Право на эксперимент. Сергей Каштелян
Говорить о моем личном понимании оригинальности, вернее, о том, как я в качестве руководителя творческой мастерской оригинального жанра представляю себе ее задачи, можно долго.
Ведь задачи эти сложны и увлекательны. По большому счету, любой номер, претендующий на то, чтобы именоваться оригинальным, должен представлять собой шедевр, И тут одного лишь исполнительского мастерства мало — оно подразумевается как первое необходимое условие. Такой номер представляется мне как законченное художественное произведение, как своего рода спектакль в миниатюре. И так же, как спектакль, он должен иметь свой идейный замысел, свою драматургию, определенную трактовку образов, композицию, оформление. Задумать, мысленно написать и от начала до конца воплотить такое самостоятельное эстрадное произведение порой труднее, чем поставить драматический спектакль, где режиссер имеет готовую литературную первооснову.
В любом театре есть исполнители более или менее одаренные, спектакли более или менее удачные. Но вряд ли существует театр, в репертуаре которого двести равноценных спектаклей, каждый из которых можно назвать вершиной творчества. Очевидно, не слишком реально ставить подобную задачу и перед творческой мастерской, даже если она именуется оригинальной. Не говоря уже о том, что 280 артистов — это 280 индивидуальностей, людей, неодинаково одаренных, — это еще по меньшей мере 180 — 200 различных концертных номеров.
От редакции: В статье Сергея Каштеляна поставлен, на наш взгляд, весьма интересный, важный вопрос о создании театра оригинального жанра. Вполне вероятно, что и в этой области эстрадного творчества советским художникам удастся сказать новое слово, завоевать новую вершину. Несомненные успехи, которых до сих пор достигла мастерская оригинального жанра крупнейшей концертной организации страны — Москонцерта, дают основания считать, что в трудном поиске новых интересных форм ее коллективу при поддержке Росконцерта и всей нашей творческой общественности удастся обогатить многокрасочную палитру нашего социалистического искусства.
Шедевры — не фабричная продукция, выпускать их сотнями невозможно. Следовательно, термин «оригинальный жанр» надо понимать прежде всего как рабочее название, возникшее когда-то давно, видимо, по необходимости как-то назвать ту область, которая никак не укладывалась в рамках привычных жанровых понятий. Дело, однако, не в названии, значительно важнее другое. Оригинальный жанр многопланен. Именно в силу своей собирательности он таит в себе богатейшие постановочные возможности.
Легко себе представить, какого результата можно добиться, работая над сюжетной постановкой со специальной труппой, в составе которой есть исполнитель, соединяющий в одном лице искусство мима, жонглера и драматического актера, как Амарантов, Жеромский — артист, у которого, несмотря на его молодость, четко определился уже свой собственный почерк. Интересны артисты братья Воронины — акробаты высокого класса, концертная программа которых показывает, что можно и акробатическими средствами создавать новеллы; Евтихова и Фатеев, сочетающие отличную хореографию с незаурядным акробатическим мастерством; Уточкина — акробатический «каучук» в танце... Прибавьте к ним такую талантливую молодежь, как братья Ермаковы, Ярославцев, Чечерин, Пасынков, и Краснощеков, Коновалов, Дмитриева, Михайлов... На одном дыхании не перечислить всех, из кого в пределах одной только нашей мастерской составилась бы при соответствующих условиях сильная, смело скажу — интересная труппа, с которой можно создавать своеобразные спектакли. Но до сих пор мы об этом и думать не могли, так как были вынуждены все время и все силы отдавать только подготовке отдельных, то есть разрозненных номеров. Все планы определялись главенствующей в гастрольно-концертных организациях схемой концертов-дивертисментов. В смысле административном схема эта бесспорно представляет большие удобства. При огромных масштабах работы Москонцерта она имеет очень важное значение. Против этой схемы трудно что-либо возразить. Ведь она отвечала, отвечает и долго еще будет отвечать самым насущным потребностям. Недаром у нас в ходу такое очень распространенное выражение: «Его Величество — Номер». И я, разумеется, ничего не имею против этой классической формы концерта, построенного на арифметическом сложении разнохарактерных номеров. Но помимо нее, в этом я глубоко убежден, должны существовать и другие.
Какие? Вот тут и хочется сказать о том, как я понимаю задачи и перспективы мастерской оригинального жанра. Будущее мастерской рисуется мне тесно связанным со своего рода театром оригинального жанра, в репертуаре которого есть и концертные постановки типа обозрения, и настоящие спектакли — героические, сатирические, сказочные, — спектакли, рассчитанные на зрителей всех возрастов, и вечера-пантомимы — жанра нового, своеобразного, открывающего большие перспективы, и сольные концерты выдающихся мастеров.
Я не склонен недооценивать подготовки самостоятельных номеров, которые будут входить в различные концертные программы. Такие номера всегда служили и будут служить эталоном качества концерта.
Спешу оговориться, что создание монументальных произведений не должно вестись в ущерб обычной работе, за счет свертывания или даже сокращения подготовки индивидуальных номеров. Ведь для подобных спектаклей может потребоваться двадцать пять — тридцать исполнителей, у нас же их около трехсот. И мы имеем полную возможность, нисколько не ослабляя текущую концертную деятельность, взяться за расширение привычных рамок нашего жанра. Задача любой творческой мастерской в том и состоит, чтобы заниматься поисками новых интересных форм, в которых каждый артист найдет применение своей творческой индивидуальности, найдет свое настоящее место.
Мастерской оригинального жанра приходится иметь дело с очень разноликим составом, с людьми, обладающими далеко не одинаковой подготовкой. А при таких условиях мастерская должна одновременно быть своего рода студией, где наряду с режиссерами могут передавать молодежи свой опыт, свое искусство признанные мастера, такие, например, как народный артист республики А. Акопян, заслуженный артист республики Д. Читашвили, артисты К. Зайцев, Т. Леман и С. Русанов, М. Мещеряков, В. Марченко, С. Савельев и другие.
Всем нам нужно экспериментировать. За несколько лет существования мастерской мы «набрали» какой-то разбег. У нас уже есть кое-что новое, дающее основания претендовать на предоставление нам права на самостоятельные творческие вечера. Правда, до сих пор мы готовили только отдельные номера, но они были сложнее, чем те, которые создавались по традиции, согласно которой, скажем, акробатические и жонглерские выступления представляли собой лишь набор иногда виртуозно выполняемых, но все же не наполненных внутренним
содержанием упражнений. У нас теперь есть уже исполнители, способные создать серьезную содержательную программу, есть номера для нескольких концертов оригинального жанра. Силы мы накопили. И в этом году я собираюсь начать работу над большой сюжетной постановкой, которую мы будем готовить к столетию со дня рождения В. И. Ленина. Надо ли говорить о том, с каким чувством ответственности, с каким волнением приступаем мы к этой очень обязывающей постановке!
* * *
За последнее время появился цикл выступлений, разбивающих традиционное, десятилетиями складывавшееся представление об оригинальном жанре, как о чисто развлекательном, лишенном больших мыслей. Появились насыщенные, глубоко содержательные номера, острые политические памфлеты, сатирические сценки. Все это, я думаю, подтверждает наше бесспорное право на эксперименты значительно большего масштаба, чем до сих пор.
С. КАШТЕЛЯН
оставить комментарий