Пражский цирк в Сумгаите
Первыми разнесли повсюду весть неугомонные мальчишки. Это они увидели, как на пустыре в одном из микрорайонов какие-то люди вбивали в землю колышки, мачты, a потом стали натягивать на них гигантский брезентовый шатер. Да ведь это же цирк! Ура, цирк приехал!!!
Да, это был он, долгожданный цирк, o предстоящих гастролях которого сообщали афиши. И уже к вечеру установка шапито была в основном завершена, высоко над куполом взметнулись советский и чехословацкий флаги, a над входом засветилось та6ло «Цирк Прага».
Представление «Сафари-86», о которoм я хочу рассказать, состоялось в городе химиков и металлургов Сумгаите. Здесь нет стационарного цирка, и поэтому артистов Манежа всегда встречают c особой радостью и гостеприимством.
Целый цирковой городок — семьдесят вагончиков — расположился плотным кольцом вокруг огромного шатра. Зрители, спешащие на представление, наверняка и не подозревают o предельно четкой организации труда и быта артистов, служащих. Здесь предусмотрена буквально каждая мелочь. B комфортабельных фургонах располагаются мастерские по устранению возникающих технических неполадок, душевая, пpодовольственный магазин, клуб-бар и даже кухня со своим шеф-поваром. Шапито практически круглый год на колесах. И вместе c родителями разъезжают дети. Этот момент тоже учтен. Есть здесь своя школа, где по окончании учебного года ребятам выдается специальный документ. Очень уютно и в жилых фургонах, рассчитанных на два-три человека.
Нынешний год для цирка «Прага» — юбилейный. Исполнилось тридцать пять лет со дня образования объединения цирков и варьете социалистической Чехословакии. Из них последние двадцать лет постоянно действует взаимообмен цирковых программ между нашими двумя странами.
Итак, представление. О его плюсах и минусах хотелось бы поговорить сегодня. Прежде всего o том, что понравилось.
Эквилибристы на першах Боварти. Очень эффектны в их номере групповые синхронные построения. Вот, например, трое нижних балансируют перши, на вершинах которых сделаны разные специальныe приспособления, позволяющие партнершам выполнять самые различные элементы акробатики. Легкость исполнения, мгновенные перестроения, калейдоскопичность происходящего за короткие минуты выступления артистов на манеже -- все это вызываeт долгие аплодисменты зрителей.
Интересен и не совсем обычны й номер акробатов на лопинге. Сама конструкция этого аппарата сделана довольно оригинально — раскачивающиеся «качели» в форме двух соединенных колец, в которых и находятся артисты. И пока один из них. в своем кольце удерживает равновесие всего аппарата, другой выполняет акробатические элементы.
В программе чехословацких артистов зрители познакомились и c молодым дрессировщиком хищников Богумилом Навратилом. Он работает c двумя тиграми и шестью львицами. Импонируют мягкая манера подачи дрессуры, полный контакт c животными, которые, кажется, c удовольствием идут на любой трюк. Конечно, это иллюзия, и создается она благодаря высокому профессионализму артиста, его умению подчинить себе зверей, быть с ними в клетке «на равных».
На фото. Клoуны Пепи и Пепина
В номере есть немало остроумных находок и, что самое главное, дрессировщик не просто демонстрирует хищников, a выступает как их партнер.
Неплохо, хотя и без каких-либо новшеств, построена работа жонглеров Ланиковых, роликобежцев генкишевы к.
Хочется сказать несколько слов o клоуне Клаусе Кайзере. Вместе со своей партнершей (их псевдоним Пели и Пепина) он исполняет серию реприз в старинном, Классическом стиле. B основном это пародии на рaзличные цирковые жанры: акро6атику, жонглирование, иллюзию, дрессуру. Артистов отличает озорной, a подчас и ироничный взгляд на вещи, способность к экспромту, изобретательность. Они действительно смешны, забавны в своих незатейливых сценках.
Порой бывает тaк: придя в цирк, вдруг ловишь себя на мысли, что номер, демонстрируемый на манеже, тебе уже знаком. Отчего случается такое? Вроде бы и артисты незнакомые и оформление новое. И все же...
C таким ощущением смотрел я выступление гимнастов на ремнях — дуэта Галаксис. Трюк следовал за трюком, и вдруг осенило — да это же упрощенный вариант братьев Пантелеенко! Перенося его в свою программу артисты, думается, должны были творчески переосмысливать комбинации. Но увы, этого не произошло.
A когда на манеж вышел акробатический ансамбль «Али-баба и 5 разбойников» сразу же вспомнилась «Группа здоровья» под руководством Ю. Саркисяна. Те же ходы, та же разработка трюков...
O тиражировании цирковых номеров писалось уже немало. И тем не менее бездумное «снятие копий» c оригинальных произведений продолжается.
На фото. Артисты Эфис «Оригинальный лопинг»
Говоря o программе наших чехословацких друзей, надо отметить и то, что большинство номеров, неплохих по качеству, все же лишены должной режиссуры. От этого они во многом теряют, превращаются в заурядную демонстрацию трюков, лишаются своей зрелищной стороны.
И еще. Несколько раздражают высокопарные, довольно затянутые объявления ведущей. «После успешных гастролей по Южной Америке к нам вернулась воздушная гимнастка H!» Или: «Единственные в мире животные, которые трудно поддаются дрессировке» (это о зебрах-то!). B объявлениях ведущей заметен и целый ряд профессиональных неточностей, типа: «Блистательный полет в Воздухе!» — так представлена гимнастка, которая и не думала летать, а лишь совершила ряд комбинаций на трапеции. Спорным кажется и то, что после каждого удачного трюка ведущая заученным голосом «выдает» в микрофон серию комплиментов: «Браво! Прима!» и так далее. Артисты, безусловно, заслуживают таких похвал, но ведь уместнее и естественнее, если 6ы раздавались они из зала.
B целом же программа чехословацкого цирка оставляет приятное впечатление, и когда артисты в финале выходят на манеж попрощаться со зрителями, зал награждает их долгими аплодисментами — в благодарность за искусство, за время, интересно проведенное c мастерами арены.
H. АРАКЕЛОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.
оставить комментарий