| 16:38 | 27.05.2015
Природа клоунского образа. Обсуждаем проблемы мастерства
Артист, постигший трюковую технику клоунады, воспринявший ее секреты и приемы, не может быть назван клоуном в подлинном смысле этого слова, если он не владеет актерским мастерством. Речь в статье пойдет об актерской природе клоунского образа.
На манеже сегодняшнего цирка господствует коверный клоун. Процесс формирования этого жанра клоунады, вытеснявшего постепенно традиционную буффонадную пару, проходил в советском цирке в 20—30-е годы. Завершил эволюцию коверного Карандаш (М. Румянцев). Он выходил на манеж не затем, чтобы просто заполнить паузу в программе. Он жил, творил, существовал в данных обстоятельствах, отдаваясь всему увлеченно и самозабвенно. У него коверный стал самостоятельным явлением. Лучшие наши клоуны продолжают традицию Карандаша, но каждый из них индивидуален в своем клоунском образе. Для клоуна средством выражения его индивидуальности является маска. Маска начинается с внешнего облика
и бархатная курточка у Олега Попова; фетровая шляпа и короткие брюки в полоску у Юрия Никулина; черный костюм и элегантно завязанный бантик у Леонида Енгибарова. И все-таки в современном цирке маска — это прежде всего воплощение внутреннего мира артиста, обобщенное выражение внутренней сути его образа.
Попов выходит на манеж уверенно, чувствуя, что он всем просто необходим—веселый, насмешливый, обаятельный человек с добрыми и лукавыми глазами. Огромный успех, который очень скоро завоевал Попов, принципиален. Артист принес на манеж образ нового человека, для которого характерно ощущение свободы, радости бытия. Для миллионов людей разных стран и национальностей искусство Попова стало символом оптимистического восприятия жизни; в нем сильно национальное, русское начало.
В образе, созданном Никулиным, и в помине нет уверенности и задора Олега Попова. Никулин появляется на манеже в надвинутой набок шляпе, в коротких серых брюках, больших башмаках и не по росту обтягивающем пиджачке, подчеркивающем неуклюжесть его фигуры. / Он выходит, держа за руку партнера, словно боясь потерять его и остаться один на один с публикой. Как же родилась маска Никулина?
Когда-то Юрий Никулин и Михаил Шуйдин выступали партнерами Карандаша. После окончания конного номера Карандаш предлагал кому-нибудь из публики покататься на лошади. Из зала выходил долговязый парень в рабочей кепке и кирзовых сапогах. Ему было неловко, боязно и любопытно. Под громкий хохот зрителей, старательно преодолевая страх, он пытался забраться на спину лошади.
Именно в комической «Сценке на лошади» впервые наметились черты клоунской маски Никулина. Примечательны сами обстоятельства ее рождения. «Герой» Никулина вышел из публики.
В его облике не было ничего клоунского, он действительно мог смешаться с толпой, ничем из нее не выделяясь. И в то же время это был уже типаж, характер, образ актерского перевоплощения. Никулин появился на арене не для того, чтобы демонстрировать цирковое искусство, не ради трюков, без которых не мог существовать номер, — он был целиком поглощен задачей прокатиться на лошади, это была цель, сосредоточившая все его внимание.
Позже маска Никулина определилась в своей законченной форме. Появились эксцентрические детали, сложился образ флегматичного, простоватого парня с наивно-разинутым ртом и удивленными круглыми глазами. Но сохранился тот же типический характер, только приобретший теперь специфически клоунские средства выражения.
Клоун на манеже, так же как и актер на сцене, создает образ. Но если актер драматического театра каждый раз перевоплощается в пределах роли, созданной драматургом, и действует в предлагаемых обстоятельствах данной пьесы, то клоун создает свой единственный образ-маску, которая определяется социальными, творческими, психофизическими факторами и действует в предлагаемых обстоятельствах по логике своего образа. Предлагаемыми обстоятельства публичного представления на манеже.
Когда разыгрывается клоунада, могут возникнуть дополнительные, конкретные обстоятельства, заданные драматургией данной сценки. Если клоун изображает какой-либо персонаж, то маска его может трансформироваться, но прямого перевоплощения, как у актера драматического театра, при этом не происходит. По традиции, коверный клоун присутствует на манеже в течение всего представления. Он как бы связывает воедино номера программы. Актерская природа клоуна, принципы его существования на арене и общения со зрителем находятся во взаимодействии с законами циркового спектакля. Если Попов свободно выражает себя в ситуациях циркового представления и зритель для него является необходимым партнером, то для Никулина зрители часто кажутся «враждебными», и именно в этом видимом конфликте со зрителями у артиста выражается свой особый «контакт» с ними.
У клоуна свой условный мир, где все совершается по логике, часто нелепой с общепринятой точки зрения, но для него вполне приемлемой и последовательной. В этом и заключается эксцентризм клоунского поведения на манеже, здесь секрет смеха. Можно вспомнить, ТКТГК Попов, бегая по манежу с открытым ртом, «ловит воздух», чтобы надуть резиновый шарик; как знаменитый немецкий клоун Грок, садясь за рояль, изо всех сил старается подвинуть рояль к стулу; как Енгибаров с помощью микрофона проверяет биение сердца у инспектора манежа.
У актера, выступающего в образе клоуна, должна быть абсолютная вера в то, что он делает. Эта вера, полная поглощенность происходящим есть и у Никулина. В сосредоточенности Никулина угадывается какая-то своя, скрытая жизнь. Его «герой», казалось бы, недалекий парень, неудачливый простофиля, сплошь да рядом попадает в переплетение сложных, часто подавляющих его обстоятельств. Перед ним возникают все новые и новые препятствия, мешающие ему «жить». Но у него всегда находится воля к тому, чтобы не отступить от своей цели, и умение найти выход, добиться своего, совершив маленькое клоунское «чудо». В отличие от Попова, который «непобедим», у которого всегда в запасе готовое решение (в крайнем случае он обойдет препятствие или найдет шутливый повод от него избавиться, не теряя репутации веселого, ловкого человека), Никулину все достается с трудом, для него решение порой приходит в момент отчаяния, часто слишком дорогой ценой.
Вспомним такую, например, сценку. Партнер Никулина — Михаил Шуйдин — собирается повторить опыт Вильгельма Телля. Мишенью для его стрелы служит яблоко на голове партнера. Но Никулина больше занимает яблоко, чем опасность, которая над ним нависла. Стрела пронзает Никулина насквозь, но зато яблоко досталось ему. «Мимо!» — кричит он радостно и убегает с яблоком в руках.
Или другой пример. На садовой скамеечке сидит Никулин. Он ждет девушку. Она приходит — красивая и нарядная. Ему очень хочется сделать ей что-то приятное. Он галантно протягивает ей коробку конфет, бежит к цветочнице за букетом. Но цветы уже все распроданы — ему, как всегда, не везет. В это время на манеже появляется человек в надвинутой на лоб кепке, с папиросой в зубах, развязный и наглый. В руках у него ведро с большим букетом. Никулин радостно бросается к спекулянту (артист М. Шуйдин).
Букет в руках у Никулина, он хочет бежать к своей возлюбленной, но тяжелая рука ложится на его плечо: торговцу мало тех денег, что он получил. Никулин отдает ему галстук, но и этого недостаточно. Тогда Никулин бежит за продавцом, чтобы отдать ему последнее, что у него есть — брюки. И вот он появляется— раздетый, с огромным букетом цветов. Сейчас она увидит его, и тогда все будет кончено — счастье рухнет, девушка уйдет навсегда. Никулин, стоя за скамейкой, как за ширмой, взволнованно и нежно смотря ей в глаза, протягивает цветы. Она, как бы не замечая его нелепого вида, благодарно улыбается. «Чудо» вершит любовь. Они уходят, взявшись за руки, счастливые и трогательные...
Сюжеты реприз Никулина и Шуйдина предельно ясны. Никулин привлекает внимание прежде всего самим своим существованием в той или иной ситуации, так как артист всегда говорит больше, чем содержит сюжет. Как драматический актер, Никулин играет не только текст, но и «подтекст» роли. В то же время цирковая маска Никулина далеко не тождественна его человеческой личности. Герой Попова безусловно не есть сам Попов. Актер тоже находится в образе, но маска Попова так или иначе выражает его индивидуальность, человеческое мировосприятие.
Если у Никулина «маска» опосредованно выражает его личность, то Енгибаров, так же как и Олег Попов, живя в цирковых ситуациях, свободно передает свое настроение, свое восприятие жизни. Но у Енгибарова они более сложны и противоречивы. Вот он беззаботно^ легко и весело скачет через веревочку. Этот «беспорядок» на манеже решает пресечь инспектор, он отбирает скакалку. Енгибаров достает другую, третью — все у него отнимают. Тогда Енгибаров вынимает из-под шляпы последнюю веревочку... Перепрыгивать через нее невозможно - она слишком коротка. Клоун ложится спиной на манеж и, извиваясь всем телом, перебрасывает через себя
веревку... Опять приходит инспектор. Енгибаров завязывает у себя на шее веревку, словно галстук, и, насмешливо глядя в лицо инспектору, уходит. Категоричность оказывается побежденной мыслью, находчивостью.
У Енгибарова метла вдруг становится ружьем, с которым он идет за инспектором, будто конвоируя его, а когда тот оборачивается, он на этой же метле играет, как на скрипке. Шляпа может превратиться у него в мяч для игры в хоккей, жилет — в плащ тореадора.
Репризу Енгибарова со скакалкой можно сравнить с репризой Попова «Свисток». Оба они борются с обстоятельствами. Но если Попов преодолевает трудности смекалкой и лукавством, то Енгибаров — иронией и силой интеллекта. Артист старается говорить с манежа о сложности человеческих взаимоотношений, комическое у него подчас оборачивается трагической стороной. Может быть, поэтому зарубежные критики назвали его «клоуном с осенью в сердце».
Одна из реприз Енгибарова называется «Одиночество». Под грустную музыку на манеж выходит клоун. Он демонстрирует сложные акробатические трюки. Гремят аплодисменты, а клоун, как бы не замечая никого, ложится на манеж, отдыхает, «греясь» в лучах прожекторов. Затем встает, снова делает стойку на руках и медленно идет за кулисы. Публика аплодирует, инспектор вызывает его на поклон, но он, качая головой, уходит.
Драматическое начало почти неизменно пронизывает эксцентрическое действие клоунад Енгибарова. Такова особенность его героя, его маски...
Примитивное и плоское ремесло, пошловатое заигрывание со зрителем, провинциализм все еще соседствуют в нашем цирке с большим и подлинным искусством клоуна. Однако сегодня мы имеем все оснований говорить о серьезных достижениях, принципиальных сдвигах в жанре клоунады. Творческий опыт Олега Попова, Юрия Никулина, Леонида Енгибарова и других ведущих артистов этого жанра дает возможность судить о путях и тенденциях развития клоунского искусства.
В наши дни советская клоунада не перестает обращаться к древнейшим традициям клоунского искусства. Но классические сценки например, «Свисток» у Попова, «В парке» у Енгибарова получают иное звучание, новый облик; они преобразуются, подчиняясь действию актера на манеже в определенном образе-маске. Эксцентрика лежит в основе поведения современных клоунов, но вместе с тем она стала и основой для создания глубоких образов. В арсенале клоуна все многообразие цирковых жанров, но трюк никогда не становится самоцелью. Используя слово и пантомиму, современный клоун может быть сатириком, лириком, философом. Актерская природа клоуна выражается в органическом существовании его в обстоятельствах циркового спектакля и в индивидуальном характере его маски, в которой соединяются личность актера и жизненная тема, типизация и обобщение.
Клоун сегодня — это не просто смешной трюкач, а актер со своей творческой индивидуальностью, своим мироощущением.
Н. КУЗНЕЦОВА, научный сотрудник Музея цирка
оставить комментарий