В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Портрет клоуна в интерьере

Александр АлешичевВ цирке спеть ложатся поздно. Но даже когда во всей гостинице гас­нет свет, одно окошко продолжает све­титься. Это комнате коверного Александ­ра Алешичеве. Артист работает. На сто­ле — кипы толстой бумаги, карандаши, фломастеры. На лист ложатся линии, и вот из них складывается забавный рисунок. За ним — другой. Бывает, что за ночь он нарисует пять-семь карикатур.

Рисование — не просто увлечение клоуна Александре Алешичеве. Это, если хотите, вторая профессия. Рисунки за подписью A. Алешичев можно увидеть в  журналах «Крокодил», «Перец», «Чаян», «Огонек», Его печатали «Правда», «Известия», «Труд» и другие центрaльные издания. Алешичев c гордостью носит на лацкане пиджаке значок «Крокодила», вру­чаемый только крокодильцам со стажем.

Журнал также жаловал ему лауреатскую грамоту. Чтобы полнее нарисовать портрет Алешичева как художнике-карикатуриста, добавим, что он участвовал в бо­лее чем сороке всесоюзных и зарубеж­ных выставках, в том числе и персональ­ных. Рисунки его выставлялись и в бол­гарском городе Габрово, том самом, где регулярно проходят фестивали сaтиры и юмора...

Все это прекрасно, скажет читатель, но какое отношение имеет это к Алешичеву-клоуну? А вот какое.

Клоуны бывают разныe. Александр Алешичев — рисующий клоун. Шаржи и рисунки — неотъемлемая часть его выступления. О н представляет крайне редкую в наши дни профессию худож­ника-моменталиста. Одна его реприза, точнее, номер, так и называется — моментальный карандаш».

Карикатуры Александра АлешичеваОбычно артист заранее, в предыду­щих выходах, облюбовывает «натуру».

Как правило, это выразительные внешне люди, в лицах которыx присутствует яркая деталь. Художник признается, что очень любит рисовать старушек; на пожилых дам, а именно — старушек, кото­рым очень идет платочек: на лицах их - отражение большой и непростой жизни. Рисунки его только в анфас — ведь три четверти зала видят друг друга именно так. Успех рисунку обеспечивает портретное сходство и смешная деталь, подчер­кивающая особенность человеке. Потом рисунок фломастером на большом листе вручается «модели» — зрителю, c кoтoрого он сделан.

Путем несложных подсчетов выясни­лось, что за годы выступлений на мане­же Алешичев сделал более двадцати тысяч шаржей зрителей: худых и толстых, лысых и бородатых, молодых  и старых. Он рисовал космонавтов и ученььх, конг­рессменов и фермеров, рабочих и про­фессоров.

Алешичев c улыбкой вспоминает, как за рубежом зрители, которых он рисовал, пытались заплатить ему за портрет. A неждали его y проходной, прося русского артисте запечатлеть их на па­мять...

Рисовать Алешичев начал еще r школе. Из-под его карандаша выходили изобра­жения учителей, товарищей по классу, случайных. прохожих. И все они носили характер шаржей, за что люди без чувст­ва юмора обижались Че юного художни­ке. Уже тогда он понял, как горька слава карикатуриста. Но тем не менее увлечения своего не оставил, д н расклады вал на школьной парте рисунки, a одноклассни­ки толпились вокруг, угадывaя на листоч­ках в клеточку знакомые лица. Мальчику стали удаваться и сюжетные рисунки, он переносил на бумагу буквально все смешное, что попадалось ему на глаза. Крепла рука, появлялся навык, и иного пути, как в художественное училище или институт, не виделось. Но судьба распорядилась по-своему: не добрав балл на вступитель­ных экзаменах, он так и ив стал студен­том. Пошел работать на завод. От подоб­ного стечения обстоятельств больше всего выиграла заводская многотиражка — на ее страницах появились остроумные кари­катуры, что весома подняло популяр­ность газеты.

Талантливому человеку тесно в каких‑либо рамках. Александру Алешичеву нра­вилось не только изображать людей, но и представлять их. Он поступает в театральный кружок заводского ДК, и теперь все его время проходит в стенах дворца: то он стоит y мольберта в изостудии, то играет на театральной сцене.

A потом была армия. Там он также участвовал в самодеятельности, но теперь уже не только театральной. Один из его армейских товарищей — потомственный артист цирка — c таким увлечением рассказывал o любимом виде искусства, что Алешичев решил попробовать себя и в нем. Вместе они подготовили несколько, реприз и на вечерe отдыхе показали их однополчанам. Успех был безоговорочным. Он-то и натолкнул Алешичева на мысль стать артистом цирка.

После армии он подает документы в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. На творческом конкурсе Алешичев доставил немало веселых минут экзаменаторам, показывая свои старые рисунки и здесь же делая новые. И в дальнейшем он опирался на способ­ности рисовальщика — под руководством опытного педагога Н. Кисса подготовил оригинальную дипломную работу "Ху­дожник-эксцентрик". C ней Алешичев вы­шел из стен ГУЦЭИ.

Карикатуры Александра АлешичеваАртист выезжал на манеж в седле мо­ноцикла, держав руках гитару н альбом Аля рисования. Наигрывая на гитаре, объ­езжал круг. затем, балансируя на педалях, одной рукой набирал аккорды, и a дру­гой доставал карандаш. Пристраивал на коленях альбом и рисовал. Позднее он внес разнообразие в номер, нанося изображение на закопченное стекло. Восторг зрителей вызывали и нарисованные по памяти здесь же на манеже любимые уголки их родного города.

То, что Алешичев выпускался из училища исполнителем эксцентрического номера, a не  ковёрным, o работе которого всегда мечтал, оказалось ему наруку.

Выступая в одних программах c такими непохожими друг на друга мастерами смеха, как Карандаш, Ю. Никулин, А. Николаев, К. Берман, Л. Енги6аров, он испод­воль готовил себя к профессии клоуна, присматривался к исполнительской мане­ре каждого, изучал тонкости мастерства. А вскоре Алешичев получил приглашение Олега Попова поработать c ним, и c ра­достью его принял.

Среди обширного репертуара солнеч­ного клоуна была клоунада, е которой он играл любимого внука, а его партнер — заботливую бабушку. Вот когда Алешичеву  пригодился опыт занятий драмкружке и уроки актерского мастерства, получен­ные в училище. Клоунада «Любимый внук» оказалась настолько выразительной и смешной, что ее решили перене­сти на телеэкран. Это стало проверкой на прочность Александра Алешичева. Одно дело сыграть десятиминутную клоу­наду, другое сняться в многосерийной передаче.

Начались репетиции за столом, потом тракты и запись. И вот в популярной дет­ской передаче «Будильник» появились постоянные персонажи — Внук и Бабушка. Авторы сериала придумывали все новые и новые забавные ситуации, вводили дру­гие персонажи, которых играли драмати­ческие актеры. Так, например, в роли дедушки выступил артист Малого театра B. Носик. Совместная работа с ними по­могла Алешичеву в дальнейшем. Это не говоря уж o прекрасной школе, полученной им y Олега Константиновича Попова.

На этом связь c телевидением не прервалась: позднее Алешичев снялся в эстрад­но-цирковой передаче «Сюрприз», рек­ламном телефильме o советском цирке.

Проработав c Поповым около пяти лет, Александр Алешичев решился на самосто­ятельную работу. Его режиссером стал Марк Соломонович Местечкин. Вдвоем они придумали и воплотили в жизнь доб­рый десяток клоунад и реприз. При этом им немало помогли художественные способности Алешичева. Финалом цирковой репризы становилась карикатура. Темы некоторых карикатур художника стали сюжетами реприз. Bесь реквизит он сделал сам. И маску сам себе придумал: нашлепку на носу — сродни традиционному буффонному носу — и легкий грим. Костюм сшили неяркий, свободный, под­черкнуто элегантный...

Через месяц афиши сообщили o Вы­ступлении соло-коверного Александра Алешичева. Одновременно артист подготовил c женой и партнером номер «ро­лико6ежцы-эксцентрики» — своеобразный и веселый. C ним они выступали доб- рый десяток лет.

Александр Алешичев — влюбленный в цирк человек c душой художника.

Язык его реприз прост и точен, как и выходящие из-под пера рисунки. И тех же, как в своих карикатурах, где он обходится без подписей, на манеже он «молчалив», выражая мысли, чувства своих героев пан­томимически.

Не манеж выходит клоун-интеллигент. Его удивляют происходящие неурядицы, но он реагирует на них c достоинством, a потом придумывает и ответные ходы —один невероятнее другого. Он искренне радуется своим маленьким победам, не проявляя при этом никакой самоуверен­ности. Такова общая линия поведения Коверного, но есть еще и нюансы, которые, собственно, и создают «лицо» клоуна. Это и  выверенный шаг, и точный жест, и ред­кое, но меткое словцо. Казалось 6ы, репризы его не отличает большая ориги­нальность: «Факир», «Микрофон», «Мо­локо»... Но нужно видеть, в какие крас­ки он их расцвечивает, как расставляет акценты. Они становятся абсолютно непо­хожими на все виденное ранее.

Коверный постоянно держит контакт со зрителями. Но это не заигрывание и не назойливое приставание.

— Поступаю я обычно так, — говорит артист. Вижу, что кто-то из зрителей сидит грустный, невеселый, подхожу K не­му и пытаюсь развеселить. И как становится приятно, когда выбранный мной че­ловек на глазах хорошеет от улыбки!

Мне приходилось видеть выступление артиста в разных городах. И везде Алешичева принимали прекрасно, всем он был близок — это чувствовалось по реакции зала. Разносторонний, одаренный артист Александр Алешичев уже более двадцати лет выходит на манеж, встречает тысячи внимательных глаз, чутких сердец, готовых отозваться на его зов. Для них все его творчество!


Александр Дриго

Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100