В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Право на второй номер

Вопрос о создании вторых номеров волнует многих артистов цирка. В чем он заключается? В том, что один артист выступает одновременно в двух или нескольких номерах, желательно разных жанров.

Наши читатели могут удивленно спросить: разве это ново? В журнале постоянно говорится — настоящий артист должен владеть разными жанрами. Ну, а раз владеет ими, значит, демонстрирует свое умение. Но на деле происходит иное. Если раньше цирковая семья — человек восемь-десять — могла провести целое отделение, а то и всю программу, то теперь, когда зрители стали более искушенными и требовательными, артисты, как правило, стремятся отточить свое мастерство в каком-либо одном жанре. Закономерно? Вероятно. И поэтому, разумеется, нельзя настаивать: пусть каждый будет и клоуном, и акробатом, и укротителем. Но правильно ли, чтобы способный артист замыкался в одном жанре, в одном амплуа?

Циркам недостает программ, и Союзгосцирк принял решение подготовить целый ряд номеров и аттракционов. В создание нового, думается, в первую очередь должны включиться артисты, проявившие яркую творческую индивидуальность. Примеры убедительно подтверждают, что исполнитель, интересно показавший себя в одном жанре, не менее интересно заявляет о себе и о другом.

Мстислав Запашный. Талантливый акробат, способный гимнаст, он создает запоминающийся номер «Акробаты на лошадях», а затем крупный воздушный аттракцион «К звездам».

Степан Денисов. Участник и руководитель поэтического воздушного трио. Если видишь это выступление, запоминаешь его навсегда. И как хорошо, что такому актеру была предоставлена возможность подготовить аттракцион с тиграми. В результате на арене появилось произведение выдающееся.

Хотелось, чтобы артистам такого плана смелее предлагали готовить новые номера. Именно предлагали. Ведь нельзя полагаться на то, что любой хороший актер обязательно обладает кипучей энергией и административным умением, которое порой требуется для «проталкивания» новой заявки. Конечно, могут сказать, организаторские способности артисту необходимы. Наверное. И все же, согласитесь, случается: актерское дарование есть, а умения доказать, пробить, организовать нет. Если такому артисту не помочь, значит, одним художественным произведением будет меньше.

Давайте обратимся к искусству кино. Там тоже иногда режиссер сам пишет сценарий для своего фильма да еще участвует в нем как актер. И все же обычно актер исполняет свою роль, режиссер — свою, а директор картины — свои обязанности. Так сказать, четкое распределение ролей. В цирке, к сожалению, слишком часто все эти функции выполняет артист.

И опять мне слышится возражение:

—    В создании наших номеров участвуют режиссеры, художники, композиторы.
—    Да, это так. Но на каком этапе к номеру подключается режиссер? Артист придумал номер, подал заявку, «пробил» ее, начал готовить или даже отрепетировал все трюки — и только тогда появляется режиссер и помогает «композиционно решить номер».

Так создается большинство цирковых произведений. И однако неверно было бы не отметить положительный опыт режиссерской деятельности.
Очень увлеченно работает режиссер В. Плинер в Московском цирке на Цветном бульваре. Несколько лет назад он решил подготовить «Икарийские игры» и начал с подбора участников, а уже потом для них и на них придумывались трюки. С юными артистами занимался балетмейстер П. Гродницкий. Для каждого исполнителя нашли соответствующую роль. Успех «икарийцам» Кузяковым был обеспечен.

Сейчас артистичность и образность в цирке приобретают ничуть не меньшее значение, чем техника исполнения, и потому в номерах нужно явно усилить режиссерское начало. Думается, настало время, когда сценаристам и режиссерам следует подбирать актеров для задуманных произведений, а не наоборот. Именно режиссеры должны осуществлять «глубинный поиск» актерских дарований. Нельзя надеяться только на артистов, пока они что-то придумают и придут с этим в Союзгосцирк. И тут я вынуждена повторить: не всегда, к сожалению, энергией и администраторскими способностями обладают люди талантливые. Порой бывает иначе. Тогда-то и появляются на арене номера серые и однообразные.

Мне кажется, в цирке надо искать дарования так же, как в кино ищут подходящих актеров на главные роли. А актеры на главные роли в цирке есть.
Жонглер на моноцикле Ян Польди. Выступление его всегда восхищает. Трюками? Да, конечно. Но еще более манерой их подачи, тонкой актерской, именно актерской игрой. Так почему такой артист должен ограничиться одним амплуа?

Любовь Писаренкова. В одной рецензии было сказано, что различные гимнастические комбинации «превращаются у нее в песню души». А когда песню исполняет хороший певец, он каждый раз делает это чуть-чуть по-иному. То же происходит и у Писаренковой. Так если артистка в узких рамках одного номера может быть разной и неповторимой, насколько же интересно будет увидеть ее в другом жанре и совершенно в новом образе!

Тамара Мусина и Гуннар Каткевич — романтические герои под куполом цирка. Сразу же после выпуска — ycnexl И успех им принесли не только сложные трюки, но и умение перевоплощаться, жить на арене в образах от первого до последнего мгновения.

Однако до того, как стать гимнасткой, Мусина вместе с Эммой Черновой демонстрировали эквилибр на першах. Их дуэту было присуще особое, мягкое обаяние и высокий вкус. Так почему же теперь никто не предлагает ей с партнером подготовить «Перши»? Репетировать долго не придется — Мусина в этом жанре не новичок, их актерские способности тоже известны. А если бы вместе с ними над вторым номером, как и над первым, работал режиссер В. Левшин, то можно бы ожидать появления нового значительного произведения.

Альбина Зотова. Называя имя артистки, сразу же вспоминаешь образы, созданные сю на арене: гордую, страстную Зарему в «Бахчисарайской легенде», юную, порывистую, отважную героиню в номере «Буденновка». А не так давно Зотова выступила с иллюзионной программой, и зрители познакомились с очаровательной цирковой волшебницей. Разные жанры, разные образы...

Сейчас артистка готовит большой иллюзионный аттракцион. Что ж, можно только приветствовать такую неуспокоенность, стремление к поиску. И все-таки одна роль в вечер... Мне кажется, для Зотовой это недостаточно.

Вероятно, из-за травмы, полученной ранее, она уже но сможет показать нам свою великолепную «Буденновку», но ведь конный жанр несомненно любим ею. И потому мы должны увидеть ее на лошади. Пусть это будот «Высшая школа верховой езды». Но обязательно номер с определенной сюжетной направленностью, где Зотова появится в новом — классическом ли, современном ли, — но только обязательно новом образе.

Приведенные примеры — лишь плод моих наблюдений и размышлений. Может статься, Ян Польди совсем не хочет выступать в другом жанре. Мусина и Каткевич не желают заниматься эквилибром, а Зотова — конным жанром. Очень может быть. Однако на этих примерах хорошо видно, что, обращаясь к творчеству тех или иных артистов, можно учитывать различные факторы их предыдущей деятельности, предвидеть, какую роль артист выполнит лучше, а какую «не потянет». Иначе говоря, от актера, уже проявившего себя, можно ожидать более конкретных, определенных результатов.

В статье, подобной моей, следует, вероятно, ожидать рассказа, что кому-то отказали в подготовке второго номера, у кого-то отвергли оригинальную заявку. Однако с теми, с кем мне довелось встретиться, такого, к счастью, не случилось. И это вполне объяснимо: наш цирк в ближайшие годы пополнится значительным числом новых номеров и аттракционов. В связи с этим объявлен конкурс на лучшие сценарии. В нем участвуют и многие артисты.

В числе других я беседовала с руководителем жонглеров на лошади Владимиром Тепловым, который подал сценарную заявку на комический аттракцион «Жокеи с животными». В момент, когда пишутся эти строки, конкурс еще не закончился, и поэтому не будем раскрывать профессиональные секреты. Скажу только — в аттракционе должны участвовать животные редкие, дорогие, достать их нелегко. И тем не менее заявка встречена в Союзгосцирке с одобрением. Теплов написал сценарий и подал его на конкурс. Остается пожелать ему успеха.

Овладение новыми жанрами расширит творческие возможности артистов, позволит создавать увлекательные сюжетные спектакли. А пока бывает так: герой пантомимы должен крутить сальто-мортале или взмывать под купол, а он, при хороших актерских данных, умеет лишь жонглировать. Давайте-ка вернемся опять к Ирине, Владимиру и Игорю Тепловым. Сейчас артисты выступают как жокеи и жонглеры, если они к тому же выведут на манеж группу дрессированных животных, то режиссеры смогут предложить им самые разнообразные роли в спектаклях.

И еще одного небольшого вопроса мне бы хотелось коснуться. Сейчас в Союзгосцирке от артиста требуют сценарные заявки не только на новые номера, но и на каждый новым трюк. Постановление очень верное. Это даст возможность установить истинных авторов и создателей, позволит в какой-то мере бороться с копированием.

Но все ли артисты умеют писать сценарии? Конечно, нет. Знаю это совершенно точно, потому что многие из них не раз приходили в журнал с просьбой помочь описать трюки. Однако один обратится куда-то за помощью, другой — нет. У человека интересная задумка, но он не знает, как, с какой стороны взяться за дело, а плохо написать — неловко. Вот и пропадает его замысел втуне.

Так как быть? Думается, в Союзгосцирке или во Всесоюзной Дирекции по подготовке новых цирковых программ, аттракционов и номеров должны быть опытные люди, способные помочь артистам изложить их замысел на бумаге, составить сценарные заявки. И вовсе не как соавторы, а просто как консультанты. (Я не имею в виду литературные сценарии.) Если помощь и поддержка будут оказываться вовремя, то можно надеяться — арена пополнится самобытными яркими произведениями. А ведь задача у артистов и сотрудников Союзгосцирка общая — сделать цирковые программы увлекательнее, разнообразнее, красочнее.

Г. БЕЛЯКОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100