙ
Фото: Франтишека Карашевича
Журнал ”Советский цирк” ноябрь 1961г.