В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Пражский цирк в Сумгаите

Первыми разнесли  повсюду весть неугомонные мальчишки. Это они увидели, как на пустыре в одном из микрорайонов какие-то люди вбивали в землю колышки, мачты, a потом стали натягивать на них гигантский брезентовый шатер. Да ведь это же цирк! Ура, цирк приехал!!!

Да, это был он, долгожданный цирк, o предстоящих гастролях ко­торого сообщали афиши. И уже к вечеру установка шапито была в ос­новном завершена, высоко над ку­полом взметнулись советский и че­хословацкий флаги, a над входом засветилось та6ло «Цирк Прага».

Представление «Сафари-86», о ко­торoм я хочу рассказать, состоялось в городе химиков и металлургов Сумгаите. Здесь нет стационарного цирка, и поэтому артистов Манежа всегда встречают c особой радостью и гостеприимством.

Целый цирковой городок — семь­десят вагончиков — расположился плотным кольцом вокруг огромного шатра. Зрители, спешащие на пред­ставление, наверняка и не подозре­вают o предельно четкой организа­ции труда и быта артистов, служа­щих. Здесь предусмотрена букваль­но каждая мелочь. B комфортабельных фургонах располагаются мастер­ские по устранению возникающих технических неполадок, душевая, пpодовольственный магазин, клуб-бар и даже кухня со своим шеф-пова­ром. Шапито практически круглый год на колесах. И вместе c родите­лями разъезжают дети. Этот момент тоже учтен. Есть здесь своя школа, где по окончании учебного года ре­бятам выдается специальный до­кумент. Очень уютно и в жилых фур­гонах, рассчитанных на два-три человека.

Нынешний год для цирка «Пра­га» — юбилейный. Исполнилось трид­цать пять лет со дня образования объединения цирков и варьете социа­листической Чехословакии. Из них по­следние двадцать лет постоянно действует взаимообмен цирковых программ между нашими двумя стра­нами.

Итак, представление. О его плю­сах и минусах хотелось бы погово­рить сегодня. Прежде всего o том, что понравилось.

Эквилибристы на першах Бовар­ти. Очень эффектны в их номере групповые синхронные построения. Вот, например, трое нижних балан­сируют перши, на вершинах которых сделаны разные специальныe приспособления, позволяющие партнершам выполнять самые различные элемен­ты акробатики. Легкость исполнения, мгновенные перестроения, калейдо­скопичность происходящего за ко­роткие минуты выступления артистов на манеже -- все это вызываeт дол­гие аплодисменты зрителей.

Интересен и не совсем обычны й номер акробатов на лопинге. Сама конструкция этого аппарата сделана довольно оригинально — раскачивающиеся «качели» в форме двух соединенных колец, в которых и на­ходятся артисты. И пока один из них. в своем кольце удерживает равно­весие всего аппарата, другой выпол­няет акробатические элементы.

В программе чехословацких ар­тистов зрители познакомились и c молодым дрессировщиком хищников Богумилом Навратилом. Он работа­ет c двумя тиграми и шестью льви­цами. Импонируют мягкая манера подачи дрессуры, полный контакт c животными, которые, кажется, c удовольствием идут на любой трюк. Конечно, это иллюзия, и создается она благодаря высокому профессио­нализму артиста, его умению под­чинить себе зверей, быть с ними в клетке «на равных».

Клoуны Пепи и ПелинаНа фото. Клoуны Пепи и Пепина

В номере есть немало остроумных находок и, что самое главное, дрессировщик не просто демонстрирует хищников, a выступает как их партнер.

Неплохо, хотя и без каких-либо новшеств, построена работа жонгле­ров Ланиковых, роликобежцев ген­кишевы к.

Хочется сказать несколько слов o клоуне Клаусе Кайзере. Вместе со своей партнершей (их псевдоним Пели и Пепина) он исполняет серию реприз в старинном, Классическом стиле. B основном это пародии на рaзличные цирковые жанры: акро6атику, жонглирование, иллюзию, дрес­суру. Артистов отличает озорной, a подчас и ироничный взгляд на вещи, способность к экспромту, изобрета­тельность. Они действительно смеш­ны, забавны в своих незатейливых сценках.

Порой бывает тaк: придя в цирк, вдруг ловишь себя на мысли, что но­мер, демонстрируемый на манеже, тебе уже знаком. Отчего случается такое? Вроде бы и артисты незнако­мые и оформление новое. И все же...

C таким ощущением смотрел я выступление гимнастов на ремнях — дуэта Галаксис. Трюк следовал за трюком, и вдруг осенило — да это же упрощенный вариант братьев Пантелеенко! Перенося его в свою программу артисты, думается, долж­ны были творчески переосмысливать комбинации. Но увы, этого не прои­зошло.

A когда на манеж вышел акро­батический ансамбль «Али-баба и 5 разбойников» сразу же вспомни­лась «Группа здоровья» под руковод­ством Ю. Саркисяна. Те же ходы, та же разработка трюков...

O тиражировании цирковых номе­ров писалось уже немало. И тем не менее бездумное «снятие копий» c оригинальных произведений продол­жается.

Артисты Эфис «Оригинальный лопинг» На фото. Артисты Эфис «Оригинальный лопинг»

Говоря o программе наших чехословацких друзей, надо отметить и то, что большинство номеров, не­плохих по качеству, все же лишены должной режиссуры. От этого они во многом теряют, превращаются в заурядную демонстрацию трюков, лишаются своей зрелищной стороны.

И еще. Несколько раздражают высокопарные, довольно затянутые объявления ведущей. «После успеш­ных гастролей по Южной Америке к нам вернулась воздушная гимнаст­ка H!» Или: «Единственные в мире животные, которые трудно поддают­ся дрессировке» (это о зебрах-то!). B объявлениях ведущей заметен и целый ряд профессиональных неточ­ностей, типа: «Блистательный полет в Воздухе!» — так представлена гимнастка, которая и не думала ле­тать, а лишь совершила ряд комбинаций на трапеции. Спорным кажет­ся и то, что после каждого удачно­го трюка ведущая заученным голо­сом «выдает» в микрофон серию комплиментов: «Браво! Прима!» и так далее. Артисты, безусловно, заслу­живают таких похвал, но ведь уместнее и естественнее, если 6ы разда­вались они из зала.

B целом же программа чехословацкого цирка оставляет приятное впечатление, и когда артисты в фи­нале выходят на манеж попрощать­ся со зрителями, зал награждает их долгими аплодисментами — в бла­годарность за искусство, за время, ин­тересно проведенное c мастерами арены.
 

H. АРАКЕЛОВ   

Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100