Полтора миллиона зрителей
К празднику освобождения Белграда цирк «Адрия» готовит специальную программу. В эти торжественные дни бросим взгляд назад и проследим путь, который прошло югославское цирковое искусство.
Еще во времена порабощения нашего народа турками были известны и любимы «пехливаки» (артисты), которые разъезжали по городам и селам и забавляли публику своим мастерством. Артисты работали без манежа, без реквизита.В период между двумя мировыми войнами цирковое искусство в Югославии развивалось под знаком поиска своего пути. Вначале на артистические кадры влияние оказали частые гастроли больших зарубежных цирков из Австрии, Чехословакии, Франции и Германии. Но в то же время югославским артистам было трудно выдержать конкуренцию с иностранными гастролерами. Они выступали в небольших шапито, на базарах и ярмарках, тесно общались с простым народом.
В народно-освободительной войне 1941—1945 годов принимали участие многие артисты, в том числе и цирка. Некоторые из них — активные борцы с фашизмом — погибли от рук врага. Погиб в 1942 году жонглер Милисав Петрович. В Банице близ города Белграда был расстрелян клоун Чика Милорад. В 1945 году артисты смогли вернуться к своей любимой профессии. Министерство культуры народной республики Сербии основало государственный цирк, Одновременно в столицах других республик — Загребе, Любляне, Сараеве и Скопле начали действовать аналогичные цирковые учреждения.
При цирке в Белграде были открыты курсы, которые наряду со специальной подготовкой давали и общее образование. Через эти курсы прошло около 30 человек. Среди них немало способных артистов, имена которых хорошо известны за границей. Это дуэт Пантеличей — жонглеры высокого класса, Анетта Варгас — эквилибристка на проволоке, акробат Алексич и другие. В 1951 году цирк в Белграде стал называться «Адрия». Сейчас цирк «Адрия» превратился в большую культурно-развлекательную организацию, которая объединяет три цирка, одно варьете и парк для развлечений. Программы цирка «Адрия» смотрит ежегодно более одного миллиона зрителей. В сезоне 1964 года их просмотрят более полутора миллиона.
В семилетнем плане развития культуры на 1963—1970 гг. цирк «Адрия» должен быть модернизирован и расширен.
ОСТОЙЯ ДЖУРИЧ, директор цирка «Адрия» и варьете «Орфеум»
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий