В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Польский цирк

Первый польский цирк возник в 1883 году. Он был открыт Адамом Пинцелем, владельцем передвижной па­норамы, дедом, популярного в современной Польше клоуна Дин-Дона (Эдуарда Манца).

До этого существовали лишь яр­марочные балаганы и ходившие по дворам бродячие артисты. Позже на дорогах Польши появились передвижные цирки Пенповского, Мушиньского, Гжибовского, Га­рина и француза Девюна. Предста­вители этих цирковых семей и по сей день работают в цирках. В 80-х годах прошлого столетия а Варшаве появилась красивая италь­янка синьора Вильгельмииа Чинизелли, владелица многих европейских цирков. В результате ее посещения Польши вскоре на Ординацкой улице был построен зимний цирк. Владель­цев небольших шапито обеспокоила возникшая конкуренция со стороны могущественной династии Чинизелли. И не зря! Начался великий период господства и процветания цирка Чинизелли. В новом цирке давались роскошно обставленные феерии, в которых принимали участие артисты цирка, балета, дрессированные львы, слоны,   верблюды...

Польский клоун ОлейникПольский клоун Олейник

Здание цирка по тем временам было внушительным, оно вмещало три тысячи зрителей, имело позолоченные ложи, удобную галерку. Вплоть до первой мировой войны в цирке хозяйничал Александр Чини­зелли, внук Вильгельмины, владелец роскошной беговой конюшни. В   цирке   Чинизелли   подвизались преимущественно иностранцы. Варшавяне отлично помнят выступления на арене его цирка знаменитого клоуна-сатирика  Владимира Дурова. Польские артисты в то время вы­ступали исключительно в шапито или в крупных русских цирках. Среди них особенно выделялись: Ян и Виктор Манцовы (дядя и дед Дин-Дона), Ме­числав Станевский (Бом), акробат Станислав Галама (отец Лоды Галама), велосипедисты Мечислав и Станислав Бараньец и другие. Мировую карьеру сделали поль­ские борцы Пытлясинский и Збышко-Цыганевич. Война совершенно разорила Алек­сандра Чинизелли. Он становится дрессировщиком лошадей в своем прежнем цирке, у нового его хозяина Станислава  Мрочковского.

Интересна судьба Мрочковского. Он был в цирке разносчиком моро­женого. Вскоре, благодаря крупному выигрышу в покер, Мрочковский из «парнишки на побегушках» превра­щается в директора большого стацио­нара. Его цирк процветал вплоть до 1932 года. Директор прославился своей необычайной расточитель­ностью. Варшава смотрела поражав­шие блеском цирковые постановки. Но сам Мрочковский, вивер и азарт­ный игрок, вскоре становится банкро­том. Цирк его приходит в упадок. Бурный расцвет в ту пору кино, обозрений, кабаре отвлекает внимание зрителей от цирковых представлений. В 1932 году Мечислав и Бронислав Станевские создают большой передвижной цирк и завладевают всеми важнейшими городами. Маленькие польские шапито довольствуются глу­хой провинцией. Станевские остаются директорами цирков вплоть до 1939 года. Для польских артистов этот период был не очень благоприятным. Два брата заключали договоры исключительно с зарубежными артистами. Это при­вело к безработице. Нужда артистов польского цирка усугублялась хозяй­ственным кризисом в стране. Был слу­чай, когда зрители цирка стали сви­детелями необычной «забастовки под куполом». Акробат Казимир Блумский вместе со своими партнерами в те­чение многих часов не слезал с тра­пеции. Зрители вместе с артистами из чувства солидарности также ожидали уплаты артистам просроченного жало­ванья. Менее щепетильные артисты идут по линии наименьшего сопро­тивления, начинают халтурить. Мно­жатся ряды фокусников-шарлатанов, появляются пресловутые чревовеща­тели, вроде Бен Алего. Лишь немно­гие пытались тогда воспротивиться этому нездоровому   явлению.   Возникает нечто вроде профсоюза артистов цирка   «Ползавид»,

В 1939 году, когда гитлеровцы на­пали на Польшу, сгорел стационар на Ордикацкой улице. На железнодо­рожной ветке в Мендзижече Под-ляском передвижной цирк Станевских попадает под бомбежку. Ошалевшие и раненые звери мечутся в клетках. Дрессировщики со слезами на глазах пристреливают своих любимцев. Мно­гие цирковые артисты погибли в боях с    оккупантами. После второй мировой войны пришлось все начинать снова. Возни­кает «Сборный польский цирк № 1». Его зрители смотрят программы «Цирк вчера и сегодня», «Цирк коми­ков». Вскоре по Польше начинают разъезжать другие цирки-шапито. Создается большое государственное «Объединение развлекательных пред­приятий». Была разработана сеть маршрутов для того, чтобы даже жи­тели небольших городов не были лишены возможности увидеть цирк. Теперь шесть миллионов зрителей ежегодно смотрят цирковые про­граммы.

В Польше артисты цирка имеют свою специальную зимнюю базу в Юлинке и училище, готовящее буду­щих мастеров манежа. Недавно состоялось представле­ние-экзамен в Большом цирке Вар­шавы выпускников польского цирко­вого училища. На цирковую моло­дежь польские зрители возлагают большие  надежды. Представление Большого цирка (имеется в виду выступление моло­дежи. — В. И.) свидетельствует, что польские артисты стремятся покон­чить с дурными традициями и наме­рены демонстрировать подлинную красоту человеческого тела, ловкость и хороший юмор. На арену получили путевку моло­дые способные артисты: дуэт Мозес (пластический этюд), Пиотровская и Дрелих (танцы на проволоке и восхождение по наклонному тросу), ан­самбль Вышинских (акробаты на подвижных трапециях), Октишувна и Менцер (акробатика на шесте), дуэт Бруских (жонглеры-эквилибристы), Адель Смея-Коморницка (дрессированные тигры и львы), Басти (дресси­рованные индийские слоны) и др.

На выпускном представлении бы­ли показаны дрессированные лошади, вольтижировка и дрессированные со­баки. Молодежь цирка продемонстриро­вала почти все традиционные цирко­вые номера и притом на довольно высоком   уровне. Не блеснули своими достижениями лишь молодые клоуны. По откровен­ному признанию прессы, клоунада в польском цирке пока является еще слабым   его   местом. Не подлежит, однако, сомнению, что и в этом трудном жанре цирко­вого искусства наши польские друзья в ближайшем будущем достигнут значительных  успехов.
 

В. ИВАНОВ

Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100