Преданное служение цирку
За последние шесть лет режиссер Центральной студии циркового искусства заслуженная артистка РСФСР Клара Болеславовна Кох подготовила для манежа и групп «Цирк на сцене» двадцать пять новых номеров. В каждую из этих работ вложены большой труд, талант и мастерство человека, беспредельно преданного искусству цирка.
Вот один из подготовленных ею номеров — «Эквилибр во вращающемся колесе на треножнике». Еще недавно 3. Ваизова-Васильева из Татарского молодежного коллектива не имела представления о жанре, в котором она теперь успешно выступает. Сегодня благодаря своему режиссеру молодая исполнительница знает многое. Она не только освоила сложные трюки эквилибра, но и поняла. что лишь труд — каждодневный и напряженный — способен привести к творческому успеху.
Именно таким трудом заполнена вся жизнь Клары Болеславовны Кох. Азбуку цирка она начала постигать в пятилетием возрасте под руководством своего отца Болеслава Юзефовича Кухарж-Коха. Правда, к то время она больше всего тянулась к музыке. Специалисты отмечали ее тонкий слух и отличную музыкальную память. Чайковский, Шопен, Григ уже тогда стали ее кумирами. И пусть не пришлось Кларе, как мечталось когда-то в школьные годы, стать дирижером, но любовь к музыке и понимание ее сохранялись навсегда. До сих пор жива в ее душе благодарность дирижеру и композитору В. Мошкову и заслуженному артисту РСФСР Л. Маслюкову, так много сделавшим для се музыкального образования. Уже подростком Клара Кох хорошо играла на рояле, саксофоне. концертино. Впоследствии она была не только большим мастером эквилибра и акробатики, но и выступала с партнерами в музыкальных номерах.
Почти так же страстно, как музыку, полюбила она балет, вместе с сестрами еще в детстве брала первые уроки хореографии у Эммы Яковлевны Труцци, по нескольку часов в день проводила у балетного станка. Хореография, кстати, всегда была неотъемлемой частью номера сестер Кох, одним из главных его компонентов. И совсем недавно, когда режиссеру К. Кох потребовалось уточнить рисунок танца в создаваемом ею новом номере, она решила эту задачу вместе с известным мастером балета заслуженным артистом РСФСР В. Преображенским.
Музыка и хореография занимают значительное место в режиссерской работе Клары Кох. Но главное в ее мастерстве это то, что она в совершенстве знает многие цирковые жанры: акробатику, эквилибр, музыкальную эксцентрику.
Девяти лет Клapa Кох дебютировала на манеже. Действие сценки «Выходной день», в которой она участвовала. было построено таким образом, что маленькой артистке приходилось идти на носках по тоненьким колышкам высокого забора, крутя пируэты и играя на флексатонах. В том же номере вместе с И. Папазовым дебютантка выполняла еще более сложный трюк. На высоких воротах были установлены одна на другую две табуретки. Папазов балансировал на них. а Клара выполняла стойку "Голова в голову", и оба артиста играли на концертино.
Таков был дебют. А через некоторое время Клара вошла в номер "Эквилибристки на двойной проволоке"*, с которым выступали ее старшие сестры — Зоя и Марта. Вот один из уникальных трюков номера: Марта, стоя на проволоке, держала Клару в стойке «голова в голову», при этом Марта садилась на проволоку и вставала.
В трудные годы Великой Отечественной войны Б. Ю. Кох создает одно из самых значительных своих произведений — аттракцион "Семафор-гигант". Сестры Кох, продолжая выступать с прежними номерами, упорно готовятся к работе в новом аттракционе. Все трюки вначале репетируются на канате, а потом постепенно переносятся на вибрирующее ребро семафора.
При создании этого аттракциона Клара Кох впервые проявила себя как режиссер. Именно она предложила своеобразный выход исполнительниц — торжественный спуск по лестнице на манеж, посоветовала использовать в одном из трюков хорошие вокальные данные Зои Кох.
То. чему сегодня режиссер Клара Кох учит своих воспитанников, удивительно ярко было продемонстрировано тремя сестрами не только в "Семафоре-гиганте", но и в выпущенном следом за ним «Колесе». В обоих аттракционах был уникальный, постоянно менявшийся трюковой репертуар. Незабываем знаменитый коховский копфштейн в движении по ребру огромного семафора, незабываема колонна из трех артисток под куполом цирка на зубчатом колесе. Эти и другие подобные трюки стали основой глубоко поэтичных произведений. И хорошо, что большие мастера манежа передали эстафету достойным преемницам — сестрам Авдеевым, которые выступают ныне с аттракционом "Семафор-гигант".
Весной этого гола Кларе Болеславовне Кох исполняется пятьдесят лет Она много н увлеченно работает, готовит одновременно пять новых номеров.
Преданное, вдохновенное служение цирку продолжается!
Ю. Островский
оставить комментарий