В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Правда о сказке

Когда стихи Ларисы Таракановой будут опубликованы, наверное, не один знаток цирка пришлет в ре­дакцию письмо, где с полным знанием дела докажет, что автор не знает жиз­ни, что на самом деле в цирке все не так, что мечи никто никогда не глотал, а глотали шпаги, да и то напрасно, ибо вредно для здоровья, что прыгать без «веревок месива» гимнасту никто не позволит, ибо и в цирке, к счастью, существует охрана труда...

Все это верно и сомнению не подле­жит.
Тем не менее я рискну утверждать, что все, написанное в стихах молодой поэтессы о цирке, — правда.
Почему?
Попробую объяснить.

В детстве у мальчишек нашего дво­ра было два кумира, два героя, два, как сказали бы теперь, «примера для подра­жания». Мы никогда их не видели, но знали о них все, хотя одного из них к тому времени уже не было в живых. Оба были спортсмены и оба, по не­проверенным, но волнующим слухам, ходили с черными повязками. Футбо­лист Андрей Старостин носил повязку на правой ноге, цирковой борец Иван Поддубный — на правой руке. Старостин имел право бить по мячу только левой ногой, ибо ударом правой он мог не­чаянно убить вратаря. Иван Поддубный обязан был бороться одной левой, ибо иначе за жизнь противника никто бы не поручился.

Мы тогда очень любили футбол, лю­били борьбу. Одиннадцатиметровые били всегда левой ногой — тренирова­лись на тот случай, если вдруг придет­ся когда-нибудь надеть на правую чер­ную повязку. А противнику из соседнего двора пренебрежительно кидали:

— Да я тебя одной левой уложу!

На что противник, впрочем, отвечал теми же самыми словами.

И, естественно, у каждого из нас в воображении существовал собственный цирк, как я теперь понимаю, несколько отличающийся от настоящего, описан­ного знаменитыми русскими писателя­ми, — не тот, что в «Каштанке», в «Гут­таперчевом мальчике», в великолепных рассказах Куприна. Но зато наш цирк очень походил на тот, что описан другими русскими писателями, тоже знаменитыми: Алексан­дром Грином и Михаилом Булгаковым. Ведь у Грина, например, артист со странным прозванием «Двойная звезда» летает под куполом цирка без всяких «веревок» — причем, не прыгает, а про­сто летает!

Издавна рядом с реальным цирком — прекрасным зрелищем, которое любят миллионы людей, — существует сказка о цирке, в которую искренне и увлеченно верят миллионы ребят. Верят преж­де всего потому, что сами ее придумы­вают. Верят потому, что реальный цирк непрерывно подводит их к сказке. Если человек способен танцевать на проволо­ке, почему он не может глотать мечи, класть противника на лопатки одной левой и прыгать так, как в стихах у Ларисы Таракановой: «По небу спич­кой — чирк!»...

Конечно же, читателю очень нужна настоящая литература о настоящем цирке, о тружениках арены, об искус­стве и пауке манежа. Но нужна и сказка о цирке, о летаю­щих людях, о чудо-богатырях, о героях «большого золотого круга». Сказка, в которую верят дети, — не потому ли ее всю жизнь помнят и любят взрослые? Я рад представить читателям жур­нала Ларису Тараканову, которая по-своему, как и положено поэту, пишет правду об этой прекрасной сказке.
 

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100