В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Приятные сюрпризы

Еще совсем недавно мы с полным основанием сетовали на чрезвычайно скудную заселенность наших книжных полок изданиями о цирковом искусстве и его людях. Наш цирк по праву считается одним из лучших в мире, а вот книг о нем выходило мало, до обидного мало. Если, разумеется, не считать рекламных издании, созданных стараниями самого Союзгосцирка, его отдела рекламы и пропаганды.

Теперь положение несколько меняется к лучшему, что, понятно, не может не радовать поклонников и ценителей этого древнего, но вечно юного искусства.

Особенно отрадно то обстоятельство, что книги о цирке стали издаваться не только в Москве, но и на периферии. Недавно, например, в Узбекистане появилась интересная книга о дорвозах и других великолепных мастерах узбекского цирка. Рецензия на эту содержательную книгу напечатана в № 7 нашего журнала.

А вот еще. Передо мною три книжки, изданные на протяжении последнего года в Киеве на украинском языке. »Цирк, только цирк!» — так называется веселый, отлично иллюстрированный сборник рассказов, юморесок, забавных былей и карикатур, выпущенный издательством «Мистецтво» (составитель — заслуженный работник культуры УССР В. А. Никулин).

Жизнерадостной улыбкой Олега Попова светится обложка книжки «Волшебный мир цирка», вышедшей в украинском издательстве «Советская школа». Автор ее — литератор М. Татарский — в занимательной форме путешествия по интереснейшему миру арены увлеченно рассказывает о том, как а глубокой древности зарождалось это искусство, о его сегодняшнем дне, знакомит читателей с основными его жанрами и с ведущими мастерами отечественного цирка. Произведение это предназначено для школьников, но оно, бесспорно, будет с интересом прочитано и взрослым читателем, каждым, кто интересуется веселым и мужественным творчеством артистов цирка.

Этот же автор — М. Татарский — написал еще одну книжку. Ее выпустило издательство Мистецтво в серии «Библиотечка художественной самодеятельности». Сборник, озаглавленный «Без лишних слов», несомненно, полезен и интересен для участников цирковой самодеятельности, а особенно для тех, кого привлекает трудное, сложное искусство клоунады.

В обстоятельном предисловии к этому сборнику известный писатель-сатирик Виктор Ардов подробно рассказывает о клоунаде, о ее общественно-нравственном значении, о ее месте и роли среди остальных цирковых жанров.

В сборнике «Без лишних слов» актеры-любители найдут репризы и мимические сценки, которые позволят им не только пополнить свой репертуар, но и сделать его весомей, ярче и богаче. Весьма существенно и то, что знакомство с этими книгами М. Татарского — литератора, давно и плодотворно работающего над созданием циркового репертуара. пробудит творческую фантазию самодеятельных цирковых артистов.

И, наконец, совсем недавно появилась еще одна книжка о цирке. Речь идет о брошюре журналиста Константина Петровского, выпущенной Приокским издательством и получившей название Сюрпризы Тульского цирка.

О чем она?

Среди пятидесяти семи наших цирковых стационаров есть несколько так называемых постановочных цирков, на манежах которых не только «прокатываются» программы, но и создаются новые произведения. К числу таких стационаров относятся оба Московских, Ленинградский, Киевский, Харьковский. Минский, Тульский и некоторые другие. О работе Тульского цирка, о его коллективе, о том, как за последние годы были созданы в Туле пять спектаклей, получивших одобрение огромного числа советских и зарубежных зрителей, и рассказывается в книжке К. Петровского, красочно оформленной художником В. Бочаровым.

Автор рассказывает о пяти сюрпризах — пяти премьерах Тульского стационара, ставших в разной мере этапными рубежами в истории советского цирка последнего десятилетия.

Два совершенно новых вида циркового зрелища — «Цирк на льду» и «Цирк на воде» — обрели свою творческую жизнь именно в Туле. Именно там началось их триумфальное шествие по советским и зарубежным манежам. Там же получила путевку в жизнь конно-цирковая программа «Тула — Париж», которая в конце 1965 года тридцать три раза была показана в парижском Дворце спорта.

В честь 25-летия обороны Тулы от немецко-фашистских захватчиков был создан спектакль «И арсенал и щит России».

К. Петровский вспоминает: «Трудящиеся Тулы и многочисленные гости города оружейников, собравшиеся в цирке вечером 7 декабря 1966 года, стали свидетелями новой творческой победы мастеров манежа. Нужно было видеть и слышать, с каким воодушевлением и благодарностью зрители принимали каждую картину, каждый зпизод злободневного и темпераментного героического представления, посвященного историческому юбилею!»

Далее автор справедливо отмечает, что успеху этому немало способствовали и публицистически острый сценарий драматурга Ю. Чепурина, и мастерство постановщика — заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Вольного, и увлеченность, энтузиазм, с которым трудились все участники представления.

Наконец, пятым сюрпризом по праву стал спектакль «Русские самоцветы», которым Тульский цирк открыл свой восьмой сезон, успешно поставленный молодым режиссером Виленом Головко по сценарию, написанному им совместно с поэтом Юрием Благовым.

Сердечно, очень тепло рассказывается в книжке о вдохновенном режиссерском творчестве на тульском манеже аы-
дающихся мастеров советского цирка, безвременно ушедших от нас заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Арнольда («Цирк на льду»), народного артиста РСФСР М. Туганова («Тула — Париж»), заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Аронова («Цирк на воде»).

С глубокой симпатией рассказывается в книжке и о многих других цирковых деятелях, успешно работавших над представлениями, созданными в Туле, — о художниках, балетмейстерах, режиссерах, музыкантах, и, конечно, о многочисленных артистах.

Написанная языком простым и ясным, со знанием дела, книжка К. Петровского тем не менее не лишена некоторых недостатков стилистического и фактического характера. Так, например, сообщая, что, 1970 год коллектив встретил детским спектаклем-пантомимой «Трубка мира», К. Петровский почему-то не счел нужным назвать автора стихов ныне покойного Б. Сибирякова. Между тем, как известно, стихи в данном произведении играют далеко не последнюю роль. Есть в книжке и некоторые другие огрехи, без которых она. несомненно, была бы ярче, лучше.

Каждый из пяти очерков, содержащихся в книжке, убедительно свидетельствует о том, что Тула — город цирковой, что там отлично понимают и горячо любят искусство арены. Любовь эта действенная, активная, что нашло свое выражение и в прекрасно оснащенном, великолепном здании цирка — одном из лучших в стране, выстроенном в 1963 году, и в постоянной деятельной помощи цирку со стороны областных и городских партийных, советских, комсомольских организаций, коллективов промышленных предприятий. В этой живой, плодотворной связи — залог дальнейших творческих побед Тульского цирка, его новых свершений, новых радостных сюрпризов.


ЯН ОСТРОВСКИЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100